Он направлен на дальнейшую реализацию закона «О гарантиях лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающим в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС на территории Магаданской области», а также ряда нормативно-правовых актов региона обеспечивающих поддержку коренных народов.
В этом же документе есть другой пункт. Им предлагается, ввиду отсутствия нормативных правовых актов, которые обязывают исполнительные власти регионов вести регистр лиц, являющихся представителями коренных малочисленных народов, исключить из полномочий государственного исполнительного органа Магаданской области обязанность по ведению этого регистра.
«Наша позиция в том, что нормы ФЗ-82 могут распространяться на лиц, которые не относятся к коренным народам, в определённом порядке. В этой части закон никогда не действовал, регистр не утверждался, но это не было препятствием к реализации закона. Мы консультировались в территориальном управлении Росрыболовства, потому что в первую очередь речь идет о получении «лимиток», и они подтвердили, что якуты, и все, кто отвечает требованиям закона, имеют право на льготную добычу водных биоресурсов, как и представители коренных народов, и в заявлении они указывают национальность без подтверждающих документов.
Но, тем не менее, в силу требований федерального законодательства, порядок должен быть, говорящий о том, что на лиц, которых мы причисляем к КМНС, распространяются определенные права», - пояснила заместитель руководителя главного правового управления, начальник юротдела аппарата Магаданской областной Думы Инна Замощ.
Максим Бродкин подтвердил, что и на федеральном уровне только разрабатывается ведение порядка ведения регистра, но пока его не существует.
Однако какой-то порядок все-таки должен быть, не обязательно в таком виде, как сейчас, на лиц, которых причисляют к КМНС в силу требований ФЗ-82.
Стоит отдельно оговорить, что собственно социальных гарантий это не касается. Речь не о подтверждении национальности, а порядке предоставлении гарантий для якутов как «иной категории», которая предусмотрена законом и может претендовать на определенные гарантии. В национальных республиках в паспорт полагается вкладыш, говорящий о принадлежности, в остальных субъектах ничего подобного нет.
Вопрос ведения регистра, однозначно, сложный. Предполагается установление факта ведения традиционного образа жизни, в целом коренные народы спорят по поводу того, как вести учет.
Андрей ЗыковЗаместитель председателя Магаданской областной Думы
Вопрос о необходимости включения якутов в перечень лиц, которые могут претендовать на гарантии, предусмотренные ФЗ-82, возник потому, что были соответствующие обращения как в Магаданскую областную Думу, так и к губернатору, в том числе и во время выездов в округа региона, от представителей этой национальности, которые давно мигрировали из Якутии и осели на Колыме в поселениях, которые являются местами традиционного проживания коренных малочисленных народов. Социальные гарантии КМНС на них не распространяются, потому что федеральное законодательство четко прописывает критерии, согласно которым коренные малочисленные народы могут считаться таковыми. Якутия занимает самую большую территорию в России по площади, а самих якутов – около 950 тысяч, поэтому они не являются малочисленными.- На них, согласно обсуждаемому проекту закона, будут распространяться нормы ФЗ-82, которые касаются традиционных видов деятельности, охоты и рыбалки, - продолжил первый заместитель председателя Магаданской областной Думы.
Еще один пункт проекта закона, с учетом отсутствия нормативно-правовых актов, которые обязывают органы исполнительной власти субъектов вести регистр лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, предлагает его отменить его ведение.
Что касается вопроса об отмене, то для меня лично это – предмет серьезного обсуждения. Мы уже не раз сталкивались тем, что нормы областного законодательства не исполняются, ни на кого не возлагаются полномочия, не определяются исполнительные органы, которые должны за это отвечать, и в итоге закон вообще отменяют. Данный же проект обязательно будет обсуждаться на ближайшем комитете по социальной политике.
Возникает вопрос, куда надо будет в таком случае идти и как доказывать совою принадлежность к той или иной национальности. По опыту могу сказать, что такую работу часть отдают на откуп общественных организаций. Количество представителей коренных малочисленных народов при обсуждении бюджета и объема финансирования госпрограмм по их поддержке учитывается на основе данных госстатистики, которые опираются на информацию от Ассоциаций КМНС на территории региона. В целом проект требует доработки и дальнейшего обсуждения, поэтому мы и проводим рабочие совещания перед заседаниями профильных комитетов