Лай, не лай, а закон почитай


Около года не умолкают страсти вокруг проблемы с безнадзорными животными. Общество думает, дискутирует и все никак не может прийти к единому мнению, что же все-таки с «мохнатыми» делать – содержать их в приютах и стерилизовать за счет государства или эффективнее отлов? Почему численность безнадзорных продолжает расти и какова реальная от них угроза?

Эту тему обсуждали и на заседании Магаданской областной Общественной палаты, проводилось интернет-голосование, устраивались активистами всеразличные акции в поддержу четвероногих, социальные сети разрывались от всевозможных высказываний, и практически не одно из региональных СМИ не осталось в стороне. Волна споров прокатилась по городу и вылилась за его пределы, говорили все и много. Но как оно и бывает, говорили много, вот только кто виноват и что делать? – остается до сих пор не понятно.

Мнение разделилось на три фланга. Первый – это активисты, зоозащитники «Зооспас», которые всеми возможными способами пытаются решить ситуацию с бездомным зверьем, как сами говорят, исключительно гуманными методами – путем создания приютов и кастрации особей. Второй – это магаданцы, желающие оставить проблему таковой, какая она есть сейчас, мол, отловом животных уже много лет занимаются муниципальные службы и справляются весьма неплохо. Ну а третья сторона – догхантеры, выступают за тотальное уничтожение бездомных животных и на это у них тоже имеются свои аргументы. Последних наше общество не особо чествует, ведь тотальное уничтожение как официальную задачу ставить нельзя – жестоко, да и такие кардинальные меры в нашем обществе не приветствуются.

Спорили, спорили, да и надумали все же решать проблему, согласно букве закона. В итоге «родился» проект областного закона, в котором были сформулированы требования, видения, права, обязанности и прописана дальнейшая судьба животинок.

Сама идея создания проекта неплохая, но в нем было выявлено множество недочетов и размытых понятий, повлекшие за собой естественно множество вопросов. Например, откуда цифры по количеству собак, кто их считал? Кто проводил исследование, и по каким методикам? Не обозначена четко и конечная цель, не понятно, кто чем будет заниматься и за кем закрепится контроль и многое другое.

И все же, несмотря на «пробелы», в конце ноября Магаданская областная Дума принимает его в первом чтении (законопроект «О безнадзорных животных в Магаданской области и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Магаданской области») – таким, какой он есть.

Но принятие проекта в таком виде не устроило многих горожан, представителей власти, в том числе и членов Общественной палаты города Магадана.

Раз не устроило, значит нужно действовать. Члены Общественной палаты г. Магадана подготовили отзыв на принятый законопроект (с вопросами и поправками), который озвучили на очередном заседании. На него же были приглашены мэр города Магадана Юрий Гришан, представители защитников общественного движения «Зооспас», руководители городских служб и предприятий.

Открыл заседание председатель Общественной палаты города Магадана Олег Владимирович Дудник. Он отметил, что проблема является очень важной, ведь за последние годы немало было прецедентов, когда безнадзорные животные нападали на людей, нанося травмы и увечья.

В свою очередь, созданный закон призван улучшить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Магаданской области, защитить граждан от угрозы причинения вреда жизни и здоровью, обеспечить общественную безопасность в регионе, а также сформировать гуманное и ответственное отношение к безнадзорным животным.

Но в то же время он имеет огромное количество различных пробелов и иных несовершенств, не позволяющих разрешить существующую проблему отлова и содержания безнадзорных животных, а лишь создающих новые трудности как для правоприменителя, так и для простых граждан. Это и вызывает у членов Общественной палаты города Магадана серьезную обеспокоенность.

– Особое внимание мы обратили на следующие аспекты. Первое, безнадзорным животным настоящий закон считает животное, оставшееся без попечения собственника либо не имеющее собственника или собственник которого неизвестен. Однако из такого определения неясно, отлов собак, кошек или же диких животных планируется осуществлять на территории Магаданской области. Если речь идет все-таки о безнадзорных домашних животных (собаках и кошках), то почему в расходы на реализацию мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных включены затраты на приобретение клетки только для собак и на сухой корм «Педигри» – корм ведь предназначен для определенного вида животного.

Не стоит забывать, что порой на городскую территорию частенько заходят лисы, медведи и получается, что они тоже попадают под данный законопроект, значит корм «Педигри» уже не подходит, и в клетку под такие габариты мишка не войдет.

