Напомним, северный завоз – это ряд мероприятий и финансовых механизмов для регулярного снабжения территорий, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов. Всего к ним отнесено 25 регионов.
На их территории невозможно собственное производство многих видов продукции для жизнеобеспечения населения и функционирования экономики, низок уровень развития транспортной инфраструктуры и сложные природно-климатические условия. В этих регионах ежегодно перевозится более 3 млн. тонн жизненно важных грузов. До последнего времени не было системного подхода к организации северного завоза на федеральном уровне. Действующая модель недостаточно эффективна, регионам, полностью или частично отнесенным к районам Крайнего Севера, сложно решать вопросы северного завоза за счет собственных средств.
Новый закон предполагает, что грузы северного завоза будут разделяться на три категории. К первой относятся грузы для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильной работы организаций социальной сферы, ЖКХ, энергетики, специализированные продукты лечебного питания. Во вторую категорию входят грузы для государственных и муниципальных нужд. Третья категория - это остальные грузы. Единый морской оператор будет перевозить грузы первой и второй категорий по регулируемым тарифам с последующим предоставлением субсидии на возмещение недополученных доходов. Северный завоз грузов первой и второй категорий ежегодно будет планироваться на трехлетний период.
Единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокразвития РФ. Также будет создана федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза (ФГИС «Северный завоз») для обеспечения прозрачности перевозки грузов, снижения рисков, сокращения стоимости доставки социально значимых товаров.
Новые нормы вступят в силу с 1 апреля 2024 года.
Сенатор, представитель от исполнительного органа государственной власти Магаданской области в Совете Федерации ФС РФ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков прокомментировал значение и особенности принятого закона.
- Анатолий Иванович, впервые с советских времен вновь вводится практика северного завоза. В чем она заключается?
- Во-первых, дано определение, что такое северный завоз. Определены территории, входящие в зону северного завоза, и хочу сказать, что Магаданская область полностью в нее входит. Во-вторых, все грузы, которые поступают на север, будут разделены на три категории. Первая – это грузы жизнеобеспечения: продукты питания, топливо, лекарства, то есть то, без чего нельзя жить. Вторая – грузы, необходимые для развития субъектов Российской Федерации и муниципалитетов: это строительные материалы, то, что необходимо для выполнения национальных проектов и обеспечения функционирования социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики. Третья категория – прочие грузы. При перевозке в рамках северного завоза выстраивается приоритетность. Эти грузыкак приоритетные будут в первоочередном порядке проходить логистическую схему. В– третьих, формирование самой логистической схемы. В соответствии с этим законом и последующими нормативным актами будет определяться схема завоза, чтобы сделать транспортное плечо как можно более коротким, тем самым снижая затраты.
Есть парадокс: до сих пор работает схема доставки угля из Хакасии в Якутию: до Мурманска, затем водным транспортом до реки Лена, и потом вверх. Удорожание тонны угля составляет 11 раз! И за все платит конечный потребитель. Сегодняшние и основные наметки основной транспортно-логистической схемы существуют. Идея - создать максимально короткое плечо. Если для этого понадобится углубление на каких-то реках, что-то достроить, то это перспективные задачи, которые будут решаться.
Хочу сказать, что финансирование федеральных мероприятий будет системным, без задержек. Мы научились так работать.
Единым федеральным оператором системы северного завоза будет Минвостокразвития. Транспортным оператором станет Росатом, суда которого имеют возможности прохода по Севморпути и всходного подъема по рекам, и в этом смысле крупные узлы этой схемы в своем взаимодействии должны обеспечить доставку груза.
Ежегодно власти субъектов будут составлять перечень грузов, который необходим на следующие три года. Мы настаивали на этом сроке, так как первоначально в проекте был указан один год. Но есть грузы, которые везут больше чем на год, кроме того, в России трехгодичное формирование бюджетного цикла. Так что наше предложение было принято.
Субъект РФ будет проводить закупки на электронных площадках, потом единый экспедитор доставит все до региона. В рамках государственной специальной информационной системы «ФГИС «Северный завоз» можно будет отслеживать, где груз в настоящий момент времени. Создается простая прозрачная схема, которая управляется в федеральном масштабе с активным участием субъектов Российской Федерации. Но главная задача – упрощение всех функций, снижение себестоимости доставки и конечной цены для потребителя.
В этом году впервые корабль, следующий по Севморпути, атомный лихтеровоз «Севморпуть», следующий из Архангельска во Владивосток, на обратном пути зайдет в Магадан. Таким образом, регион включается в систему постоянных транспортных перевозок по Севморпути. В этом году должны быть три такие итерации. Судно идет маршрутом Архангельск - Певек – Петропавловск-на–Камчатке – Владивосток – Магадан и обратно.
В этом смысле доставка определенных категорий грузов будет гораздо проще и дешевле, чем если тащить их сначала по железной дороге, переваливать и т.д. И по времени это будет короче. Инфраструктура Магаданского морского торгового порта к этому готова.
Есть и обратная история: загружать корабли, которые доставили необходимые товары на север, на обратном пути. Но нужны регулярные рейсы. В прошлом году их было два, в этом - три. Задача - сделать их регулярными. Я был свидетелем, когда 8 сентября 2019 года из Петропавловска уходило судно в Санкт-Петербург, загруженное 6,5 тысячамитонн камчатской рыбы. Северяне поймут: за 17 суток эта продукция попала в Санкт-Петербург, это очень быстро. Для наших рыбаков создается такая же возможность переправки. Задача государства – предоставить возможности, чтобы ходили грузы, и, думаю, предприниматели откликнутся, нам есть что возить.
Закон принят, еще нужны нормативно-правовые акты, в следующем году он начнет работать. Полагаю, что для нас будут определенные преференции. Эксперты ожидают снижения розничной цены на некоторые виды розничных товаров, прежде всего топлива.Будет и доставка с юга через порты Дальнего Востока в рамках «северного завоза». Все возможности, которые есть, надо использовать.
Закон вступает в силу, и уже к декабрю следующего года наш регион вместе с остальными 25 субъектами РФ, где будет действовать «северный завоз», должны предоставить свои заявки на доставку грузов. И в 2025 году они пойдут по этой схеме. Не факт, что все будет идеально выстроено, опробование покажет, где есть узкие места, которые надо «расшить».
В советское время действовали удорожающие факторы, но работали северные коэффициенты и надбавки, и туда вкладывалась логистика. Сегодня помидоры на севере не будут стоить, как в Азербайджане или в Приморье. Но максимальное снижение цены, которое экономически возможно, государством будет поддержано. Тем более, что регионы в рамках «северного завоза» имеют право брать дешевые бюджетные кредиты на обеспечение этой системы. Напомню, что это кредиты под 0,1%, дешевые короткие деньги.
Пока по предложенной схеме представляется, что выстраиваемая система логична, проста и эффективна. Но мы понимаем, что когда начинается реализация проектов, появляются нюансы, которые предусмотреть было нельзя. Министерство развития Дальнего Востока и Арктики накопило опыт быстрого нормативного регулирования возникающих проблем. Это важно, особенно для данного закона.