МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 24 января 1947 года в бухту Нагаева в Магадане прибыл флагманский ледокол Владивостокского арктического пароходства Главсевморпути «Анастас Микоян».
«Рейс проходил в сложной ледовой обстановке и завершился успешно, благодаря самоотверженной работе всей команды, возглавляемой капитаном Владимиром Антоновичем Попинако», — писала газета "Советская Колыма".
Ледокол «Анастас Микоян» - советский ледокол, проекта 51 «Иосиф Сталин», известный дальним переходом из Батуми в Анадырь во время Великой Отечественной войны. До 1938 года носил имя «Отто Юльевич Шмидт», переименован в честь революционера, государственного и партийного деятеля Анастаса Ивановича Микояна. Был заложен в городе Николаев на заводе имени Андре Марти, Черноморский судостроительный завод.
При создании ледокола максимально использован имеющийся опыт арктических навигаций: корпус яйцевидной формы - для предохранения от повреждения во время сжатия во льдах, был изготовлен из высококачественной стали. По всей длине - двойное дно и 12 водонепроницаемых переборок. Отдельные отсеки соединялись между собой дверями, управляемыми из рулевой рубки. В каждом отсеке дополнительно размещались аккумуляторные батареи.
На ледоколе особое внимание уделялось условиям работы экипажа: 2- и 4-местные каюты, кают-компании, столовые, библиотеки, души, баня, лазарет, механизированная кухня - все это делало новый ледокол самым комфортабельными на флоте. Для ведения научных работ на нем оборудовали гидрологические, гидрохимические, биологические лаборатории. Средства спасения включали 8 шлюпок и катеров. Мощные радиостанции имели огромную дальность действия.
В начале сентября 1941 года «Анастас Микоян» приказом командующего Черноморским флотом был включен в отряд кораблей Северо-Западного района Черного моря, который предназначался для оказания огневой поддержки защитникам Одессы. Неоднократно обстреливал вражеские позиции, помогал отбивать атаки пехоты и танков противника, обеспечивал артиллерийское прикрытие морской пехоте в десанте под Григорьевкой.
В ноябре 1941 года в соответствии с решением Государственного комитета обороны поступил приказ: разоружить корабль и готовиться к переходу на Дальний Восток через пролив Босфор: страна остро нуждалась в ледоколах в Арктике для доставки военных грузов. За пять дней орудия демонтировали, а военно-морской флаг заменили на государственный.