Второе, после отлова безнадзорные животные в течение 12 часов подлежат передаче в приют. Следовательно, лица, которые поймали безнадзорное животное, обязаны транспортировать его до определенного места временного содержания. Законом не установлены ни порядок такой передачи, ни условия транспортировки, а самое важное, требования к автотранспорту, который должен быть специально оборудован для перевозки животных, чтобы не допустить гибели безнадзорных животных, получение ими увечий и травм, а также неоправданных физической боли и мучений в процессе транспортировки. Из этого мы видим, что общие требования предъявляются, но не аргументируется сама процедура.

Третье, содержание безнадзорных животных осуществляется в приютах. При этом срок передержки животного в приюте не может быть менее 14 календарных дней и не более 6 месяцев. Закон не содержит четких указаний на то, кто обязан создавать приюты для содержания безнадзорных животных. Более того, расходы на организацию приютов вовсе не включены в общий расчет планируемых затрат. Кроме этого, законом не определен порядок организации работы приютов, каким образом будет происходить содержание безнадзорных животных в приютах, их осмотр, карантирование, учет и так далее, – считает Олег Владимирович.

Мне лично также непонятна статья 5 «Безнадзорные животные содержатся в приюте до момента» – и перечисляются пункты. Смутил вариант №2, а именно возврата их в прежнюю среду обитания при отсутствии противопоказаний и возможности возврата или передачи безнадзорных животных их владельцам или иным лицам, изъявившим желание принять на себя обязанности по их содержанию, после истечения срока содержания животного в приюте. Говоря о сроке, подразумевается не более 6 месяцев.

Понятие мое о гуманности (ведь на него опираются составители законопроекта, практически через абзац) и его авторов проекта, видимо, немножечко расходятся.

То есть, по их мнению, считается гуманным подобрать животинку, полечить, обогреть, приучить к трехразовому питанию и теплой подстилке, а потом – звонок на выход! Прошло 6 месяцев, освободите, пожалуйста, товарищ собака, койко-место и идите дальше жить на улицу в мороз, ну а пропитание, как и раньше на помойке найдете.

При этом закон не прописывает, как избежать повторного отлова ранее возвращенных в прежнюю среду обитания безнадзорных животных (а не получится так: сначала поймали, потом выгнали и через день опять поймали).

Хорошо, продолжаем… Вот выгнали мы из приюта собачку, кошечку (предварительно стерилизовав ее), а дальше что? Пошла она такая добрая и веселая по Колымской родине гулять, да хвостиком вилять, радуясь встречным прохожим? Боюсь разрушить мир иллюзий, но ситуация будет наоборот. Выкинутое повторно животное, уже без детородных органов – безопаснее для общества не станет, скорее всего, в связи с гормональными изменениями в организме оно может стать еще более агрессивнее.

А если разбирать предложенный активистами, метод решения проблемы с помощью стерилизации, то напомню, что данное хирургическое вмешательство подразумевает под собой исключение дальнейшей возможности размножения животного. Станет ли животное (попавшее под областной закон) добрее, после лишения детородной функции? Половые органы мы удалим, а вот с зубами, когтями и психическим состоянием что делать?

Основных пунктов, в данном отзыве законопроекта около двенадцати. Одним из существенных пробелов настоящего закона является то, что он не закрепляет, какие именно полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных передаются органам местного самоуправления, муниципальных образований Магаданской области, а какие остаются за органами государственной власти.

И естественно, финансовое обеспечение полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета. На это все благое дело требуется значительная сумма, исчисляемая десятками миллионов в год. Так все же, чем стерилизация эффективнее отстрела и уж, тем более, если рассматривать этот вопрос с финансовой стороны? Дополнительных денег в бюджете – нет, а тут еще требуется такая огромная сумма.

В итоге, чтобы деньги изыскать на новые статьи, нужно старые подсократить. Ведь если где-то должно прибыть, значит где-то должно и убыть. Вот только у кого забирать то будем? Да и многим будет непонятно, когда находясь в условиях, мягко говоря, непростой экономической ситуации в стране, будет выделяться столь значительная сумма на четвероногих.

Вот и вырисовывается грустная картина, что больным детям на срочные операции, мы собираем с помощью СМС-сообщений и объявлений – бегущей строкой на телевидении, а на содержания животных мы будем таскать из местного бюджета.

Если все же у нашего правительства будут ежегодно находиться лишние 100 млн. рублей, то может их пустить на людей, на дорогостоящее лечение взрослых и детей? Ежегодное выделение данной суммы для них было бы весьма значительно и спасло бы не одну человеческую жизнь.

