Навстречу знаниям...

/uploads/posts/2014-08/1407287594_abramov4.jpg



В последние годы в нашей стране качественно изменилось отношение к сфере образования, модернизируется вся образовательная система – от детского сада до школы.

Десять лет назад вступил в действие национальный проект «Образование», реализуется национальная инициатива «Наша новая школа», внедряются современные технологии обучения… Проблемы образования перестали быть сугубо отраслевыми, приобрели государственное значение. Приоритетными задачами государства и властей всех уровней стало повышение качества образования. Как сегодня обстоят дела в сфере образования города Магадана, в своем интервью рассказывает мэр города С.В. Абрамов.

Повышение качества и эффективности образования – основная задача проводимой модернизации российского образования. Какие ключевые направления, на Ваш взгляд, являются наиболее актуальными?

Создание условий для повышения качества образования – сегодня в ряду приоритетных задача для мэрии города. «Барометрами» его качества и эффективности, на мой взгляд, являются не только показатели успеваемости учащихся. Последнее – результат комплексной работы. Здесь правильнее говорить о ряде слагаемых, таких, как потенциал и возможности педагогических кадров, материально-техническое обеспечение учебных заведений, методики преподавания, доступность образовательных услуг, стимулирование и привлечение педагогических кадров, информатизация системы... Только комплексное и всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы, всех сфер образовательной деятельности позволит обеспечить решение задач завтрашнего дня и удовлетворить потребности личности и нашего общества. Важно и актуально каждое направление. Именно поэтому мэрией города Магадана разработан и реализуется целый комплекс целевых и муниципальных программ, направленных на модернизацию и совершенствование системы городского образования.

Сегодня в школах, детских садах ощущается острая нехватка педагогических кадров. Как данная проблема решается в Магадане?
Действительно, кадровый вопрос в системе образования не обошел стороной и наш город, несмотря на то, что в Магадане своих педагогов готовит один из крупнейших дальневосточных педагогических вузов – Северо-Восточный государственный университет. В определенное время быть учителем стало немодно и непрестижно. Основная причина – низкая оплата учительского труда. Реализация указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года позволила нам увеличить заработную плату педагогическим кадрам, довести ее до установленных «дорожной картой» показателей. На начало учебного года 2014/2015 гг. средняя зарплата в дошкольных учреждениях составляет 50 475,0 руб., общеобразовательного учреждения – 56 989,0 руб.

Для нашего города это высокий сегмент зарплаты. Для привлечения в образовательные учреждения молодых, талант¬ливых, инициативных педагогов муниципалитетом разработан ряд мер. Среди них – предоставление социальных выплат на приобретение жилья с использованием средств ипотечного кредита. Ежегодно из муниципального бюджета мы выплачиваем подъемное пособие в сумме 100 тыс. рублей молодым специалистам. За последние два года его получили 45 начинающих педагогов. Подъемное пособие получают поступившие на работу в детсады после окончания вуза, а также те, кто отработал в одном муниципальном дошкольном образовательном учреждении три года после окончания учебного заведения. Как результат – престиж воспитателя и учителя растёт, и выпускники педагогического вуза охотнее идут работать в образовательные учреждения. Уже в этом учебном году в дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования начали свою профессиональную деятельность 14 молодых специалистов, трое – в учреждениях культуры, в учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр» – 7.

Привлечь и заинтересовать молодых специалистов – это одна сторона кадрового вопроса. А какие меры социальной поддержки, стимулирования, так сказать активизации внутреннего резерва, вы проводите для уже работающих педагогов?

Важным ресурсом в формировании кадрового состава, способного отвечать вызовам времени и работать в инновационном режиме, для нас является повышение квалификации педагогов, в том числе и за счет стажировки. Так, в 2013-2014 учебном году в рамках Президентской программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования» на базе «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» в Якутске прошли стажировку 12 руководителей. За последние три года там обучились 26 человек. В рамках этой же программы директор «Гимназии № 13» прошла стажировку в Финляндии. Если говорить о социальной поддержке педагогических кадров, то здесь предусмотрен целый комплекс мероприятий. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется грантовая поддержка лучших педагогов, производятся выплаты за классное руководство. Действенным путем оптимизации работы педагогов и руководителей образовательных учреждений сегодня становится переход к системе «эффективного контракта», когда оплата труда руководства зависит от показателей деятельности всего коллектива. Для выявления и поощрения лидеров в системе образования организуются конкурсы лучших учителей, школ, внедряющих инновационные образовательные программы, конкурс авторских программ и многие другие. Ставка, сделанная нами на лидеров, инновационно работающих педагогов и педагогические коллективы, стимулирует инновационную деятельность, создает условия для этого и позволяет выявить точки роста в системе образования. Кроме того, благодаря такому механизму соревновательности отбираются и продвигаются лучшие образцы технологических и педагогических решений.

