Наш берег - причальный


Время летит незаметно. Два года прошло с тех пор, как у старейшего предприятия области ОАО «Магаданский морской торговый порт» (ММТП) сменился собственник. Для порта, кстати, это время даром не прошло.

С самого начала новым руководством была объявлена масштабная модернизация, которая началась с обновления береговой техники. Приобретены два ричстакера, два современных крана производства компании «Либхер» грузоподъемностью 84 и 124 тонны. Кроме того, на подмогу стареньким буксирам куплен хоть и подержанный, но еще с достаточным сроком эксплуатации буксир-кантовщик «Садко».

Как сказал генеральный директор ОАО «ММТП» Андрей Горбов, выбранное направление правильное. Так, новые грузоподъемные единицы в работе проявляют себя уверенно. Основная масса грузов, кроме насыпных, проходит через краны «Либхер».

- Единственное, что явилось неприятным и никак не ожидаемым, - события в мировой экономике. Техника приобретена под валютный кредит, поэтому расходы порта на сегодня выросли практически в два раза, - говорит Андрей Германович. - Да и в целом экономическая ситуация не в лучшую сторону отразилась на показателях предприятия. В 2014 году грузооборот порта снизился на 19 процентов по сравнению с 2013-м. По первому кварталу текущего года отставание идет на 24 процента. Грузооборот непрогнозируемо и серьезно снижается, что вызывает некоторые финансовые трудности. И все-таки есть надежда, что к концу 2015-го эта тенденция изменится. В любом случае начатые два года назад преобразования продолжаются и сегодня. Инвестиционная программа предприятия, которая два года назад была одобрена советом директоров, частично пересмотрена, но глобальных изменений не претерпела.

По словам руководителя предприятия, сегодня полным ходом идет строительство двух жизненно необходимых буксиров. Общая стоимость контракта - 12 млн. евро. Один из них станет в строй уже в конце этого года и в зимнюю навигацию явится неплохим подспорьем двум сейчас действующим буксирам. Второй прибудет в порт в июне 2016 года. Срок их службы составит минимум 20 лет. Это положительно повлияет на транспортную безопасность региона. Буксиры будут иметь усиленный ледовый класс, что позволит им проводить швартовые операции в зимний период, в том числе и на противоположном берегу бухты, где осуществляется обработка танкерного флота.

Кроме того, с одной из российских компаний подписан контракт на изготовление и поставку прицепа для внутрипортового перемещения грузов. Делается он по индивидуальному проекту и ничем не уступает зарубежному аналогу, кроме стоимости. Цена нашего прицепа в 3 раза ниже, чем у импортных образцов. Это позволяет сделать шаг в сторону импортозамещения. В магаданском порту он начнет эксплуатироваться уже во второй половине лета и, как сказал руководитель предприятия, если в течение последующих 2 - 3 месяцев получит положительные характеристики, то для изменения берегового технологического процесса будет докуплено еще две таких единицы.

Надо сказать, портовики постепенно начинают привыкать к новой технике. Основная масса груза приходит в контейнерах. До этого с теплоходов они снимались двумя перегружателями. Сегодня в разгрузке участвуют контейнерный перегружатель и один из новых кранов.

- Когда начинали работать, то краном «Либхер» разгружали 4 - 5 контейнеров в час, сегодня показатели приближаются к техническим параметрам крана. Люди привыкли к новой технике, начали более уверенно работать на ней. За «либхерами» будущее, поэтому больше готовим специалистов к работе на новой технике. У нас 2 - 3 раза в год бывают ударные смены, когда минимальным количеством людей устанавливается новый рекорд в перевалке контейнеров. И терминал не перегружен, как это было полтора года назад, когда много недовольства звучало в адрес порта. Сегодня вывод напрашивается один - просто народ не хотел или боялся перемен. Сейчас все быстро привыкли к пропускной системе, к тому, что документы на груз выдаются по принципу одного окна, - говорит Андрей Горбов.

Оптимизация в торговом порту продолжается в том числе и в кадровой политике предприятия. Насколько это возможно, были совмещены некоторые специальности, а от непрофильных подразделений и вовсе отказались. Сокращение штата произошло как среди рабочих специальностей, так и в аппарате управления. Сегодня в порту трудится около 227 человек. При этом на четверть возросла производительность. Увеличилась и заработная плата. Так, средний заработок производственного персонала порядка 60 тыс. рублей. По сравнению с зарплатой двухлетней давности увеличение составило 25 процентов. При этом ни разу не было задержек. Социальные обязательства предоставляются работникам в полном объеме.
Параллельно с модернизацией оборудования внимание уделяется и условиям труда. Как рассказал руководитель предприятия, месяц назад закончен ремонт бытовых помещений электромеханической службы. Установлены современные душевые, приобретен новый инвентарь. Создание комфортных условий для производственного персонала продолжится в течение этого года. Серьезное внимание уделяется технике безопасности. Все портовики снабжены средствами индивидуальной защиты. Активно идет приобретение спецодежды. В течение мая подойдут комплекты летних спецовок. Надо сказать, при выборе одежды учитывается и тот факт, что носить ее будут и женщины-портовики. Летом предприятие закупит спецодежду на осенне-зимний период с повышенными требованиями к ней. Делается это для того, чтобы составить достойную конкуренцию дальневосточным портам. В ближайшем будущем начнутся работы на Примагаданском шельфе, и, возможно, в качестве перевалочной береговой базы норвежской компании «Statoil» будет выбран порт Магадана, но для этого необходимо провести ряд мероприятий в том числе и по повышению техники производственной безопасности. Требования у компании высокие, и нужно им соответствовать.

