МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Перспективным и стабильно развивающимся направлением банковской деятельности является внедрение электронных безналичных расчетов на основе банковских карт. Участниками областного «карточного» рынка стали 7 филиалов кредитных организаций и 56 внутренних структурных подразделений кредитных организаций из других регионов страны.
По количеству эмитированных карт наша область занимает 7-е место среди регионов Дальневосточного федерального округа, но это и не удивительно, так как население области не так велико по сравнению с соседями. Количество эмитированных в области карт только за последнее полугодие увеличилось на 28,7 % и на 1 июля 2012 года составило 167,6 тыс. штук, или в среднем на одного жителя области (включая детей и пенсионеров) приходится по 1,1 карты. Около 90 % - это расчетные или дебетовые карты, остальные - кредитные карты, пишет "Магаданская правда".
По состоянию на 1 июля 2012 года в Магаданской области выпускаются карты 2 российских и 2 международных платежных систем. Большинство кредитных организаций обслуживает карты международных платежных систем «Visa» и «MasterCard». Карты российских платежных систем - «Объединенная расчетная система» и «Локальная карта ОАО «Россельхозбанка» - эмитируют 4 кредитные организации региона.
Ежегодно объемы операций, совершаемых с использованием банковских карт, как по количеству, так и по сумме увеличиваются примерно на 50 %. Только за 6 месяцев 2012 года в регионе с применением карт было проведено 2,4 млн. сделок на 14,1 млрд. рублей, из них 0,9 млн. сделок на 2,1 млрд. рублей составили операции по безналичному перечислению денежных средств.
Продолжает сохраняться тенденция опережающего роста количества и объема платежей за товары и услуги, совершаемых с использованием карт, по сравнению с операциями по снятию наличных. Это, безусловно, подтверждает факт, что банковские карты все чаще используются как средство платежа и постепенно становятся неотъемлемым атрибутом современного образа жизни.
Возможность проведения безналичных операций с применением банковских карт связана с обслуживающей инфраструктурой. На сегодняшний день количество электронных терминалов и банкоматов, используемых при оплате товаров (услуг) и других устройств, предназначенных для осуществления сделок с применением карт, составило 1348 единиц, в том числе банкоматов - 157 единиц.
В целях проведения мероприятий по расширению доступности банковских услуг кредитные организации проводят работу, направленную на дальнейшее развитие форм дистанционного обслуживания клиентов: вовлечение новых торгово-сервисных точек; увеличение количества банкоматов с расширенными функциональными возможностями; расширение перечня услуг, оплачиваемых при помощи банковских карт; привлечение новых клиентов для участия в «зарплатных» проектах; кредитование физических лиц; выпуск микропроцессорных (чиповых) карт; увеличение числа дисконтных и партнерских программ; повышение безопасности расчетов, а также развитие инновационных банковских продуктов.
Дальнейшие перспективы развития рынка банковских карт связаны с внедрением единой информационно-платежной системы и созданием единого идентификационного, платежного и информационного инструмента гражданина. Так, с принятием в 2010 году Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» получит дальнейшее развитие «карточный бизнес» в части выпуска универсальной электронной карты, которая совместит в себе удостоверение личности гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, а также позволит ее держателю получать доступ в электронном виде к сервисам оплаты государственных услуг и коммунальных платежей. Кроме того, с помощью карты можно будет оплачивать проезд в общественном транспорте и совершать банковские операции. Планируется, что по мере развития сервисов количество услуг, оказываемых с использованием карты, будет увеличиваться.
С ростом повседневных финансовых операций, совершаемых с использованием банковских карт, ее держателю не стоит забывать о безопасности их осуществления. Поскольку карты являются ключом доступа к собственным средствам, для их максимальной сохранности держателю карты следует принимать меры, направленные на предотвращение несанкционированного использования банковской карты, ее реквизитов, персонального идентификационного номера (ПИН) и других данных как при получении наличных денежных средств, так и при безналичной оплате товаров и услуг.
Умение правильно сделать выбор кредитной организации и самостоятельно разобраться в представленных в банке услугах, грамотно оценить финансовые риски и возможности помогает потребителям банковских услуг сделать более осознанный выбор, а значит, рационально распоряжаться личными или заемными средствами, что, в свою очередь, способствует не только качественному развитию повсе- дневной жизни, но и обеспечению стабильного будущего.