Одним из направлений национального проекта «Образование» является поддержка талантливой молодежи и создание системы поддержки одаренных детей. В Магадане много талантливых ребят. Как Вы поддерживаете начинающих ученых и будущих звезд?

Магадан – город молодой, и это связано не столько с его возрастом, сколько с тем, что треть города составляет именно молодежь. Не без гордости скажу, что многие ее представители – целеустремленные, амбициозные и талантливые ребята. И в наших интересах всячески их поддерживать и, как это сейчас модно говорить, продвигать. В управлении образования мэрии города Магадана даже создан банк данных одаренных детей. В прошлом учебном году в нем состояло 273 учащихся. С целью поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в рамках муниципальной программы «Развитие системы образования в городе Магадане на 2011-2015 годы» ежегодно выплачивается стипендия мэра 50 лучшим учащимся города из средств местного бюджета. За 2013-2014 учебный год сумма выплаты составила 900 тыс. рублей.

Для стимулирования научно-исследовательской деятельности способных и одаренных ребят в Магадане ежегодно проводят муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников, интеллектуальный марафон учеников-занковцев, научную конференцию младших школьников, образовательные Пасхальные ученические чтения и множество других мероприятий. Юные магаданцы успешно участвуют в различных международных и всероссийских форумах и конференциях. Каждого победителя и призера мы обязательно награждаем дипломами, грамотами и ценными подарками. Педагогам также вручаются сертификаты, грамоты за подготовку победителей, призеров и номинантов интеллектуальных форумов. Традиционно мы организовываем новогодний прием мэра города одаренной молодежи, торжественную церемонию вручения паспортов граждан России.

Все мы знаем, что качество и эффективность образования напрямую зависит от того, в каких условиях проходит обучение и воспитание. Насколько развита инфраструктура образовательных учреждений города, и что делается для ее совершенствования?

На сегодняшний день в Магадане функционирует 54 образовательных учреждения, из них 21 является общеобразовательными, 2 – дополнительного образования детей и 31 реализует дошкольное образование. Каждый год помещения встречают детей обновленными. Мы стараемся максимально охватить капитальным ремонтом школы и детские сады. Многие здания реконструируются. Постоянно объем средств на эти цели увеличивается. В этом году мы завершили реконструкцию и капитальный ремонт «Детского сада комбинированного вида № 50» на 140 мест. Детский сад «Электроник» оборудован новейшими технологиями. В учреждении установлены пластиковые окна, новые радиаторы, сенсорные датчики для подключения подачи воды и включения света, вмонтированы 25 видеокамер слежения, что делает пребывание в детском саду и на его территории абсолютно безопасным. В ближайшее время здесь будет ещё и оборудование с биометрическим доступом. В планах установить спортивные тренажёры, футбольное поле, беговые и пешеходные дорожки. В этом году были открыты дополнительные группы для детей раннего возраста в «Детском саду комбинированного вида № 35» на 35 мест. В настоящее время разрабатываются проекты реконструкции и капитального ремонта здания МБДОУ № 5 на 220 мест и проект строительства нового МБДОУ № 6 также на 220 мест. Уже в ближайшем будущем мы планируем избавить магаданцев от очередей в детские сады.

Сергей Васильевич, к вопросу о детских садах: все чаще слышим об электронной очереди в дошкольные учреждения. Действует ли эта система в Магадане, и насколько она эффективна?

