Впервые Юлианна участвовала в коллективной выставке к 55-летию Магаданского регионального отделения Союза художников России с триптихом «Страдание молодой души» 28 апреля 2017 года; 14 июля того же года - в коллективной выставке «Город-мечта», посвященной Дню г. Магадана с триптихом «Море волнуется – три»; триптихом «Шаманка» и «Душа северного города».
Триптих «Шаманка» также участвовал в ArtExpo Spring Rome в Риме в апреле 2018 года.
Картины «Секреты души» и «Скрытый смысл» из серии «Секреты» были представлены на коллективной выставке в Арт-галерее бизнес-центра «Романов Двор» в Москве 27 августа – 3 сентября 2018 года.
«Шаманка» приняла участие в фестивале сакрального искусства в Санлисе (Франция) в апреле 2019 года.
В мае 2020 года к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Юлианна Хомутинина подготовила проект «Галерея ветеранов» - серию портретов участников ВОв, которые на тот момент проживали в Магаданской области.
Успешно начался для нее 2021 год. С 28 января по 7 февраля 2021 года проходил Всероссийский открытый конкурс-ярмарка современного искусства «Талант России». Он проводится в рамках Всероссийского проекта «Уникальная Россия» с 2016 года на площадке московского Гостиного двора. Юлианна отправила 2 работы из серии «Декаданс на краю света», обе заняли призовые места: «Северянка с ирисами» - первое, «Северянка с подснежниками» - второе.
В начале мая Юлианна приняла участие в XXX Международной выставке-конкурсе современного искусства «Российская Неделя Искусств» в Москве на площадке конгрессно-выставочного центра «Даниловский». За годы ее проведения участие в ней приняли порядка 14 тысяч человек из двух сотен городов, 37 стран. «Северянка с подснежниками» в номинации «Национальный элемент» среди работ художников-любителей заняла первое место.
Юлианна, как и когда как ты начала рисовать?
- Мое детство прошло в Усть-Омчуге. Там я занималась в школе искусств… примерно две недели. Образовательный процесс был в то время не очень хорошо поставлен, нам ставили для примера картинку, предлагали срисовать, говорили, что все молодцы, и мы расходились по домам. Родители поняли, что большого смысла в этом нет, и я перестала туда ходить. В школе занималась максимум стенгазетами и плакатами.
Я вернулась к рисованию только в 2016 году. Психологически это был не простой период жизни, я часто пребывала в плохом настроении, и тогда почему-то захотелось рисовать. Давно, когда я училась в пятом классе, папа привез из Магадана школьные принадлежности, и в том числе коробку пастельных мелков. Я почти ими не пользовалась. И вот я их нашла. До сих пор я в основном рисую пастелью.
На обычных классических холстах работаю акрилом. Пробовала использовать масляные краски, это здорово, но намного сложнее. Одно дело, когда есть своя мастерская, другое – когда живешь в небольшой квартире, где нельзя позволить себе все эти запахи и все пачкается, так как масло не так просто оттереть, как акриловые краски.
Я пробую разные техники. У некоторых коллег дети посещают художественную школу, родители рассказывают, чем они занимаются, я слушаю, потом ищу в интернете информацию, чтобы восполнить пробелы в знаниях.
Сейчас ты где-нибудь учишься рисовать?
- Нет, я все делаю самостоятельно. Получить художественное образование – моя мечта. Конечно, я пользуюсь возможностью советоваться с нашими художниками, но базового образования, конечно, не достает. Онлайн-учеба мне не очень подходит, так как, мне кажется, это вид деятельности, где надо, чтобы лично показали, была возможность посмотреть, как тот или иной материал себя ведет, пощупать, попробовать.
Иногда не хватает даже азов. К примеру, поначалу я даже не знала, что мыть кисточки и руки под водой после масляной краски бесполезно. Использовала и растворитель, и разбавитель, пока мама не сказала, что масло отмывается маслом. Так что, если с детства есть склонность к рисованию, обязательно надо ходить в школу искусств.
Иногда, конечно, можно сделать скидку на то, что ты нигде не учился, мол, глаз кривой получился, но это я его так вижу, - смеется.
Сравниваешь ли ты себя с другими авторами?
- Я люблю знакомиться с техникой именитых мастеров, посещаю много выставок. Иногда смотришь и думаешь, как же можно было создать такую красоту, передать полутона, игру света и тени, я понимаю, что до этого надо расти и расти, и, может быть, никогда не достигнуть такого мастерства. Иногда видишь идеальную прорисовку, вот луч солнца, вот пчела летит как живая, но эмоций это не вызывает. А бывает, пара мазков, но на душе становится тепло. Думаю, сравнивать свои работы можно с картинами авторов того же уровня, как и ты сам.
В какой-то момент что-то должно произойти, чтобы возникла эмоция, которая подвигнет на творчество?
