МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Магаданский областной театр кукол готовит премьеры, посвященные памяти российского писателя, публициста, общественного деятеля Даниила Гранина и празднованию 100-летия со дня его рождения. Спектакли станут частью большого творческого образовательного проекта, в который также включены выставка, творческие встречи, пишет "Магаданская правда".
«Даниил Гранин: взгляд из будущего»
Первое мероприятие в рамках проекта состоялось 20 апреля в стенах Магаданской областной юношеской библиотеки. Здесь открыли выставку «Остается только любовь», которая знакомит школьников с современной русской классической прозой Даниила Гранина, эпохой, во время которой он творил. Встреча стала подготовкой для просмотра спектаклей, которые ставят для магаданской публики.
30 апреля магаданцев и гостей колымской столицы пригласят на литературно-биографический моноспектакль «Даниил Гранин: взгляд из будущего», посвященный 100-летию со дня рождения писателя. Автор и исполнитель – Дмитрий Макляков. Он и драматург Дмитрий Минченок, представители нового театрального жанра stand-up драма, предложат зрителям свое ощущение и восприятие Даниила Гранина как патриота и человека с необычайной судьбой.
Суть жанра stand-up драма в том, что актер, выступающий на сцене, одновременно является автором текста, режиссером-постановщиком и актером-импровизатором. Исполнитель перевоплотится в Канта, Модильяни, Моцарта, Баха, Гранина. В этом жанре нет готового и заранее заученного текста, который произносят на сцене, но есть ключевые слова, видео, музыка, они помогут импровизатору вести рассказ перед зрителями. В канву моноспектакля органично вошли песни Владимира Высоцкого, что позволило постановке стать музыкально-поэтической.
«Жизнь слишком коротка, чтобы быть несчастным», – сказал Даниил Гранин, проживший без малого сто лет. Свои главные произведения он написал в преклонном возрасте.
– Правда всегда шокирует. Готовы ли мы без штыков и защитной брони встретиться с ней? Или должно родиться еще не одно поколение, чтобы посмотреть на нас, нынешних, из своего будущего, на безопасном расстоянии? – вопрошает Даниил Гранин.
Ответы узнаем на спектакле.
Гении и злодеи
4 и 18 мая здесь пройдут премьерные показы спектакля по мотивам литературного эссе Даниила Гранина «Священный дар» – «Ночь Рогоносца или враг Пушкина». Это расследование в четырех чтениях под музыку Моцарта и Сальери.
Над спектаклем работают артисты областного театра кукол Дмитрий Мартынов и Владимир Диль, выступающий в качестве режиссера-постановщика, художника-постановщика, музыкального оформителя. Они предстанут персонажами и Пушкина, и Дантеса, и императора Николая I, и Фаддея Булгарина, и другими героями спектакля.
– Это новый взгляд на исторические личности, – рассказал корреспонденту «МП» драматург Дмитрий Минченок. – Вопрос о гении и злодее актуален несколько веков для творческих людей. Может ли гений быть злодеем? Если он совершил злодеяние, то может ли такой человек считаться гением, ведь его отметил талантом Бог. Это священный дар? Вопросов множество. Спектакль перенесет зрителей в XIX век. Каждый раз, когда мы окунаемся в давно ушедшую эпоху, сталкиваемся с эффектом отстранения. Не время отделяет нас от прошлого – пространство. Но время преодолеваемо сердцем и поиском. Надо только найти дверь и отворить ее. Ключ к ней – любопытство…
Эпоха Пушкина загадочна. Нам неведомо, что двигало теми, кто были ее ровесниками, тем более гениями. Каждый из нас в школе учил строчки Пушкина, если не запоминал, то сохранял в подкорке слова о том же «чудном мгновении». Помним и связанное с Пушкиным имя другого литератора, Булгарина. Кем он был? Если вам подскажет память, он стал врагом Пушкина, значит, возникнут десятки вопросов. Согласитесь, чтобы заслужить ненависть гения отечественной словесности, нельзя быть личностью мелкой. Значит, Булгарин был заметной фигурой. Но отчего мы о нем так мало знаем. Кто о нем умалчивал? Спектакль, который мы увидим, поставлен по мотивам литературного эссе Даниила Гранина «Священный дар». Оно мало известно широкой читательской аудитории. В центре внимания автора – феномен гения, талант писателя, «священный дар» на примерах Моцарта и Сальери, Пушкина и Булгарина. И если о Пушкине мы знаем многое, то Булгарин дошел до нас как автор критических рецензий на Пушкина, Некрасова, став именем нарицательным.
