- Наша страна пережила многое: распался Советский Союз, поменялось общество, появились разные взгляды, политические направления, социальное расслоение, и этим всегда пользовались наши недруги, стараясь разделить нас по классовому, политическому, национальному признаку. Но победа в Великой Отечественной войне является тем объединяющим фактором, который ни у кого не вызывает вопросов. Как поется в песне «Вечный огонь» из кинофильма «Офицеры»: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Поэтому каждый из нас причастен к этим событиям через своих родных. Нас воспитали на уважении к этой памяти и к нашим ветеранам. И я считаю, что именно память о Великой Отечественной войне – это один из главных объединяющих наш народ факторов, - считает Алексей Казанцев. - Сегодня проводится специальная военная операция, и нынешнее поколение воинов переживает те же эмоции, которые испытывали наши солдаты в войне против нацистской Германии, они видят те же танки с крестами, и нацистскую идеологию, и то, как наши враги так же хотят нашего уничтожения.
- Есть ли в вашей семье ветераны?
- В моей семье воевали прадеды, прабабушки трудились в тылу, копали рвы в Подмосковье и на подступах к Москве. Один прадед воевал в в Запорожье, Николаевской, Одесской областях, он прошел через Венгрию и дошел до Праги. По его рассказам, которые передавались от отца к сыну, я формировал свое видение той войны. Когда я ездил в Луганскую и Донецкую Народные Республики, в Херсонскую область и Запорожье, я знал, что тут воевал мой прадед, и это знание позволяет сильнее ощущать связь времен и понимать цели того, что мы делам сейчас, - рассказал он. - Другой прадед попал в плен в Севастополе и был освобожден из лагеря в Германии советскими войсками уже после 9 мая 1945 года.
Третий прадед был партизаном и пропал без вести. Когда страна отмечает День Неизвестного солдата, я всегда его вспоминаю. Когда бываю в Москве, обязательно посещаю памятник «Могила Неизвестного Солдата» в Александровском саду.
Моя бабушка Вера Филипповна, которой, к сожалению, не стало год назад, была несовершеннолетней узницей концлагерей. Ее детские рассказы были обрывочны и полны эмоций. Говорила, как их с мамой, сестрами и братом забирали из деревни, а жили они в Орловской области, и они шли по какой-то заснеженной дороге. В пути ее брат умер, и его не было возможности похоронить: тело ребенка оставили в сугробе, а немцы подгоняли, чтобы все шли и никто не отставал. Потом они добрались до какого-то города, их погрузили в вагоны и отправили в Эстонию. Бабушка вспоминала, как она смотрела снизу вверх на фашистов в касках, жующих, с автоматами, слышала их рваную речь. Смутно помнила, как у них брали кровь. А когда к лагерю подошли советские войска и взорвали забор, в эту дыру побежали пленные. И она тоже бежала через поле к нашим солдатам. Они подняли ее на руки, и бабушка запомнила их глаза. Но в любое страшное время есть место чуду. Несмотря на толпы бегущих людей, мама сумела найти всех своих трех дочек. И они вернулись домой вместе.
Пережитое всегда накладывает на людей свои отпечатки. рассказывает Алексей Казанцев. Когда не стало прабабушки, родственники разбирали ее вещи, и в доме были мешки спичек, мыла и сухарей. Такие же запасы были и у бабушки.
- В нашей стране особое уважительное отношение к еде – это то, что выстрадано нашим народом и является нашим генетическим кодом. Мы никогда не играем с едой, не бросаемся ей, как, показывают в американских фильмах. Мы считаем это кощунством. Я водил свою дочь в музей блокады Ленинграда, и он произвел на нее сильное впечатление: этот кусочек хлеба, карточки, фотографии детей, их игрушки, - все это формирует мировоззрение, и такие музеи надо посещать всем, - делится Алексей Казанцев. - Нередко у нас бывают встречи с мототуристами из разных стран, многие приезжают из Германии и Польши, конечно, до СВО их было больше. Мы всегда беседуем на эти темы. Их всегда интересует наш менталитет. Казалось бы, при чем тут отношение к еде? Но любая мелочь, если копнуть глубже, выводит на исторические параллели и испытания, которые выпали на долю нашего народа. Иностранцы, приезжая в Россию, обычно морально готовы воспринимать информацию, но, тем не менее, они часто пребывают в шоке.
К примеру, они хотят услышать, что мы проклинаем Сталина. Посещая музей Ивана Паникарова в Ягодном, ждут рассказа, как тут его ненавидят. Но у нас нет ненависти к своей стране и ее истории: значит, тогда по-другому быть не могло, соответствовать ожиданиям наших врагов мы не намерены, мы прошли свой путь и выстояли в самой страшной войне, а через 16 лет советский человек полетел в космос. Мы такие, какие есть. И сейчас нам не нужен нацизм у наших границ. Как сказал Президент, мы могли эту проблему оставить наши детям или внукам, но стали решать ее сами.
Когда встал вопрос о моих командировках, я не спрашивал родных, и поставил их перед фактом. Мама сказала, что ждала, когда это произойдет, бабушка тоже не стала отговаривать, сказав, что это надо делать. Женщины всегда переживают, но это решение они приняли правильно.
- Как сообщество реконструкторов военных действий и ВПМК «Штрафбат – Колыма» будет отмечать День Защитника Отечества и День Победы?
- В конце февраля мы покажем на Стекольном повтор фильма «Леонид», после которого состоится выставка вооружения, которое использовалось при съемках, и беседа со зрителями. К празднованию 9 Мая мы планируем снять очередной фильм, но пока держим детали в секрете. И, конечно, будет традиционная «Стрела памяти», полевая кухня, солдатская каша, выставки оружия.
Ольга Лопатникова