Да, муниципальная услуга «Электронный детский сад» в Магадане действует уже год. Сегодня только через электронную регистрацию магаданские ребятишки попадают в детский сад. Данная система, действительно, очень удобна и прозрачна. Благодаря ей автоматизирован процесс учета неорганизованных детей, постоянно мониторится состояние очереди и движения воспитанников. Каждый родитель может отследить продвижение очереди. В электронной системе ведется учет детей. Он позволяет исключить дублирование данных о тех детях, которые уже посещают сад, но продолжают оставаться в очереди, а также оценить количество детей, нуждающихся в получении мест. И если уже заговорили об электронных возможностях, то хочу также заметить, что все школы города имеют сегодня доступ к сети Интернет, используют современные информационные технологии, работают с лицензионным программным обеспечением. Все школы и 32 дошкольных учреждения имеют собственные сайты. Активно внедряется сервис «Электронный дневник». К данной системе уже подключено 18 школ.

Вернемся к вопросу об инфраструктуре учреждений образования. Каково состояние их материально-технической базы? Что делается в этом направлении?
Конечно, иметь хорошую базу, которая соответствует всем современным требованиям, мечтает каждый педагог. Администрация города делает все возможное для улучшения материально-технического оснащения школ и садов. Ежегодно закупается мебель, отвечающая современным требованиям, все школы города обеспечены интерактивными досками. В текущем году более 2 млн руб. затрачено на приобретение мебели, программно-методического и игрового оборудования. Расширяется спектр современных методов обучения с использованием компьютерных технологий, что позволяет педагогам успешно применять инновационное оборудование, интерактивные учебные пособия. Так, в прошлом году в английской гимназии города Магадана при участии Сбербанка России была внедрена мультисервисная информационно-коммуникационная образовательная среда. Это инновационное отечественное решение для системы образования, охватывающее все ключевые учебные процессы. Благодаря ей открывается неограниченный доступ к всемирным знаниям и интерактивным тестам. Педагоги могут тестировать учеников в реальном времени, накапливать и обмениваться информацией с коллегами, проводить открытые уроки. В школах города продолжается установка локальных сетей, что повышает эффективность использования интернет-ресурсов в учебной и внеучебной деятельности. Электронная почта постепенно становится основным посредником документооборота. К сожалению, остается невысокой скорость передачи информации по интернет-каналам связи из-за отсутствия на территории региона высокоскоростного интернета. На сегодняшний день для обеспечения безопасности пребывания детей во всех школах города установлены камеры видеонаблюдения.

Большое внимание мы уделяем развитию спортивной инфраструктуры. В 2013 году совместно с управлением образования мэрии города Магадана оборудованы мини-футбольные поля на территории 2-х школ, 2 универсальные спортивные площадки. Введено в эксплуатацию мини-футбольное поле с искусственным покрытием в п. Сокол и универсальная спортивная площадка с травмобезопасным покрытием в п. Уптар. В этом году начата установка многофункциональных площадок на территории еще 3-х школ. Здесь можно будет заниматься на тренажерах, а также играть в волейбол и футбол. Конечно, хотелось бы, чтобы каждое образовательное учреждение города было оснащено максимально, но мгновенно все изменить невозможно.

Какие проблемы сегодня стоят наиболее остро, и как они будут решаться?

Уподоблюсь гоголевскому Манилову, если скажу, что у нас все хорошо. Нет, вопросов и нерешенных проблем немало. О некоторых я уже говорил. Оснащение школ инновационным оборудованием, кадровые вопросы, обеспечение материально-технической базы – это проблемы, которые сохраняют острую актуальность в течение многих лет. Но особенно остро сегодня стоит вопрос строительства новой школы в городе, и даже не одной, так как более 35 процентов магаданских школьников обучается во вторую смену, а это и неправильно, и неудобно. В планах муниципалитета – в ближайшее время приступить к проектированию и строительству новой школы в центре Магадана, потому что именно здесь максимально выражена проблема дефицита ученических мест. Практически во всех общеобразовательных учреждениях города ощущается нехватка дополнительных помещений для организации внеурочной деятельности в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, а также функционирования групп прод¬ленного дня (отсутствуют помещения для сна, игровые комнаты). Та же самая проблема стоит и с детскими садами. Необходимо полностью ликвидировать очереди в дошкольные учреждения и разгружать переуплотнённые группы.

