МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Государственная программа Магаданской области «Управление государственными финансами» направлено на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона, а также сбалансированной финансовой поддержки муниципальных образований и оптимизацией структуры государственного долга. о том, как в этом направлении работало министерство финансов региона, рассказала на заседании Правительства Колымы руководитель ведомства Валентина Моисеева, сообщает РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ".
Исполнение областного бюджета за 2016 год по доходам составило 29 578,5 млн. рублей (в том числе налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 20 118,7 млн. рублей, безвозмездные поступления составили 9 459,8 млн. рублей). Расходная часть областного бюджета за отчетный финансовый год составила 30 250,3 млн. рублей. Дефицит по концу года сложился в сумме 671,8 млн. рублей. Источником его покрытия были остатки на начало 2016 года.
Впервые в закон Магаданской области об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» включено отдельное приложение – «Детский бюджет». Первоначально расходы по его статьям составляли 1 628,7 млн. рублей, в текущем году они будут увеличены.
По итогам 2016 года объем кассовых расходов по госпрограмме составил 6 363,0 млн. руб., по источникам финансирования дефицита – 2 476,1 млн. рублей.
В отчетном периоде было подготовлено семь проектов областных законов о снесении изменений в региональный бюджет на 2016 год. На сайте министерства финансов работал раздел «Бюджет для граждан», направленный на то, чтобы в доступной форме информировать колымчан о состоянии регионального бюджета. Там размещена не только информация минфина, но и от главных ведомств региона, то есть о работе во всех сфера экономики. Общественный совет активно участвовал в рассмотрении важных для населения документов. Теперь члены совета просят рассмотреть возможность заочного участия в заседаниях и голосовании, когда они не могу присутствовать лично.
Министерство финансов должно определить степень сбалансированности бюджета и выделять больше финансовой помощи округам, обеспечить формирование общих подходов для реформирования бюджетов по принимаемым расходным обязательствам.
Финансовая помощь муниципальным образованиям области в 2016 году составила 2 599,5 млн. рублей. На погашение госдолга и предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям было направлено 3672 млн рублей. Долговые обязательства регион исполнял своевременно. Объем госдолга Магаданской области остался на уровне 1 января 2016 года – 12 млрд 78,8 млн рублей.
Долговая нагрузка в 2016 году по сравнении с 2015 годом снизилась на 15,5 пунктов и составила 60%. Кроме того, удалось снизить процентные ставки по коммерческих кредитам региона, и результат экономии по обслуживанию госдолга составил 49,8 млн рублей.
Ведется рейтинг качества финансового менеджмента главными распорядителями бюджетных средств. По его итогам установлено, что девять органов исполнительной власти, как главные распорядители бюджетных средств, по качеству управления бюджетными средствами опережают другие ведомства: департамент лесного хозяйства и контроля и надзора за состоянием лесов, департамент ветеринарии, департамент ФК и С, министерство здравоохранения и демографической политики, министерство строительства, ЖКХ и энергетики.
«Для оптимизации расходов областного бюджета распоряжением губернатора создана рабочая группа по оценке эффективности исполнения областными учреждениями госзаданий. В течение года она провела 18 заседаний и приглашала 63 бюджетных и автономных некоммерческих бюджетных учреждений на предмет обоснованности и эффективности бюджетных средств, - рассказала Валентина Моисеева, - Мы вновь и вновь повторяем ошибки: у этих учреждений копятся средства, и основное их расходование происходит в декабре. Ежемесячно на счетах остается до 400 млн рублей. Когда на них начислялись проценты, как на сберкнижке, это еще можно было понять, но сейчас таких доходов нет, а необходимые первоочередные расходы не делаются, и на счетах учреждений остаются накопления.
В современных условиях колымчане активно вовлекаются в потребление финансовых услуг через проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности. Минфин вместе с преподавателями СВГУ, специалистами УФНС, Сбербанка провели восемь учебных занятий для школьников и учащихся средних и начальных профессиональных образовательных учреждений. Их посетило около 300 человек.
