МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Еще есть 60 кошек, которые живут тут уже давно. Несмотря на все призывы к ответственному обращению с питомцами, в Магадане не становится меньше бродячих собак. Здесь есть и породистые – хаски, лайки, маламуты, причём новеньких подобрали и привезли в приют в период с января по февраль. Может быть, дело в салютах, когда собаки вырываются и убегают из-за шума, а может, так совпало. На днях хозяйке приюта Галине Катеринич привезли коробку с маленькими щенками, и теперь из вольера доносится жалобный плач малыша. В основном собаки содержатся в капитальном здании, но часть добродушных и довольно ухоженных животных свободно перемещается по двору, подходя к посетителям и подставляя голову, чтоб погладили. Территория довольно большая, на ней расположены десятки вольеров. 11 новых появились в течение года, - это дорогие постройки, с сайдингом. а металл сейчас дорогой. К счастью, Галина Степановна успела купить металл еще до повышения цен.
Мэр Магадана Юрий Гришан посетил приют и обсудил с хозяйкой его текущие проблемы.
- Все очень сложно, 370 животных сейчас содержится в этом частном приюте. Мы полностью отрабатываем через общественную организацию «Право на жизнь» муниципальный контракт по отлову, транспортировке и стерилизации, и оздоровлению после нее, потому что это непростая операция. После того, как ветеринар даст заключение, что собаку можно выпускать. Но некоторое время животное тут находится, - пояснил градоначальник. - У нас прошло совещание с Минсельхозом области по поводу выработки единого подхода к порядку возвращения животных в естественную среду обитания. Ранее было требование вывозить животное туда, где его отловили. По каждой собаке есть руководство, в приюте знают, откуда ее взяли, но это не совсем правильно, и этот вопрос тоже поднимался.
Мы можем отловить собаку в парке, в детском садике, и это не значит, что мы должны вернуть собаку туда. К единому мнению мы не пришли, радикально настроенные люди говорили, что нужно животных отвезти за границу муниципального образования «Город Магадан», то есть на границу Хасынского и Ольского округов. Но собака вернется туда, где ее кормили и где за ней ухаживали.
Вы видите, сколько здесь собак даже не вольере, а на свободе, они общаются людьми, никого не кусают, приветливые. Поэтому вопрос остался открытым. Свои предложения мы формулируем. До бесконечности животные не могут тут находиться, тогда нам понадобится приют не на 150 или 370 собак, а на тысячи животных, и это не правильно.
Все ждали, когда выйдет федеральный закон «Об ответственном отношении к животным», напомнил Юрий Гришан. Было поручение Президента. Но, к сожалению, этого закона до сегодняшнего дня нет.
- Мы хотели бы увидеть в этом законе, чтобы владельцы понимали, что, приобретая животное собаку, они несут ответственность и за вязку, и за то, куда исчезает потомство после вязки, и за самовыгул собак, которые в городе имеет место, когда утром хозяин пошел на работу, выпустил собаку, вечером забрал, и что она целый день делала, никому не известно, - сказал он. - Должны быть прописаны правила, где выгуливать собаку, что собаки бойцовских пород должны гулять в ошейнике, с намордников и в сопровождении хозяина, а не ребенка. У нас часто дети выгуливают собак, которые по весу больше, чем ребенок, этого тоже нельзя делать, и все должно быть прописано в законе. Пока его нет, мы пытаемся вместе с правительством Магаданской области урегулировать вопросы на местном уровне, но это не всегда нравится прокуратуре, потому что мы не должны выходить за рамки действующего законодательства, а там провал.
Что касается Административного кодекса, то ранее городские власти могли привлекать граждан к ответственности, если собака оставит экскременты, так как хозяева должны убирать. Это работало, пока не отменили. Сейчас с собакой можно везде гулять и вести любой образ жизни, за это нет административного наказания, за исключением территорий учреждений культуры, образования, здравоохранения, где действуют свои правила.
Сейчас город действует в рамках переданных полномочий: это отлов агрессивных животных и помещение их в приют. Места маловато.
- Мы перераспределили денежные средства - около 700 тысяч рублей, и оформляем заказ у поставщика: это будет колония на Уптаре, она сделает 5 или 7 вольеров, и тогда дополнительно можно будет разместить 25-30 животных. Территория есть, - заверил мэр. - Галина Степановна показала, волонтеров много, которые приходят сюда, гуляют, приносят корм, делают площадку за забором. Мы видим, что люди, которые помогают приюту на постоянной основе, построили себе бытовое помещение, чтобы можно было переодеться. Только сейчас на территории приюта находится 5 или 7 волонтеров.
Что касается строительства нового приюта, то, к сожалению, проектная организация подвела город, контракт с ней расторгнут. Галина Степановна, исходя из многолетнего опыта, говорит, что приют за 150 млн на 150 животных – это не решение проблемы. Юрий Гришан ситает, что лучше эти деньги реинвестировать через гранты на поддержку общественной организации «Право на жизнь». Земельный участок, который остался от непостроенного приюта, можно было бы передать общественной организации, пусть делают вольеры для выгула животных.
Галина Катеринич добавила, что количество животных в вольере зависит от совместимости собак: можно поселить вместе максимум четыре собаки, чаще вместе находятся две-три. Еще есть 60 кошек, они живут много лет, новых не берут, только в особых случаях. Кошки не доставляют неудобств, нужно их кормить убирать, мыть за ними. Проблема – с собаками. Много поступает жалоб от граждан.
Пока журналисты находились на территории приюта, хозяйке позвонили четыре (!) человека, которые хотят сдать в приют собаку. Галина Степановна говорит, что приучить к квартире можно и взрослое животное. Изредка брошенных собакам везет: их забирают, а некоторых даже увозят с собой на «материк» при переезде: В Белгород, Калининград, Москву и Санкт-Петербург. Но всего лишь трех или четырех собак удалось устроить в семьи с начала этого года.
- Проблем у приюта много: обеспечение кормом, помощь волонтеров, которые приходят убирать, гулять с собаками. А главное, - то, что люди не отвечают за своих животных, берут и выбрасывают. Эти животные – без места обитания, они не привыкли жить в городе, они бегают, ищут пропитание, мешают людям. Проблема – это бесконечный привоз животных в приют. У людей нет воспитания.
Вообще волонтеров много, около 20-25 человек. Кто-то приходит раз в неделю, кто-то – постоянно. Кто-то помогает строить. Некоторые берут шефство над определённым вольером. У одной девушки под опекой находится 17 вольеров: она следит за животными, убирает, привлекает других волонтёров, - рассказала Галина Степановна - Строить места содержания собак из контейнеров – дорогое дело, Галина Степановна оборудовала их больше года, успев купить до повышения цен. Их предстоит утеплить до морозов, провести отопление.
Если закон предусматривает возврат собак в среду обитания, возникает вопрос, что же это за сотни собак, которые живот на территории приюта.
- Их некуда вывозить. Например, все эти красивые собаки – хаски, лайки, маламуты – попали сюда после новогодних праздников, их отловили в период с января по февраль. У организации ест сайт, мы каждый день выставляем там фото отловленных животных, с информацией, в каком районе, размещаем по группам в социальных сетях объявления, просим помочь найти хозяина, чтобы вернуть. Это бесполезно. Их не забирают. Нам некуда отправить этих собак, которые находятся в вольерах. Никакая дворовая собака не пустит их на свою территорию, будут драки, а рядом – дети. И это не агрессивные собаки, у них просто нет места обитания, они – бывшие домашние, - пояснила хозяйка приюта.