Вместо домиков и огородов – стройплощадка, вместо счастливой жизни у моря – переезд в другой район. Такой расклад вполне может ожидать жителей частного сектора на обрывистом берегу бухты Нагаева, когда начнутся работы по второй очереди берегоукрепления. Земляные работы на склоне, прокладка дренажных труб, необходимость разместить тяжелую технику, отсутствие гарантий безопасности в зоне масштабного строительства – веские причины расселить эти дома.
Разговоры о сносе в частном секторе, примыкающем к Охотскому морю, начались недавно – с момента, как стало известно о проекте второй очереди берегоукрепления в бухте Нагаева и благоустройства прилегающей территории. Проект, подготовленный компанией «Стройтрансгаз», предполагает сохранить среднюю часть пляжа, а по краям, в том числе здесь, возвести такие же стены, как и под Портовым шоссе, обустроить променад. Это и грозит прибрежным жителям нежелательным переездом.
На кадастровой карте обозначено около семидесяти жилых построек: каждая со своей историей. Например, тридцатый дом на Приморском переулке встретил новых обитателей двенадцать лет назад. Стремление быть поближе к морю, завести огород и заставило семью Нартовых поселиться здесь.
Ирина Нартова, жительница частного сектора: Здесь люди строятся, никто не собирается отсюда уезжать. Нет, я понимаю, что надо магаданцам гулять, потому что мы здесь живем, да, то есть, нам проще. Но я же вижу: люди с колясками, с ребятишками, с пакетами. Они сюда идут, чтобы… Нет, никто не спорит, что это надо. Но нам бы не хотелось, чтобы нас сносили. Я ничего не имею против прогулочной зоны, но чтобы нас сносили – нет.
При этом юридический механизм сноса есть. В декабре 2020-го года в “Градостроительный кодекс Российской Федерации» были добавлены поправки. По ним региональные власти в целях благоустройства и реализации социально-значимых проектов вправе сносить не только аварийные и самовольные постройки, но и оформленные дома. В последнем случае собственникам положено возмещение.
Анастасия Шавлак, адвокат Магаданской областной коллегии адвокатов: В договоре прописываются все ключевые моменты изъятия. Возмещение осуществляется на основании статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер возмещения определяется в соответствии с федеральным законом «Об оценочной деятельности». И расходы по определению стоимости изымаемого имущества несет орган, который инициирует его изъятие.
В случае, если собственник не согласен с результатами оценки, он может обжаловать их в судебном порядке. В сентябре проект берегоукрепления и благоустройства должен быть представлен на экологическую экспертизу. Подрядчик, компания «Стройтрансгаз», в официально опубликованной презентации проекта каких-либо данных об участках, которые попадут в зону земляных работ, не привела. Поэтому жителям микрорайона над обрывом остается лишь с тревогой ждать, что будет дальше.