Образование или растление?



О половом просвещении в учебных заведениях

Несмотря на достаточно солидный опыт внедрения программы полового просвещения школьников в систему образования, отношение к этой теме по сей день остается неоднозначным.

«За» и «Против»

Общественное мнение представлено в виде двух оппонентов – «За» и «Против». Начнем с тех, кто «Против».

При этом цель «два лагеря» преследуют общую – отсрочку вступления подростков в половые отношения, безопасный секс (включающий контрацепцию и использование презерватива), что может обеспечить профилактику ЗППП и нежелательной беременности, собственно, это же, предполагалось изначально и авторами данного курса.

Как-нибудь расскажу…

Отчего же при стремлении к единому результату такие разные взгляды? Скорее всего, проблема не в самой деликатной теме, а в условиях и форме ее преподнесения.

С наступлением полового созревания происходят соответствующие возрастные изменения, как у мальчиков, так и у девочек, что тоже привлекает их внимание, а зачастую и вызывает беспокойство. Здесь, во всем, что пока касается только вопросов анатомии и физиологии. Взрослые чувствуют себя более или менее уверенно: «…если спросит ребенок, как-нибудь расскажу, а если не спрашивает, то еще лучше». И тем не менее все равно есть люди, которые узнают о своих проблемах, связанных с репродуктивными органами случайно, когда, например, обращаются за врачебной помощью по поводу сопутствующего или иного заболевания, при вынужденной медкомиссии о пригодности к воинской службе или при трудоустройстве, при отсутствии желанной беременности в длительном браке и т. д. А грамотное знание о «типичном благополучии», о том, как «это» у человека «предусмотрено природой», способствует своевременному обращению за профессиональной консультацией, способствует раннему вмешательству и повышает эффективность лечения.

Это то, что касается тела как средства для реализации физиологических потребностей. Вот здесь уже сложнее, когда на смену интереса приходит влечение связанное с противоположным полом. Впервые встретившись с этим без соответствующей поддержки, многие теряются, пугаются, составляют неверные заключения, что приводит к появлению деструктивных убеждений, формированию «комплексов неполноценности», неврозов, фобий и нарушает дальнейшее благополучие в понимании и принятии себя, провоцирует заведомую неуспешность в создании и развитии «личных» взаимоотношений. Как осветить эту сторону вопроса? Свести к естественно-научному описанию процесса размножения – тогда теряется интимность, «таинство», человек в этом случае выступает как биологическое существо, действующее под влиянием инстинктов. Но чувства и эмоции не исчезнут, человек (еще формирующаяся и несозревшая личность) останется один на один со своими вопросами и переживаниями. Развить более полноценно – с обсуждением смысла половых отношений, с раскрытием понятия «близости»? Далеко не каждый взрослый (родитель или педагог) сам чувствует себя уверенно в этом вопросе. Неразрешенные личные проблемы, вопросы, не получившие ответ (а они, несомненно, есть у каждого живого человека), могут задавать тон «платонического лицемерия» или же, наоборот, покрывать налетом вульгарности. Дети очень чутко улавливают любую неестественность, добавляя к ней тревожность от неосведомленности, агрессию как защиту своей неуверенности и затем транслируют то отношение, которое мы им передаем.

В юном возрасте такое понимание интимной жизни очевидно выражено, наблюдаемо, а со взрослением «общественный» взгляд становится собственным, проявляясь в бесконечных повторяющихся проблемах личной жизни, в состоянии хронической «неудовлетворенности» во всех ее смыслах и потери ощущения радости и счастья.

Невозможно оспаривать то, что «культура сексуальной жизни» и «этика полового поведения» являются фундаментальной основой для развития гармоничной и здоровой личности. Вопрос не в том, что освещать, а в том – кто и как это делает. Для «учителя» важно умение слышать то, что спрашивают, и для чего это знание, различать молчание, когда «это» еще не значимо, и молчание, когда вопрос волнует так сильно, что сложно найти подходящие слова. Быть способным создавать атмосферу доверия и принятия в обсуждении такой деликатной темы, быть в «территории близости», готовым не только самому зайти в личное пространство другого, но и принять другого у себя, рядом с собой. Здесь речь идет не о физической территории, а о пространстве души, внутреннего мира. Дети вряд ли запомнят саму информацию, но то чувство, которое они испытывали, говоря про «это», останется с ними на всю жизнь, будет иметь долгосрочный эффект, позволяя не только гармонизировать взаимоотношения в своей нынешней и будущей жизни, но и передавать полученные «знания» в этой деликатной сфере уже своим детям, способствуя их сексуальному воспитанию.

Возвращаясь к критике «полового просвещения», осталось только добавить – сама по себе программа, как и музыкальный инструмент, не является для слушателей ни развивающей, ни вредоносной. Все зависит от музыканта, исполняющего мелодию, – станет ли эта музыка личной трагедией или будет вдохновлять и радовать на протяжении всей жизни.

Ирина Юрченко (Психолог-сексолог Центра охраны здоровья семьи и репродукции )
Образование или растление?
"Вечерний Магадан"




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.