Во время публичных слушаний министерства финансов Магаданской области о деятельности за 2016 о работе ведомства рассказала министр Валентина Моисеева.
В минувшем году министерство финансов работало над обеспечением долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Магаданской области, повышением эффективности и открытости бюджетного процесса, обеспечением сбалансированной финансовой поддержки муниципальных образований региона и улучшение структуры государственного долга.
По предварительным итогам, за 2016 год рейтинг Магаданской области по открытости бюджетной информации составил среди субъектов Российской Федерации – 53 место, по ДФО - 4 место.
Важно отметить, что, согласно постановлению Правительства РФ от 03 декабря 2016 года, в бюджет региона поступила дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в размере 208,5 млн. рублей как достигшему наилучших результатов по социально-экономическому развитию территорий по итогам 2015 года, напомнила министр финансов.
«При формировании и утверждении областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018 -2019 годов впервые в финансовый документ региона вошло отдельное приложение об объемах средств, направляемых на поддержку семьи и детей – «Детский бюджет». В 2017 году эти расходы составят 1 628,7 млн. рублей, или 5,9% от расходов областного бюджета.
Финансовая помощь муниципальным образованиям перечислена в сумме 7 607,5 млн. рублей. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, на обеспечение сбалансированности бюджетов городских округов, на поощрение достижения лучших показателей деятельности органов местного самоуправления составили 2 016,4 млн. рублей; субсидии – 1 690,5 млн. рублей; субвенции – 3 657,2 млн. рублей; иные межбюджетные трансферты – 243,4 млн. рублей. Четыре муниципальных образования получили бюджетные кредиты на покрытие временного кассового разрыва, возникшего при исполнении местных бюджетов в общей сумме 50 млн. рублей, - продолжила Валентина Моисеева. - Социальная направленность областной казны сохранена. На здравоохранение, образование, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт направлено более 50% бюджета, на ЖКХ и национальную экономику– 27 %».
Что касается государственного долга, то на 1 января 2017 он остался на том же уровне, что и на начало 2016 -– 12 078,8 млн. рублей. Объем долга в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, снизился на 15,5% и составил 60%. Коммерческие кредиты и облигации региона составляют 75,2% от общего объема госдолга. Это по отношению к 1 января 2016 года на 15% меньше за счет увеличения в этом же размере доли бюджетных кредитов.
«Для их получения и для замещения дорогостоящих рыночных займов заключено два соглашения с Минфином РФ на 1 910 млн. рублей. Это позволило частично покрыть дефицит областной казны и погасить долг региона в виде обязательств по бюджетным и коммерческим кредитам и государственным ценным бумагам. За счет этого коммерческие кредиты на 1 800 млн. рублей погашены досрочно, - объяснила министр. - Также погашен основной долг по бюджетному займу, полученному в 2014 году, в сумме 62,6 млн. рублей, и по бюджетному кредиту, полученному в 2013 году, в сумме 36,5 млн. рублей, а также часть основного долга по коммерческому кредиту, подлежащего уплате в 2017 году, на 11 млн. рублей.
Минфин Магаданской области проводит анализ кредитного рынка. С 14 июня 2016 года Центробанком РФ снижена ключевая ставка до 10,5%, и частично снижены годовые процентные ставки по действующим контрактам с ПАО «Совкомбанк» (с 14% до 12,9%) и ПАО «Сбербанк России» (с 12,5% до 12,2%). Поэтому в декабре 2016 года областным бюджетом привлечен коммерческий кредит в сумме 516,1 млн. рублей по ставке 10,84% годовых. Эти средства направлены на погашение облигаций региона, подлежащие уплате в 2016 году, и на частичное погашение основного долга по коммерческому кредиту по ставке 12%, подлежащего уплате в 2017 году. Экономия расходов на обслуживание госдолга при этом составила 49,8 млн. рублей».
Теперь о параметрах областного бюджета. В прошлом году в него 7 раз вносились изменения. Валентина Моисеева подробно остановилась на особенностях этих изменений.
«По доходам фактическое исполнение областного бюджета за 2016 год составило 29 578,5 млн. рублей. Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 20 118,7 млн. рублей, безвозмездные поступления - 9 459,8 млн. рублей. Плановые назначения исполнены на 99,5%. К аналогичному периоду 2015 года по доходам рост составил 21,6 %, в основном, за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 29 %. Рост по безвозмездным поступлениям составил 8,4 %, - сказала она. - Налоговые и неналоговые доходы областной казны сформированы на 97,5% из шести основных налогов: на прибыль организаций – 39,0 %, НДФЛ – 28,4 %, НДПИ– 20,2 %, налога на имущество организаций – 4,5 %, акцизов – 2,9 % налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 2,5 %. По налоговым доходам исполнение составило 19 880,2 млн. рублей (103,2 % плана). Рост к уровню 2015 года – 4 520,8 млн. руб. или 29,4%».
