90 лет исполняется гражданской авиации Магаданской области.



МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В 1932 г. Совет Труда и Обороны принял постановление о введении регулярного воздушного сообщения с приисками треста «Дальстрой», в котором предлагалось Гражданскому воздушному флоту представить исчерпывающие материалы об организации регулярного воздушного сообщения на Северо-Востоке, обеспечить воздушные линии необходимыми самолётами, запчастями, горюче-смазочными материалами, а также лётным и техническим составом. Выполняя постановление СТО, Дальстрой приступил к строительству местных аэродромов для самолётов типа У-2. На берегу бухты Нагаева построили городок для авиаторов, где разместился штаб авиаотряда и ремонтные мастерские.

В 1934 г. правительство выделило Дальстрою четыре самолёта. 29 декабря 1934 г. у причала морского порта Нагаево отшвартовался пароход «Уэлен», на палубе которого стояли укрытые брезентом отечественные самолёты П-5 и С-1. Этим же пароходом прибыл лётный и технический состав. Так началась история магаданской авиации, внёсшей неоценимый вклад в развитие производительных сил Северо-Востока нашей страны. Уже 5 января 1935 г. лётчик Д. Н. Тарасов и штурман М. Д. Меньшиков произвели первую ледовую разведку. С 27 февраля начались первые эпизодические перевозки пассажиров, почты и грузов из Магадана в Балаганное. 25 марта лётчик П. С. Карп совершил первый перелёт через Яблоновый хребет и посадку на р. Колыме в районе Среднекана. 28 марта Д. Н. Тарасов на самолёте П-5 вылетел на выполнение ответственного задания: связаться с «материком» по маршруту Магадан – Хабаровск. Через 13 дней, 9 апреля 1935 г., лётчик благополучно вернулся в Магадан. Путь от Хабаровска до Магадана занял 14 лётных часов.

Авиаторы Дальстроя выполняли самые ответственные задания по доставке необходимых производственных грузов в глубинные пункты Колымы, проведению аэрофотосъемки. В первый год своей деятельности они перевезли 129 пассажиров, налетали 462 часа. Грузоперевозки составили 15 080 тонно-километров. С каждым годом воздушный транспорт приобретал на Северо-Востоке страны всё большее значение для удовлетворения нужд народного хозяйства.

В апреле 1938 г. Всеколымский совет Осоавиахима впервые выпустил лётчиков-учеников, подготовленных в Магадане, которые продолжили обучение в Хабаровской школе пилотов-инструкторов. 24 февраля 1939 г. вылетели из Москвы и взяли курс на Магадан два самолёта Дальстроя. Полёт продолжался 45 лётных часов. Его совершил экипаж в составе пилотов Н. Кузнецова, С. Добрынина, А. Фастрицкого, Н. Шаркова, штурмана М. Меньшикова, бортрадиста П. Кекишева и бортмехаников П. Моторнова и Ф. Родионова. Полёт проходил в труднейших метеорологических условиях. Были совершены посадки в Казани, Свердловске, Красноярске, Иркутске, Якутске и – в 15 часов 45 минут 11 марта – в Магадане. Это был первый полёт магаданцев через всю страну, он положил начало освоению дальневосточных линий.

В начале февраля 1940 г. сдан в эксплуатацию аэродром на 13-м км основной трассы близ Магадана. Большой личный вклад в развитие колымской авиации в тот период внёс командир Магаданского авиапредприятия Ш. И. Шимич.

Значительную роль сыграл воздушный транспорт в развитии производительных сил края в годы Великой Отечественной войны. За четыре года войны авиаторы Дальстроя перевезли 19 680 пассажиров, доставили горнякам, геологам, строителям, рыбакам 5 680 тонн грузов. Общий тоннаж перевозок составил 8 370 тонн. В 1942 г. вступила в строй Особая воздушная трасса АлСиб (Аляска – Чукотка – Колыма – Сибирь – фронт) по перегонке самолётов из США в СССР. Часть трассы проходила по территории Колымы: в п. Сеймчан был построен аэродром для дозаправки и осмотра самолётов, в Гижиге, Магадане и Чайбухе – гидроаэродромы.