Мало кто сейчас помнит, что Фаддей Булгарин при жизни был более популярен, чем Пушкин. К примеру, журнал «Современник», который Пушкин основал в зените своей славы, имел не больше 400 подписчиков. Романы же Булгарина продавались тиражом более 3 тысяч экземпляров! Стихи и повести Пушкина при жизни в Европе не переводились, Булгарина издавали на пяти языках!
Фаддей Булгарин издавал журнал «Северный архив», первый в России театральный альманах «Русская Талия», стал соредактором «Сына Отечества». В 1825 году с другом и коллегой Николаем Гречем открыл первую частную газету «Северная пчела». Тираж газеты доходил до 10 тысяч экземпляров! Почему же непримиримым противником Булгарина стал Пушкин, у которого поначалу с Фаддеем Венедиктовичем были ровные отношения и схожие взгляды: они любили литературу, были тесно связаны с декабристами и при этом сами в тайном обществе не состояли? Пушкин печатался в изданиях Булгарина, вел с ним деловую переписку. Их взгляды разошлись после восстания на Сенатской площади. Почему – об этом расскажут персонажи постановки. Мы оценим происходившее в контексте эпохи, возможно, тогда перестанет существовать булгаринский миф и личность писателя зай-мет свое место среди реальных литературных деятелей своего времени.
СПРАВКА «МП»
Действующие лица. Участники проекта – Магаданский областной театр кукол, Магаданская областная юношеская библиотека, общественная организация работников культуры, Дмитрий Макляков – актер, певец, композитор, а также Дмитрий Минченок – российский драматург, сценарист, актер, импровизатор, режиссер, лауреат премий «Лавр», Фонда народной артистки СССР Ирины Архиповой за лучшую книгу о музыке и музыкантах.
Даниил Гранин – известный русский писатель, проживший почти 99 лет. Он родился в январе 1918 года, в 1935-м закончил среднюю школу в Ленинграде. Литературная деятельность началась в 1937 году, когда были опубликованы его рассказы «Возвращение Рульяка» и «Родина». В 1941-м Даниил Александрович добровольцем ушел на фронт. Огромным событием в обществе стал документальный труд Гранина «Блокадная книга», в которой он изложил мысли о цене жизни человека. Философская проза писателя обладает публицистичностью, по его произведениям снято 11 фильмов. Гранин рассуждал о судьбах литературы в эссе о Пушкине, Достоевском, Льве Толстом. В последние годы посвятил себя мемуарам. Даниил Александрович – Герой Социалистического Труда, трижды лауреат государственных премий, почетный гражданин Санкт-Петербурга. 3 июня 2017 года он получил последнюю награду, а спустя месяц на 99-м году жизни скончался. Писатель похоронен на Комаровском кладбище под Санкт-Петербургом.
Дмитрий Макляков родился в Харькове 31 марта 1976 года. Окончил Харьковскую академию культуры, несколько лет руководил молодежной студией «Колесо», поставил спектакли «Маленький принц», «Про Федота-стрельца». Основал и являлся одним из лидеров группы «ДВС» («Дом восходящего солнца»), громко заявившей о себе хитами «Мы уедем в Тибет», «Вышел ежик из тумана» и другими. С 2006 года ведет сольную концертную деятельность, выступая в городах Украины, России, Белоруссии и Молдовы. Выпустил альбомы песен «Черная метель», «Мегаполис», «Билет на «Титаник», «Куда сбываются мечты». Дмитрий Макляков ведет театральную деятельность, являясь автором, режиссером и исполнителем двух моноспектаклей: «Высоцкий. Жизнь без сна…» и «Куда сбываются мечты».
Дмитрий Минченок родился 24 октября 1967 года в Белоруссии, в г. Витебске, получил высшее образование в ГИТИСе. Автор сценария телефильма «Моцарт», в МХТ имени А. П. Чехова поставили его пьесу «Последняя ошибка Моцарта», в Театре эстрады – «Кто вы, мадам?» о Марлен Дитрих, в Латвии – «Кармен иначе». Дмитрий Анатольевич – автор единственной полной биографии композитора Исаака Дунаевского, изданной в серии ЖЗЛ, а также книги «43 истории любви», в которой рассказывает о своих встречах с голливудскими знаменитостями. Минченок написал сценарии к 20 телефильмам и сериалам. Он опубликовал уникальную магнитофонную запись закрытого выступления Никиты Хрущева на встрече с интеллигенцией в 1961 году на Ленинских горах и в 1963-м в Кремле, на основе этих записей написал пьесу «Как нам было страшно, или Хру-хру».