На положительную динамику повлияли рост цен на золото и серебро, исходя из учетных цен ЦБ, с применением дисконтов банков и расходов на аффинаж и транспортировку, а также увеличение объема добычи золота.
Так, на 1 января 2017 в области сложились средние цены на золото – 2 625,51 руб. за грамм; на серебро – 33,84 руб. за грамм. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года цена на золото увеличилась на 456,79 руб. (21%) за грамм, на серебро - на 6,18 руб. (22%) за грамм. Увеличение добычи золота в 2016 году по сравнению с данными 2015 года составило 3, 4 тонны.
За счет этого налог на прибыль организаций исполнен в объеме 7 885,8 млн. рублей (104,5% плана), с ростом на 2 614,3 млн. рублей или на 49,9%, по сравнению с 2015. НДПИ исполнен в сумме 4 070,1 млн. рублей (100,4 % плана), с ростом на 969,8 млн. рублей (на 31,3%). По НДФЛ исполнение составило 5 706, 4 млн. рублей (103,3 %), с ростом на 603,9 млн. рублей (на 11,8%).
Неналоговые доходы за 2016 год исполнены в объеме 238,5 млн. рублей (только 45,4% плана). Это связано с тем, что не удалось реализовать имущество, находящееся в собственности субъектов РФ, из-за отсутствия заявок на его приобретение.
«Надо отметить большую роль в пополнении областного бюджета совещательных органов при Правительстве Магаданской области, - добавила министр. - Так, в вопросах укрепления налоговой и бюджетной дисциплины таким органом является одноименная Комиссия. Она рассматривает вопросы легализации объектов налогообложения и взыскания задолженности по налогам и сборам областного и местных бюджетов, а также нарушения бюджетного законодательства.
Комиссия контролирует работу в городских округах, проводимую совместно с налоговыми органами, по снижению задолженности по налогам и сборам, по выявлению и постановке на учет неучтенных объектов налогообложения. Также она рассматривала вопрос своевременной уплаты и погашения задолженности по транспортному налогу. По итогам сотрудничества с налоговыми органами и службой судебных приставов в 2016 году рост поступлений к аналогичному периоду 2015 года составил 9,2 млн. рублей».
Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 9 730,6 млн. рублей: дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов регионов – 5 962,6 млн. рублей; субсидии-2 661,2 млн. рублей; субвенции - 606,6 млн. рублей; иные межбюджетные трансферты - 500,2 млн. рублей.
«Финансирование расходов областного бюджета составило 30 250,3 млн. рублей или 97,5% к плану. На здравоохранение, образование, социальную политику, культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт направлено 15 871,4 млн. рублей (53%). На ЖКХ и национальную экономику – 8 266,0 млн. рублей (27,3%); на межбюджетные трансферты муниципальным образованиям – 2 829,8 млн. рублей (9,4%); на обслуживание госдолга – 1 195,9 млн. рублей (4%), - продолжила министр финансов региона. - Расходы на зарплату и начисления на выплаты по оплате труда предусмотрены в сумме 6 279,5 млн. рублей, исполнение составило 99%.
С 1 июля 2016 года размер минимальной заработной платы в области увеличен до 18 750 рублей. Оплата проезда бюджетников в отпуск осуществлялось в полном объеме», - пояснила министр финансов региона.
В целом в 2016 году на финансирование расходов социальной сферы направлено 53% от всех расходов областной казны, на прочие расходы – 47%. Больше всего шло на нужды здравоохранения – 5 796,6 млн. рублей или 19,2% от общего объема расходов. На образование направлено 5 424,0 млн. рублей, - 17,9%. На общее и дошкольное образование было отпущено 3 983,9 млн. рублей.
Расходы на социальную политику составили 11,5% от общего объема расходов областного бюджета или 3 480,5 млн. рублей. Большая часть - 2 210,9 млн. рублей направлена на социальное обеспечение населения.
«В 2017 году в условиях роста социальной нагрузки на региональный бюджет для министерства финансов Магаданской области остаются актуальными следующие задачи бюджетной политики: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Магаданской области; оптимизация расходов областного и местного бюджетов; внедрение проекта по централизации бухгалтерского учета; разработка и утверждение бюджета с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства, определения приоритетов бюджетных расходов, направленных на повышение уровня и качества жизни жителей; безусловное исполнение всех обязательств государства и выполнение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации 2012 года, с учетом оптимизации расходов и повышения эффективности использования финансовых ресурсов», - подвела итоги Валентина Моисеева.