В послевоенные годы темпы хозяйственного освоения Северо-Востока возрастали с каждым годом, продолжала развиваться и северная авиация. С целью более эффективной организации лётной работы в марте 1949 г. авиаподразделение было реорганизовано в авиагруппу, в состав которой вошло несколько транспортных авиаподразделений, а в 1952 г. авиагруппа преобразована в Управление воздушного транспорта Дальстроя, которое возглавил Герой Советского Союза В. А. Борисов, в 1968 г. удостоенный звания «Заслуженный пилот СССР». С образованием 3 декабря 1953 г. Магаданской области авиация Дальстроя передана в ведение Главного управления Гражданского воздушного флота и на базе Управления воздушного транспорта создана Магаданская авиагруппа, первоначально вошедшая в состав Дальневосточного управления ГВФ, а с июля 1957 г. подчинённая непосредственно ГУ ГВФ. В начале марта 1954 г. открылось регулярное воздушное сообщение по маршруту Москва – Магадан. На самолёте Ил-12 полёт длился 48 часов. Авиарейсы совершались ежедневно с аэродрома на 13-м километре.

С появлением на линиях Аэрофлота новых турбовинтовых и реактивных самолётов в конце 1950-х гг. было принято решение о строительстве нового аэродрома на 56-м км основной трассы в п. Сокол. 9 августа 1963 г. досрочно закончено строительство первой очереди взлётно-посадочной полосы, и с 10 сентября 1963 г. аэропорт «Магадан» начал регулярно принимать авиалайнеры Ил-18, Ан-10, Ан-12. В 1966 г. строительство аэропорта было завершено в полном объёме. 1 марта 1974 г. в Соколе открылся новый Магаданский аэровокзал, в котором одновременно могли разместиться 400 пассажиров.

В соответствии с приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16 июля 1991 г. №167 МОАО-1 был реорганизован с образованием отдельных государственных предприятий: «Аэропорт Магадан», «Авиакомпания “Магаданаэрогруз”», «Авиакомпания “Северо-Восточные грузовые авиалинии”», «Авиакомпания “Полёт”», «Авиакомпания “Колыма Авиа”», «Магаданский центр технического обслуживания “Авиатехника”» и «Авиамедицина».

22 июля 1992 г. открылась регулярная прямая международная пассажирская авиалиния Магадан – Анкоридж (Аляска, США). 23 марта 1994 г. путём объединения компании «Полёт», Магаданского агентства по продаже билетов, наземного комплекса по техническому обслуживанию воздушных судов, медсанчасти, грузовой службы и центра по подготовке и переподготовке авиаперсонала аэропорта «Сокол» создано ФГУП «Авиакомпания “Магаданские авиалинии”».

В 2011 г. аэропорт «Магадан» установил очередной рекорд, обслужив более четверти миллиона пассажиров, в следующем году через аэропорт было перевезено около 9 тысяч тонн почты и грузов. Сегодня воздушные ворота Колымы обеспечивают стабильную связь с Москвой, Благовещенском, Иркутском, Петропавловском-Камчатским, Хабаровском, Новосибирском, а также населёнными пунктами Северо-Восточного региона и Чукотки: Ягодным, Северо-Эвенском, Сеймчаном, Усть-Омчугом, Синегорьем, Омсукчаном, Сусуманом, Омолоном, Кепервеемом. 11 ноября 2008 г. состоялся первый рейс авиакомпании «Якутия» по маршруту Москва – Магадан – Москва на самолёте «Боинг 757-200». В аэропорту «Магадан» после завершения реконструкции взлётно-посадочной полосы впервые приземлился современный авиалайнер такого класса. 6 марта 2013 г. авиакомпания «Якутия» открыла новый рейс по маршруту Магадан – Хабаровск – Магадан на российском самолёте нового поколения SukhoiSuperjet 100. В 2013 г. Магаданская область выразила желание участвовать в проекте «Аэрофлота» по созданию объединённой Дальневосточой авиакомпании.

В декабре 2022 г. в правительстве региона подписали контракт о строительстве нового аэровокзального комплекса, ввод которого по плану должен состояться в декабре 2024 г. Новый терминал Международного аэропорта Магадан будет оснащён двумя телескопическими трапами и автоматической системой обработки багажа, в нём будут реализованы современные технологии обслуживания пассажиров. Архитектурный облик и интерьеры терминала отражают особенности природы, богатство полезными ископаемыми и трудовые достижения Магаданской области. Часть архитектурных решений и интерьеров посвящена Владимиру Высоцкому, чьё имя с 2019 г. носит аэропорт.

Роль воздушного транспорта – одного из основных видов транспорта для Магаданской области оценена по заслугам: в 1979 г. перед зданием аэровокзала в п. Сокол установлен на постамент самолёт Ан-12 с бортовым номером 11355 – один из первопроходцев северных трасс.
90 лет исполняется гражданской авиации Магаданской области.



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки