Памятник советским летчикам, погибшим при выполнении правительственного задания



В годы Великой Отечественной войны в небе над Чукоткой, Колымой и Якутском пролегла трасса, по которой советские летчики перегоняли с Аляски американские боевые самолеты, полученные по ленд-лизу.

С самолетами того времени, не имевшими локационного оборудования, на этом тяжелейшем героическом пути могло произойти всякое.

20 ноября 1942 года группа самолётов в составе одного среднего бомбардировщика В-25 «Митчел» (командир ст. лейтенант Соловьёв) и двух лёгких бомбардировщиков-торпедоносцев А-20 «Бостон» (командиры майор Тихомиров и капитан Ковылин) вылетели с аэродрома Сеймчан на Якутск (третий, самый сложный участок перегоночной трассы Фэрбенкс – Красноярск). В условиях низкой облачности и плохой видимости экипажи потеряли контакт друг с другом в районе Берелеха и далее следовали по маршруту самостоятельно.

Майор Тихомиров благополучно добрался до Якутска. Ст. лейтенант Соловьёв посадил свой «Митчел» на промежуточном аэродроме в Оймяконе. А-20 капитана Ковылина потерял управление (вероятнее всего из-за обледенения) и попытался совершить вынужденную посадку в районе Тал-Юряха. При посадке самолёт загорелся и разрушился. Экипаж в составе командира капитана Ковылина Ивана Алексеевича, штурмана капитана Михасева Дмитрия Васильевича и стрелка-радиста сержанта Борискина Николая Дмитриевича погиб. Тела Ковылина И.А. и Борискина Н.Д. были захоронены в близлежащем посёлке Аркагала-Угольная. Останки капитана Михасева Д.В. были обнаружены только летом 1943 г. в нескольких километрах от места катастрофы. Предположительно он выпрыгнул с парашютом.

В 1970-е годы по инициативе учителей и учащихся аркагалинской школы были найдены родственники погибшею экипажа. В 1972 году на могиле летчиков был установлен новый памятник в виде надгробного обелиска. Рядом с ним положили обломки разбившегося самолета. В 1974 году памятник на могиле летчиков был взят под государственную охрану.










Колымские колонки