В итоге Общественная палата города Магадана обратилась к губернатору Магаданской области с просьбой оказать содействие в исключении из текста Закона положений о передаче органам местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории области и разрешении обозначенных правовых проблем.

– Законопроект сырой, его нужно доработать и устранить пробелы. Еще вызывает озабоченность предполагаемый срок вступления в силу – с 1 января 2016 года. Здесь не нужно быть специалистом, чтобы понимать, что ни один муниципалитет не сможет реализовать комплекс прописанных мероприятий к указанной дате. В данной ситуации целесообразно говорить о переносе на разумный срок введения в действие данного законопроекта, но устранением тех моментов, которые мы отметили, – считает О. Дудник.

Мэр города Магадана Юрий Гришан также прокомментировал свою позицию по данному вопросу: «Мэрия города также готовит свой отзыв на данный законопроект. Проблема безнадзорных животных в городе, действительно, острая. Своры собак, которые формируются около гаражей, предприятий, где их подкармливают, препятствуют свободному проходу горожан. Собаки контролируют свою территорию и становятся неуправляемыми. Если закон вступит в силу с 1-го января 2016 года, то это приведет к тому, что КЗХ, которое сегодня занимается данной проблемой, перестанет работать в данном направлении. А заявок от населения сегодня очень много. В сложившейся экономической ситуации финансовое исполнение предлагаемого закона муниципалитетами невозможно».

Также выступила на заседании сторона, поддерживающая законопроект, представитель общественного движения «Зооспас» Анастасия Павлова. Она рассказала, что своей деятельностью зоозащитники начали заниматься с весны этого года и на данном этапе ими было простерилизовано за собственный счет более 60 собак. Благодаря проведению всеразличных акций пристроили 100 животных. Такой закон, по ее мнению необходим, ведь только при поддержке властей они смогут решить сложившуюся проблему.

Завершил заседание директор МБУ «Комбинат зеленого хозяйства» Алексей Сергеевич Гаврилов. Он подчеркнул, что в законе не должно быть никаких расплывчатых понятий, половинчатых решений. Он должен быть четким, бескомпромиссным и без разночтений.

– Нам переданы полномочия по изъятию тем или иным способом безнадзорных животных, которые непосредственно представляют угрозу людям. Работа ведется только по заявкам от граждан. Особенно реагируем, если обращение связано с присутствием данных животных в учебных учреждениях. В дневное и вечернее время нами определяются места скопления животных, а сами мероприятия по отлову производятся только ночью и только в безлюдных местах согласно инструкциям, четко в рамках закона.

В прошлом году в наш адрес поступило 508 обращений, в том числе 14 от участковых. За 9 месяцев этого года поступило 394 заявки, от участковых 16 обращений. При этом ни одной жалобы на наши действия официально к нам не поступало. Наша деятельность направлена на устранение угрозы, а не регулирование численности животных.

Реальную угрозу приносят животные «условно безнадзорные». Они самостоятельны и полностью адаптированы к окружающим их условиям. В ночное время эти собаки находятся дома либо на территориях баз, гаражей, а днем гуляют без присмотра, охраняя свой район. Когда у них «свадьбы», то эта территория расширяется на весь город, – говорит Алексей Сергеевич.

Подытожим. Данный законопроект вызвал множество вопросов, в связи с этим в итоге голосования членов палаты предложенный отзыв единогласно был утвержден. Также на заседании прозвучало мнение, что данный закон должен идти спутником с законом о правилах содержания домашних животных и только в комплексе эту проблему можно решить.

Автор:  Н. Мифтахутдинова "Вечерний Магадан"



Комментарии

ava
4 января 2016 21:04

Ну вот читаешь и вроде как все нормально у нас, даже хорошо. Потом прикидываешь сколько бюджетных денег будет потрачено на биомусор и начинают шевелиться волосы! Мы уже решили проблему безработицы, у нас уже нет нуждающихся в средствах детдомов школ-интернатов, в больницах есть все необходимые лекарства и оборудования, дороги как в Германии.. Да у нас уже все это есть и развито дальше некуда, да? Так почему же мы должны выделять сотни миллионов на отлов и содержание биомусора, на постройку приютов? Почему бы не решить эту проблему просто и дешево, да еще и с пользой? Как? А очень просто, вместо приюта строим мыловарню, за те же деньги получится, а потом отстреленых песиков свозить туда и варить натуральное мыло. В выигрыше все, биомусора нет на улицах, появляется доступное по цене многим 100% натуральное мыло.


  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.