МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 9 мая в Магадане откроют Мемориал «Героям АЛСИБА». Памятник станет одной из главных культурных достопримечательностей региона, зафиксировавшей историю сотрудничества двух держав — СССР и США. Участие в торжественной церемонии открытия памятника примет губернатор Магаданской области Сергей Носов. Открытие памятника будут освещать СМИ. Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в Управлении информационной политики Правительства Магаданской области.
Мемориал, посвященный подвигу личного состава 1-й перегоночной Краснознаменной авиадивизии ГВФ воздушной трассы «Аляска-Сибирь» установлен на 13 км федеральной трассы «Колыма», на повороте к зданию старого аэровокзала. Выбор места установки памятника не случаен — старый аэропорт Магадана был одной из точек материального снабжения воздушной трассы «Аляска-Сибирь». Мемориал будет встречать едущих в Магадан и напоминать о героическом эпизоде времен Великой Отечественной войны.
Памятник запечатлел приветствие советского и американского летчиков на фоне крыла самолета, поставленного вертикально. В настоящий момент ведутся работы по благоустройству прилегающей территории.
Проект мемориала создан председателем Союза художников России, Народным художником РФ, академиком Российской академии художеств Андреем Ковальчуком и председателем Магаданской областной организации Союза художников России, Заслуженным художником РФ, академиком Российской академии художеств Константином Кузьминых, за счет пожертвований представителей бизнес-сообщества и неравнодушных колымчан.
В 2020 году Россия отмечает 75-ю годовщину со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Президент России Владимир Путин объявил 2020-й Годом памяти и славы.
Справка:
Трасса «Аляска-Сибирь» действовала с 1942 по 1945 год между Фэрбанксом (Аляска) и Красноярском и проходила через аэродромы и взлётно-посадочные полосы Магаданской области в столице края и посёлках Сеймчан, Берелех. Она была советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, поставляемых в СССР по ленд-лизу.
Началом полетов по трассе США – Уэлькаль – Анадырь – Сеи?мчан и далее через Якутск, Иркутск, Красноярск считается 7 октября 1942 года.
7926 боевых и транспортных самолетов получили советские ВВС по ленд-лизовскому соглашению между США и СССР с 1942 по 1945 гг.
3-и? перегоночный авиаполк, который обслуживал участок трассы, заканчивающийся в Якутии, базировался в поселке Сеи?мчан. Этот участок был самым напряженным и нелегким на всей трассе — он пролегал над высокогорной территорией и над Ои?мяконским полюсом холода. Летчикам приходилось летать на больших высотах с применением кислородных масок и при очень низких температурах. Полет длился около четырех часов, причем почти все самолеты не имели отопления. Летчикам приходилось преодолевать невозможное. За период действия авиасообщения в 44 авиакатастрофах погибли 113 летчиков, потерян 81 самолет.
Самолетами ленд-лиза было оснащено 250 боевых полков. По трассе, длиною более пяти тысяч километров, также перевозилось военное оборудование, золото, слюда, продовольствие, почта, в том числе дипломатическая. Всего по авиатрассе было перевезено 18753 тонн грузов, а также 128371 пассажир.