- Кроме того, продолжаем совершенствовать систему выдачи груза и оформления документации, - говорит Андрей Германович. - Если помните, год назад было много недовольных очередями при пропускном режиме. Сегодня эта проблема полностью решена. Единственное - сейчас все происходит на старом информационном оборудовании, надеемся в третьем квартале внедрить уже совершенно новую систему, основанную на IT-технологиях. Специально для магаданского порта ее разрабатывает одна из ведущих компаний в этой отрасли. В течение года наши специалисты выезжали в другие порты, наблюдали, как там работает аналогичная система, и вносили свои корректировки. В третьем квартале в тестовом режиме она будет запущена. Первыми о внедрении узнают экспедиторы, наши контрагенты. В целом она позволит улучшить взаимосвязь между портом, перевозчиками и грузополучателями. Много информации будет доступно в сети Интернет. Это значительные финансовые вливания, но такой шаг необходим, это даже не будущее, а приход к современности. Есть определенные переживания и у меня, и у коллектива, ведь после внедрения системы уйдет много бумажной работы. Так вот костяк трудового коллектива побаивается всех этих цифровых новшеств, планшетов, которые будут встроены в технику. У тальманов также будут планшеты, которые позволят работать на морозе, уходя от бумаги и ручки. Надеюсь, освоимся быстро.

Уже не один год идут разговоры о реконструкции гидротехнических сооружений, а проще говоря, причалов. В рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» преду-
сматривается финансирование в размере 1,127 млрд. рублей.

Как сообщил Андрей Горбов, сейчас проведены конкурсные процедуры, ФКУ «Дирекция госзаказчика» выбран генеральный подрядчик, идет составление проектной документации. В порту ведется бурение скважин в рамках инженерно-геологических изысканий. К концу года проектирование должно быть завершено и далее объявлен конкурс на выполнение строительно-монтажных работ. Под реконструкцию попадают 4-й и 5-й причалы. Работы начнутся с 4-го причала, чтобы после их завершения туда можно было переместить контейнерный терминал. Сегодня контейнеры разгружаются на 5-м причале.

Помимо этого, предприятие производит локальный ремонт остальных причалов за счет собственных средств. В данный момент порт закупил все необходимые материалы, чтобы в течение лета осуществить текущий ремонт причальных стенок.

Так сегодня обстоят дела причальные. Сейчас порт готовится к началу угольной навигации. В течение зимы техника подготавливалась к встрече, а вернее, к бесперебойной и качественной перевалке угля для нужд Магаданской ТЭЦ. Традиционно северный завоз длится полгода. Первый уголь ожидается в конце мая, всего за навигацию Магаданский морской торговый порт перевалит 257 тыс. тонн энергоносителя.

- Навигацию начнем полноценно, - заверяет Андрей Горбов. - Персонал готов. Есть сложившаяся бригада специалистов, которая профессионально работает на разгрузке-отгрузке угля. К сожалению, по технике пока до глобальной модернизации не дошли, хотя понимаем, что делать это необходимо, и очень скоро: все-таки кранам по 40 лет и рано или поздно с ними придется прощаться, тем более что нагрузка на них приличная: четверть всего объема грузооборота порта. Поэтому по завершении северного завоза этот вопрос тоже станет основным. Уголь для региона важен, и другой альтернативы его доставки нет. Но многие вопросы упираются в изыскание средств. На данный момент заработать их самостоятельно получается не всегда. Например, тариф, по которому порт переваливает уголь, держится на грани себестоимости. Это серьезная проблема, которую руководство порта будет выносить на уровень правительства региона. Скажу для справки: угольный тариф в Магаданском морском торговом порту - 157,20 рубля за тонну, а в портах Дальнего Востока - от 10 до 15 долларов. Очевидно, что тариф у нас ниже, чем на том берегу, хотя загружать теплоход по технологии проще, чем разгружать. Надеюсь, в ближайшем будущем портовые тарифы все же будут пересмотрены, что станет неплохой поддержкой в условиях нестабильной мировой экономики.

Порядка 90 процентов всех грузов, поступающих на Колыму и в соседнюю Якутию, проходит через магаданский порт.
В какой-то мере морские ворота Колымы являются лакмусовой бумажкой региональной экономики.
Как видно из сказанного, сегодня положение не критическое, но малоприятное хотя бы потому, что прогнозировать завтрашний день по объему грузооборота невозможно. Во многом он зависит от того, как себя чувствует горнодобывающая отрасль. И все же стратегически важное предприятие региона не бездействует в ожидании лучших времен. Как заверил Андрей Горбов, на данный момент сделано и продолжает делаться все для того, чтобы грузы, прибывающие в морпорт, были сняты с судов и перегружены получателю. Технически порт к этому готов, готов и с точки зрения профессионализма портовиков.

Автор: Евгений ВТОРУШИН.

Автор:  Евгений ВТОРУШИН "Магаданская правда"