Сегодня очень многое говорят и делают для максимальной доступности образовательных услуг для людей с ограниченными возможностями…
Действительно, в наши дни с внедрением в систему образования информационных технологий, возможностей у детей с ограниченными возможностями для обучения стало намного больше, чем буквально 5-10 лет назад. В Магадане для детей с ограниченными возможностями здоровья организовано дистанционное обучение на базе МАОУ «СОШ № 18». Так обучаются 32 ребенка-инвалида из города и области. На базе городских школ работают 15 коррекционных классов. Развернута сеть групп для учащихся с туберкулезной интоксикацией, задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи и зрения, опорно-двигательного аппарата. Педагоги обеспечивают воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» на базе детского сада № 15. Всего коррекционной работой охвачено около тысячи детей. В 28-м ДОУ оказывают психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушениями в развитии в образовательном процессе. В 15-ти садах работают психолого-медико-педагогические консилиумы. Но, к сожалению, в этом направлении остается еще множество нерешенных проблем. Это и слаборазвитая городская инфраструктура для полноценной жизни инвалидов, и недостаточная сеть учреждений профессионального образования для обучения людей с ограниченными возможностями. Все это требует повышенного внимания и дальнейших серьезных мероприятий, направленных не только на доступность образования, но и на улучшение качества жизни маломобильных групп населения. Для создания безбарьерной среды с 2014 года в Магадане запущена муниципальная программа «Формирование доступной среды в муниципальном образовании «Город Магадан».

Согласитесь, что особое место в системе работы образовательных учреждений города по формированию и развитию творческих способностей учащихся занимает дополнительное образование.

Бесспорно, дополнительное образование – важный сегмент в системе всестороннего развития личности. Самыми популярными и многопрофильными в Магадане являются Дворец детского (юношеского) творчества и Детский экологический центр, который в этом году будет работать в новом отремонтированном здании. Спектр оказываемых ими услуг очень широк. Каждый ребенок может найти занятие по вкусу. Это и изобразительно-художественное искусство, и актерское мастерство, спорт… Эти детские объединения охватывают более 5,5 тысяч ребят. Воспитанники принимают участие в мероприятиях различного уровня: международного, Всероссийского, областного, городского. Более четверти ежегодно становятся победителями и призерами этих мероприятий. География их побед очень широка. Например, только в прошлом году обучающиеся ДЭЦ приняли участие во Всероссийском конкурсе юных натуралистов на лучшую исследовательскую работу в области зоологии и охраны природы им. П.А.Мантейфеля, XX Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, IX Всероссийской открытой полевой олимпиаде по геологии в Казани, Всероссийском молодежном форуме экологов, краеведов, этнографов Российского Географического общества в Калуге. Воспитанники ДД(Ю)Т представляли свои работы на профильных сменах ВДЦ «Океан», где становились победителями и призерами конкурсов, также были призерами и победителями международных, Всероссийских конкурсов («Космос и я», «Талант с колыбели») и многих других.

И последний вопрос. Какие цели на ближайшее будущее намечены в модернизации образовательной среды города?

Совсем недавно на заседании экспертного Совета мэрии города мы рассмотрели проект муниципальной программы «Развитие системы образования в МО «Город Магадан» на 2015–2020 годы». Программа включает в себя несколько подпрограмм: по дошкольному образованию, развитию летнего отдыха и спорта, дополнительного образования, по вопросам безопасности образовательных учреждений, проектированию и строительству новой школы.
Отдельный блок программы связан с обеспечением кадрами наших школ и садов, привлечением молодых специалистов, закреплением их на местах. То есть это целый комплекс мероприятий, охватывающий все сферы системы образования и способный решить обозначенные проблемы. На перспективу 2015-2020 годов из городского бюджета и бюджетов иных уровней будет выделено около 1,6 млрд рублей и ежегодно объём финансирования будет уточняться.

Еще раз хочу подчеркнуть, что только системное воздействие на всю отрасль может способствовать решению задачи доступности и эффективности качественного образования. Система образования нашего города идет по такому пути, поэтому у меня есть серьезная уверенность, что все задачи, которые ставит перед нами время, будут выполнены, а запланированные ориентиры достигнуты. Ведь уже сегодня наши школы стоят в числе лучших школ России: в 2014 году «Гимназия (английская)» вошла в общероссийский рейтинг 500 лучших школ России, а если учесть, что в России 54 000 школ, то это очень хороший результат. «Гимназия № 30» во II Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего» стала победителем в номинации «Лучшая гимназия», а ее директор Фризон Татьяна Викторовна награждена знаком «Директор года – 2014».
Сергей Васильевич, благодарю Вас за обстоятельную беседу. Желаем Вам удачи и непременного исполнения всех задуманных планов!

Анна Коток.