МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Заместитель председателя Магаданской городской Думы, заместитель руководителя Эколого-туристического совета при Магаданской областной Думе, Виктор Баринов прокомментировал резонансные случаи гибели людей после нападения хищников, которые произошли этим летом в Магадане. В июне и июле жертвой медведей в черте города стали четверо магаданцев. Несколько дней назад дикие собаки загрызли человека в центре колымской столицы, который впоследствии скончался в реанимации. Как считает Виктор Баринов, все произошедшее является следствием того, что на протяжении целых десятилетий в стране и в Магаданской области, в частности, отсутствует государственная политика по регулированию численности животных видов.
«Для начала мне хотелось бы поделиться личными наблюдениями. То, что медведи нападают на человека в городской среде, а не в дремучем лесу, меня не удивляет. На протяжении многих лет я занимаюсь развитие в регионе туристического бизнеса. Наша туристическая база находится в лесу. У меня есть возможность наблюдать северных животных в естественной среде обитания. И здесь хочу отметить, что такого числа медведей, как в последние годы, я не видел никогда. Случаи встречи с хищником участились не в разы, а на несколько порядков. И это говорит только о том, что объективно этих животных в регионе стало несоизмеримо больше, чем 20 или 30 лет назад, - отметил заместитель председателя Магаданской городской Думы Виктор Баринов. – Есть официальные данные по численности представителей всех животных, обитающих на Колыме. Я не сомневаюсь, что специалисты сделали свою работу добросовестно. Но, что касается медведей, то, считаю, что счет тут уже идет на десятки тысяч особей. Хотя по официальной статистике их около 16 тысяч».
Как отмечает Виктор Баринов, рост численности диких собак и медведей – это явление одного порядка. По мнению депутата, к неконтролируемой ситуации привели псевдолиберальные настроения, царившие в обществе в последнее время в отношении взаимодействия человека и природы.
«Теперь мы видим, к чему привел этот флирт с псевдозащитниками прав животных, которые повелись на неподходящие нам прозападные тренды. Сейчас всем стало понятно, что это было искусственно внедрено в нашу общественно-политическую жизнь извне, чтобы завести проблему в тупик, парализовать законодателя постоянными спорами и создать препятствия муниципальным службам по наведению порядка с дикими животными. Нельзя было грести всех и вся под одну гребенку. Есть ситуации жестокого обращения с собаками и кошками. Конечно, за это живодеров нужно наказывать. Но наделять животных правами – это неправильно. Потому что наделение правами, предполагает обязательную ответственность за их исполнение. Получается, что, если животное нарушает права, его нужно привлекать к ответственности? Но это абсурдно! Само понятие зоозащитник – это хорошо. Я приветствую то, что есть те, кто искренне испытывает эмпатию к братьям нашим меньшим. Но очень плохо, что в какой-то момент повестку начали определять люди с деформированной эмпатией, которые ставят интересы животных выше интересов человека, - отметил Виктор Баринов. – В результате, пока боролись за права животных, собаки и медведи расплодились, убивают людей, а мы потеряли целую охотничью отрасль, которая существовала в Советском Союзе. Отрасль деградировала технологически и организационно. Нет преемственности, нет методик. Сейчас людей, которые охотятся правильно, единицы. Я имею ввиду не стрелков, а профессиональных охотников, которые понимают суть происходящих в биосфере процессов, относятся к фауне не как к развлечению, а как к ценному ресурсу, который нужно сохранять, оберегать и обязательно регулировать. Конечно, определенное отрезвление уже наступило. Приняли федеральный закон, который дал регионам возможность самостоятельно решать, что делать с дикими собаками, потому что в некоторых из них, например, в Магадане дикие собаки угрожают жизни людей. Правильная инициатива нашего Министерства природы по созданию санитарных зон вокруг населенных пунктов, чтобы защитить людей от лесных хищников. Правильно, что мы начали прислушиваться к мнению науки. Большой исследователь биологии и психологии медведей, профессор, наш земляк, Михаил Кречмар в интервью дал четкую рекомендацию, что делать. Ежегодно нужно изымать из колымской популяции медведей не менее 10 процентов хищников. Вот только, считаю, при нынешнем состоянии охотничьего дела в регионе сделать это будет некому. Чтобы извлечь такое число медведей нужно проводить войсковую операцию, что в принципе невозможно. Вот насколько запущена и глубока эта проблема».
По мнению Виктора Баринова, чтобы решить эту проблему, нужно законодательно отрегулировать еще два больших вопроса. Это лицензирование охоты на медведя и нахождение в лесу с оружием.
«Сейчас находится в лесу с оружием вне охотничьего сезона запрещено. Считаю, что эта норма не должна быть одинаковой для всех регионов большой страны. В Магаданской области, где медведей будет скоро больше, чем людей, находится в лесу без оружия - смертельно опасно для жизни. Это ограничение нужно отменить для малонаселенных регионов. Второй вопрос – это немедленная отмена лицензирования охоты на медведя. Промысловой ценности этот вид не представляет. Охотникам медведь не интересен. Так за что тогда платить? Можно, например, сделать охоту на медведя вообще бесплатной. Так и туристов-охотников в регион привлечем, и численность зверя отрегулируем, - отметил Виктор Баринов. – Есть и еще один важный момент, на который хочу обратить внимание. Неконтролируемый рост числа медведей может привести к гибели всей их популяции. Я имею ввиду опасность эпизоотии, когда из-за высокой концентрации животные массовой погибают от какой-либо болезни. Такие случаи бывали с другими биологическими видами. По моим личным наблюдениям, предпосылки к этому имеются. Медведь высший территориальный хищник. В регионе были благоприятные годы, когда звери расплодились и выкормились. Несмотря на огромную площадь Магаданской области, число так называемых кормовых зон для медведя ограничено. В основном это поймы рек. Очень много старых огромных животных, которые прогоняют молодых конкурентов. В результате происходит концентрация молоди, стычки, травмы, недокорм, падение иммунитета. Это тоже угрожает популяции бурого медведя на Колыме, которую мы просто можем потерять в обозримом будущем. Я переживаю за нашу колымскую популяцию животного, с которым у иностранцев ассоциируется наша страна. Медведей нужно не жестоко истреблять, а продуманно и решительно отрегулировать их численность. Для этого должны быть предприняты конкретные и решительные шаги. Но еще больше я беспокоюсь за безопасность колымчан. Мы привлекаем людей к участию в туристических проектах, предлагаем осваивать различные экологические тропы и, значит, мы обязаны обеспечить им безопасность».