Сувениры из маминого детства

/uploads/posts/2014-11/1415331110_kostorez.jpg



В Магадане есть здание, в котором раньше располагалась сувенирная фабрика.

Мама рассказывала, что там трудились мастера, создававшие различные поделки, а самые талантливые - косторезы - своими руками творили шедевры. Они ловко выпиливали из бивней мамонта или клыка моржа разные фигурки. Но особенно отличались сюжетные поделки, поражавшие своей величиной и красотой. Например, из клыка моржа создавалась объемная скульптурная композиция, показывающая сцену охоты, кочевье или лежбище моржей. И, если смотреть на эту вещь при определенном освещении, можно увидеть, как оживает сюжет. Технология изготовления поделок трудоемка, каждый мастер владеет своими приемами, секретами. Особенно славились мастера Уэлена. Их произведения можно встретить и сейчас в некоторых специализированных магазинах, залах краеведческого музея.

На сувенирной фабрике выпускали панно. Исходным материалом были кусочки кожи, меха оленя, выпиленные из кости фигурки. Все это с помощью специального клея крепили на основу: квадрат, прямоугольник или фигуру. Мама рассказывала, что в прошлом на фабрике трудились бабушка, дедушка и даже прабабушка! И припомнила вот какой случай. Однажды ее взял на работу папа и отвел в один из цехов. Там мастер подарил ей заготовку для панно «Олимпийский медвежонок» и даже дал клей. Два дня клеила детальки. Оказалось, работа сложная и кропотливая. Мама радовалась, ведь это был ее медвежонок! Всякий раз, когда папа брал ее на фабрику, она просилась в цех изготовления панно.

В те годы в Магадане были магазины «Спорт - охота» и «Сувениры», в которых всегда можно было купить продукцию фабрики. Например, домашние тапочки с зауженным и чуть приподнятым носиком, они из кожи, края отделывали оленьим мехом. Мастерицы украшали их замысловатыми узорами из кусочков замши, обшитой бисером. От этого они казались сказочными и волшебными.

Но особой гордостью фабрики были торбаса. Мастеров-обувщиков в те годы трудно было найти. Скорняжным искусством владели единицы. Каждая пара была эксклюзивная. Для их изготовления необходим камус - кусочки меха оленя. На пошив уходило несколько дней, а то и недель, ведь каждый кусочек пришивали вручную, потом формировался сапог, определяли высоту обуви, подготавливали подошву. Фишкой изделия считалась вышивка, что обрамляла верхнюю часть голенища. Она выполнялась на тонком кусочке кожи, на нем специальными нитями мастерицы вышивали бисером сюжеты: сцену приготовления пищи, семейный вечер, игру ребятишек, охоту на волков, морзверя и т. п. И не было ни одного повторяющегося орнамента. Обувь эта теплая, не мокла, служила не одну зиму. Для мужчин шили специальные меховые ботинки, для детей «торбазики» - так ласково их тогда называли. Популярностью пользовались зимние мужские головные уборы из меха нерпы, женские песцовые шапки, которые называли «магаданка» или «северянка».

Традиции северных народов вошли в быт всех, кто жил на Колыме. Мы с удовольствием покупаем предметы традиционного искусства коренных жителей, вместе отмечаем праздники Хэбденэк и Бакылдыдяк, с интересом познаем их культуру. А еще я очень рада, что мама рассказывает мне случаи из своего детства, благодаря которым не только узнаю историю края, города Магадана, но и проникаюсь уважением к традициям народов, населяющих территорию.
"Магаданская правда"