- Можно сказать, что рисую постоянно, иногда каждый день, но потом два или три месяца не подхожу к мольберту, и не хочется, даже блокнот не достаю. Сколько бы ни пыталась, как положено, делать наброски, чтобы потом переносить на холст, у меня это не получается.
Откуда приходят твои идеи?
- Некоторые идеи вынашиваю долго, а иногда просто хочется порисовать. Иногда нужно сходить на фестиваль или конкурс, увидеть необычный костюм, чем-то зарядиться. У нас это легко, так как на Колыме красивая природа. А особенно мне близко этническое направление. У коренных народов Севера интересные, непривычные для славянского человека черты лица и одежда. Здесь нельзя просто так изобразить шляпку или заколку, во всем должен быть смысл. Один элемент одежды уместен у пожилой женщины, другой – только у молодой. Я много читаю, изучаю историю вопроса, значение орнаментов и узоров, чтобы не выглядеть глупо.
Этническая тема выигрышна в целом. Мы привыкли здесь к образам, обычаям и костюмам северных народов, а когда это видят люди в других регионах или за границей, для них это открытие.
Вообще я очень люблю рисовать людей. В 2020 начала рисовать пейзажи, отчасти «благодаря» пандемии. Появилось чуть больше свободного времени, изменился рабочий график, лето выдалось теплым, я стала выезжать на природу.
Люди, которые изображены на твоих картинах, - это вымышленные образы?
- В основном да. Рисовать портреты с натуры я всегда немного боялась, но недавно для знакомой нарисовала ее с молодым человеком, им понравилось. Был опыт, когда я рисовала портреты ветеранов по фотографиям, это нужно было сделать в короткие сроки, у меня было полмесяца до праздников. Это был период пандемии и работы частично на «удаленке», так что я успела.
Ты изображаешь тонкие формы, несколько символические обобщённые образы, это твой авторский «почерк»?
- Художник Владимир Мягков научил меня расставлять акценты. К примеру, не может девушка сразу и ярко накрасить глаза и губы, и надеть красное платье и туфли, нужно сосредоточиться на одной-двух деталях. То же и в картине: можно акцентировать внимание на руках, если они принимают какую-то позу, или на глазах, если они очень выразительны, или на украшениях, если они что-то значат. Я согласна с той позицией, что в портрете каждая деталь должна нести определённую смысловую нагрузку, а если ее нет, то ее можно изобразить не столь четко.
Мне нравятся изящные линии, тонкие кисти рук, тонкие черты лица. Так получается, что в основном я рисую или очень молодых, или очень пожилых людей. Первые еще легки и изящны, вторые уже более «сухие».
Есть ли у тебя в голове какая-то история человека, которого ты изображаешь? Почему женщина сидит именно так, или почему именно такое выражение лица у мужчины?
- Когда я рисовала «Шаманку», героиня в моей фантазии проводила некий обряд, так как я имею представление, как они проходят. Когда изображала девушек с северными цветами, подснежниками и ирисами, я представляла, как они сидят в лесу и перебирают эти цветы.
На что обращаешь внимание, чем человек может быть интересен художнику?
- В первую очередь смотрю на мимику, она многое говорит о человеке, добрый он или злой, глаза веселые или грустные, и на одежду. Дело не в том, хорошо или плохо он одет, в одежде проявляется индивидуальность человека, его стиль, или он закрывается от мира, или что-то заявляет о себе. Мне нравятся и люди в ярких шарфах и шляпах, и одетые в черное, как в футляр.
Расскажи, как ты участвуешь в таком большом количестве выставок и конкурсов.
- Многие, кого я знаю, создают крутые вещи, но никуда не заявляются. Я стала отправлять свои картины на выставки года два назад. Первые же пару лет я вообще никому не говорила, что рисую, потом начала изредка показывать знакомым. К проигрышам отношусь нормально. Свои работы я отправляю в категорию «Любитель», там много таких же, как я, кто тоже непонятно где и как начал рисовать. Почему бы и нет, говорю я.
В моей копилке – несколько коллективных выставок. Персональные в Магадане особо проводить негде. Мне нравится зал на первом этаже краеведческого музея, но там все расписано на годы вперед. (Выставки и конкурсы, в которых участвовала художница, мы перечислили в начале статьи).
Как ты выходишь на конкурсы?
- Ищу в интернете на разных сайтах, где публикуют условия конкурсов. Надо отметить, что российских довольно мало, но много международных. Ни разу не нашла что-нибудь во Владивостоке или Екатеринбурге, максимум – релизы о том, что выставка состоялась, но не об условиях и сроках подачи заявок. Проще выставиться за границей. В нашем регионе тоже обычно не слышно, что готовится выставка, а ведь есть много мастеров, кто раньше тут жил и рисует Магадан за пределами Колымы. Выставку в Москве я нашла случайно. За рубежом это поставлено на поток, система отработана.
