Ю. А. Билибин, утверждал, что именно на Колыме лежит «пряжка» от «золотого пояса», протянувшегося от Амура до Калифорнии. Билибин имел косвенные подтверждения своей правоты, опираясь на сведения единичных исследователей, а также на данные экспедиции И. Д. Черского 1891—1892 гг: описание и исследования рек Индигирки, Кулу, Нера и среднего течения реки Колымы до Сеймчана.

Экспедиция Юрия Александровича Билибина, названная Первой Колымской экспедицией Геолкома, послужила отправным моментом в открытии громадной Северо-Восточной золотоносной провинции и предопределила дальнейшую историю края.
До р. Среднекан путь длиною более 500 км пролегал по глухой тайге, горным тропам и рекам. Пройдя по разлившейся от дождей р. Ола, отряд в составе Ю. Билибина, С. Раковского, И. Алёхина, С. Дуракова, М. Лунеко и Д. Чистякова, съедаемый мошкой и комарами, перешёл через перевал Яблонёвый и спустился по болотистой долине до реки Малтан. Короткое колымское лето уже было на исходе. Поэтому, невзирая на утверждения проводника о непроходимости бахапчинских порогов, было принято нестандартное и рискованное решение: сделать два плота, названные «Разведчик» и «Даёшь золото!», и идти сплавом до р. Бахапчи, а по ней — в р. Колыму. Позже этот путь многократно использовался для снабжения приисков.
В сентябре 1928 г. первый отряд экспедиции во главе с Ю. А. Билибиным прибыл на Среднекан практически одновременно со старательскими артелями, вышедшими из Олы раньше экспедиции. С октября 1928 г. «Союззолото» приступило к регистрации старателей Среднеканского прииска, организации пункта приёма золота, контролю за отводами участков, решению вопросов снабжения и другим мероприятиям, устанавливающим новый государственный порядок на будущих колымских приисках.
Результатом экспедиции Ю. А. Билибина 1928—1929 г. стало открытие промышленных золотоносных площадей в районах р. Утиной, ключей Холодного и Юбилейного[9], ставших основными объектами золотодобычи на Колыме вплоть до 1933 г. Золото было обнаружено и в других долинах, стали проясняться некоторые закономерности его распределения и геологическое строение района. Билибин выдвинул гипотезу о существовании здесь золотоносной зоны протяженностью в сотни километров. С. В. Обручев в отчете о своей геоморфологической экспедиции 1929 г. также пришел к аналогичным выводам.