Иногда возникает мысль, что для отдельных руководителей учреждений тоже нужно организовать ликбез и обучить финансовой грамотности в вопросе освоения и расходования средств и изыскания дополнительных ресурсов, - отметила Валентина Моисеева. – Когда они обращаются в Минфин об увеличении расходных обязательств, то не указывают источник покрытия этих трат, но поиск средств – это работа не только губернатора и Министерства финансов, сначала надо изыскать источник получения денег, затем их просить».
Основной вопрос , стоящий при выполнении программы управления государственными финансами региона - это контроль финансово-бюджетной деятельности. При проведении внутреннего бюджетного контроля инспекцией в течение 2016 года было проведено 15 плановых контрольных мероприятий и два внеплановых. Было проконтролировано движение около 3 млрд рублей, из них 2 млрд 76,7 млн – из областного бюджета.
«По итогам этой работы выдано 10 представлений и 3 предписания об устранении нарушений о возмещении 900 тысяч рублей в областной бюджет и выполнении работ на 260 тысяч рублей. Материалы одной проверки находятся в областной прокуратуре. К 1 января 2017 исполнено 9 представлений, по одно предписание, по одному представлению изменен срок исполнения, одно предписание находится в производстве, - доложила министр. - За нарушение бюджетного законодательства о результатам проверок три должностных лица и три юридических привлечены к административной ответственности и оштрафованы на общую сумму 145 тысяч рублей. В целом удалось устранить нарушений на 40,5 млн рублей. В то числе 16,2 млн рублей по результатам проверок 2015 года».
Проверки показали, что в отдельных органах исполнительной власти внутренний финансовый контроль недостаточно организован и аудит до сих пор не развит. Так, в 2016 году в сфере закупок товаров и услуг для обеспечения нужд Магаданской области проведено 50 контрольных мероприятий и рассмотрено 74 уведомления заказчиков о заключении госконтрактов с единственным поставщиков. Всего проверено 3078 закупок на сумму 2 млрд 295,9 млн рублей. Нарушений было выявлено на более 130 млн рублей, рассказала докладчик.
По итогам проверок выдано 13 предписаний об устранении нарушений, все они были исполнены.
«Несмотря на столь объемную работу, мы видим, что картина повторяется, - отметила Валентина Моисеева. - Нарушения каждый год одни и те же. Это вопрос компетенции финансовых служб, бухгалтеров учреждений, и как проводится аттестация специалистов, если эти нарушения делают одни и те же люди.
В целом оценка эффективности программы осуществлялась по 26 показателям. По 25 из них были достигнуты плановые назначения. Это говорит о том, что в 2016 году государственная программа управления финансами региона доказала свою эффективность.
Главными задачами министерства финансов на 2017 год являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона и сбалансированной финансовой поддержки муниципальных образований, оптимизация расходов регионального и местных бюджетов на основе единых подходов, эффективное управление государственным долгом и обеспечение контроля за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок. Сейчас готовится распоряжение Правительства РФ о том, что функция госзакупок будет полностью передана финансовым органам.
«Реализация программы касается не только Министерства финансов, но и всех главных распорядителей и руководителей подведомственных учреждений, - заявил губернатор области Владимир Печеный. - Поскольку это целая цепочка проблем, хотелось бы, чтобы этот вопрос возник в последний раз. По оперативной оценке, это ежеквартальная и ежемесячная ситуация по остаткам на счетах. Это плохо, и, честно говоря, трудно объяснить.
Средства планируются на финансирование необходимых расходов, и почему они не производятся, непонятно. Мы все знаем, что ситуация в стране достаточно серьезно изменилась, и федеральные ведомства быстрее подписывают соглашения, четче выполняются графики финансирования программ в рамках этих соглашений. Но это также влечет ужесточение требований по всем параметрам, которые применяются к мероприятиям программы, в том числе к внутреннем контролю и оптимизации бюджетных расходов регионов. Чтобы иметь возможность решать стоящие перед регионом задачи, несмотря на жесткость ситуации, внутренняя дисциплина в каждом учреждении должна укрепляться».