Отбор на выставку – это уже отлично, особенно если просто прислал работу. Конкурс «Талант России» – это, по сути, первая победа. Сама я ни разу не была в Гостином дворе, а мои картины уже побывали. Я прислала их в электронном виде, их распечатали на пенокартоне и они участвовали в экспозиции. Это был международный конкурс при поддержке Евразийского союза художников. Я заявлялась в «классическую живопись», «синтез жанров», «работу акрилом». Обе картины участвовали в одной номинации. В каждой категории выбирали победителей. Я заняла первое и второе место. Эти работы войдут в каталог выставки, с указанием имени автора и города. Это очень здорово для художника.
- В начале мая ты приняла участие в XXX Международной выставке-конкурсе современного искусства «Российская Неделя Искусств», она проходила в Москве на площадке конгрессно-выставочного центра «Даниловский». Расскажи об этом.
- Да, она очень известна: за годы проведения Российской Недели Искусств участие в ней приняли порядка 14 тысяч человек из двух сотен городов, 37 стран. В составе Экспертного Совета и жюри конкурса - ведущие художники, мастера, представители общественных художественных союзов и галерей из более 20 стран мира, в том числе Президент Евразийского и Белорусского художественных союзов, Президент биеннале Аргентины, Союза художников Германии в Саксонии, академики Российской академии художеств, Президент российского отделения Всемирного фонда искусств. Председатель жюри - Заслуженный художник России Леонид Феодор.
Я участвовала в выставке очно. Предварительно отправила три работы из серии «Декаданс на краю света» - «Северянка с ирисами», «Северянка с подснежниками» и «Северянка с золотой лиственницей». Я рисовала их в 2019, 2020 и 2021 годах соответственно. «Северянка с ирисами» экспонировалась в Магадане в 2019 году на выставке «Город Золотой» ко Дню города, в начале этого года она заняла первое место в Москве на выставке-конкурсе «Талант России» в Гостином дворе. В этот раз высоко оценили «Северянку с подснежниками»: в номинации «Национальный элемент» среди работ художников-любителей она заняла первое место.
Неделя искусств включала большую деловую, научно-познавательную и информационную программу: выставку, конкурс, арт-форум и мастер-классы. Что интересного для себя ты узнала?
- Познавательны были лектории, на которых известные художники делились опытом позиционирования на арт-рынке, обсуждали сложности продаж произведений искусства. Информация была полезна для начинающих художников: сошлись во мнении, что есть коммерческое искусство и есть «искусство ради искусства». Продаются лучше нейтральные картины – пейзажи, натюрморты, картины в модных техниках (например, флюид арт), которые спустя какое-то время «сливаются» с интерьером. Работы, призванные затронуть душу, продемонстрировать сиюминутную эмоцию, а также обличить проблемы общества покупают не часто, так как люди не готовы отдать несколько тысяч, а то и десятков тысяч рублей за работу, которая совпадает с сегодняшним настроением, а вскоре, скорее всего, начнет раздражать обладателя, если тот разместит ее у себя дома. Но такие произведения чаще попадают на выставки и конкурсы, экспонируются на престижных площадках и получают высокую оценку жюри. Поэтому эксперты советуют четко определить для себя цель: или зарабатывать, или завоевывать признание.
На закрытии Российской Недели Искусств заслуженный работник культуры России Григорий Гинзбург, как член жюри, отметил нюансы, на которые конкурсанты часто не обращают внимания. Многие отправляют некачественные фотографии работ, сделанные на телефон, так как рассчитывают участвовать очно, но не учитывают, что члены жюри из других стран будут оценивать работу по фотографии. Очень важно правильно выбрать номинацию. Многие работы могли бы претендовать на призовые места, если бы автор уделил этому больше внимания.
То, что ты изображаешь, - это средство общения с реальностью, возможность поделиться своим внутренним «я» или часть восприятия мира?
- Скорее, это восприятие мира. В хорошем настроении я никогда не рисовала. Чак Паланик писал, что «искусство рождается только от горя и никогда - от радости». Наверное, так бывает не у всех. Чтобы нарисовать букет цветов, надо быть в хорошем настроении. Хотя Ван Гог лежал в психиатрической клинике и рисовал подсолнухи.
Богиня пандемии
Я часто пребываю в не очень хорошем настроении, иногда под влиянием грустной музыки или уводящей в себя, когда хочется от всех закрыться и общаться только с холстом.
Восхищаюсь людьми, которые продолжают творить и вдохновляться чем угодно после 25 лет, несмотря на рутину и постоянно чем-то забитую голову.
Психологи говорят, что все должно быть в своем возрасте. Если человек в юности не пережил весь спектр эмоций, он начинает их добирать потом. Обычно, если у нас бурная молодость, в зрелом возрасте мы успокаиваемся, а если нет, то все равно нужно будет восполнить нехватку этих переживаний. Наверное, влияет и работа. Если она истощает эмоционально, на творчество ничего не останется.