«Низкий поклон за нереальный труд»


В Магадане завершился 19-й городской конкурс «Педагог года-2011». Он прошел под девизом: «Новой школе - новый педагог».

И действительно, молоды все его участницы, при этом у многих большой педагогический стаж и мастерство. Его пришлось демонстрировать в ходе нескольких конкурсных заданий. Остановимся лишь на некоторых из них.

ЧАС ОБЩЕНИЯ

В первый конкурсный день у педагогов общего образования главным заданием был «Час общения». Темы для разговоров с детьми выбрали самые разнообразные. Но меня привлекла та, что была предложена девятиклассникам: «Страна, в которой мне хотелось бы жить».
Преподаватель технологии школы № 23 поселка Уптар Алла Николаевна КУРДЮМОВА заставила ребят поразмышлять о том, как включиться в общественную жизнь.

- Представьте, что вы - члены Молодежной общественной палаты при областной Думе, - обратилась педагог к подросткам, - и предложите свои проекты: что можно изменить в важных сферах нашей жизни.

И тут девятиклассники показали и заинтересованность в изменении жизни к лучшему, и умение отстаивать свою позицию, и озабоченность будущим нашей территории. Начали с экологии. Предложений было много: организовать молодежное экологическое движение; ужесточить контроль за нарушениями в заповедных зонах; ввести запрет на ввоз товаров, способствующих разрушению озонового слоя атмосферы; тщательнее следить за уборкой территории, особенно в местах выгула собак; ввести штрафы за разбросанный мусор; разделить баки с пищевыми и непищевыми отходами.
Обсуждение наболевших вопросов было бурным. Но в конце концов пришли к общему мнению, что запретами не всегда можно добиться желаемого, а сначала лучше обучить людей экологически грамотному поведению.

Не меньше проблем и в здравоохранении. Школьники понимают, как необходимо заменить старое оборудование современным, строить новые центры здоровья. Сохранить бесплатное медицинское обслуживание и особенно внимательно относиться к детям и малоимущим. Наказывать за грубость по отношению к пациентам, вымогательство и коррупцию. Но тут уж все зависит от уровня порядочности человека и его целей. Если на одной чаше весов лежат большие деньги, а на другой - здоровье и даже жизнь, то выбор очевиден.

Что касается экономики, то школьники обратили внимание на использование природных ресурсов: доходы от их добычи не должны принадлежать отдельным людям и частным корпорациям, а только государству.

В социальной сфере требования изложили четко: увеличение пенсий и налогов; чтобы пополнить казну, снижение уровня инфляции и роста цен на оплату услуг ЖКХ; помощь инвалидам, обеспечение рабочими и учебными местами.

Но, пожалуй, самая больная для школьников сфера - образование. В первую очередь они потребовали избавиться от платного обучения и Единого государственного экзамена. По мнению одной из рабочих групп, тесты не отражают знания. А сегодня старшеклассникам на платной основе предлагают различные курсы для подготовки к сдаче экзаменов, и уже одно это вызывает отторжение. ЕГЭ - это такие три страшные буквы, что против них проголосовали единогласно.

Оказывается, школьники внимательно следят за той дискуссией, которая развернулась сейчас вокруг введения новых образовательных стандартов и законопроекта «Об образовании», и далеко не всегда одобряют инициативы взрослых. Некоторые высказывались в пользу старого классического образования, которым всегда славилась наша страна, и призывали идти своим, а не западным путем, ведь наша великая нация обладает огромным творческим потенциалом.

Не осталась в стороне и личность учителя. Дети осознают, какой это самоотверженный труд, тем более что некоторым уже пришлось его прочувствовать, когда в ходе самоуправления проводили уроки в младших классах. И высказали слова признательности: «Низкий поклон учителям за нереальный труд!». Понимают и то, что небольшой зарплатой нельзя обеспечить нормальные условия жизни, потому молодые не стремятся работать в школе. И лишь некоторые готовы поставить на первый план не зарплату, а любимую работу. В то же время попадаются случайные люди, и это замечают подростки. «Они думают, что, только когда кричат, мы их можем слушаться», - заметил один из школьников. А другие добавили, что на такую работу надо допускать только высокообразованных учителей с нормальной психикой. Чтобы соответствовали статусу их образовательного учреждения - гимназии. Умели объяснить и выслушать человека. И чтобы на уроках было интересно, а не просто переписывали учебник…

Тут я добавлю, что открытые конкурсные уроки проводились на базе магаданской гимназии № 30, но, возможно, кто-то узнал себя и в других школах.
Вот так глобально мыслят девятиклассники. Конечно, чтобы выдержать такую дискуссию, преподавателю технологии школы № 23 поселка Уптар Алле Николаевне КУРДЮМОВОЙ пришлось стать на время специалистом во всех отраслях, и особенно проявить себя как педагог и психолог. Умно, с юмором, легко и ненавязчиво она подвела школьников к пониманию простых истин, что запретами мало чего можно добиться. И пока человек сам не изменится, мир ему не изменить.

СОЗДАТЬ СВОЙ ШЕДЕВР

А когда дело дошло до второго тура, где каждый конкурсант давал мастер-класс, Алла Николаевна КУРДЮМОВА продемонстрировала эпизод урока с региональным компонентом «Северные сувениры из местного материала и бересты». Ее ученики с пятого по одиннадцатый класс, разделенные на четыре возраста, по образцам за 20 минут сделали своими руками разнообразные сувениры. Тонкая фантазийная работа, требующая усидчивости, терпения и воображения, вылилась в буйство идей: чукотский пеликен из дерева, паруса из железной банки, рыбки и птички из бересты и элегантная корова из картона… Создать собственный шедевр можно из дерева, кожи, бумаги и в различной технике - выжигание, аппликация, резьба по дереву. «Все гениальное очень просто», - рассмеялась в ответ учитель технологии.

ЦВЕТЫ В ЖИЗНИ

Фантазия, творчество и воображение пригодились и на этом уроке.
- А если бы вы, гуляя по саду, представили себя растением, то как бы его изобразили? - обратилась к ученикам педагог-психолог школы № 20 поселка Сокол Ирина Александровна БОНДАРЕНКО. Такие уроки адаптации к окружающему миру она проводит с пятиклассниками.

Нарисовали цветы и растения, наклеили в стенгазету, и получилась… красочная цветочная поляна. Вывод: здесь важен каждый, мы друг друга дополняем, являясь частью коллектива. Такая методика проведения тренингов имеет и диагностическую ценность, помогая выявлять проблемы у ребенка.

КАК ДОСТИЧЬ РАВНОВЕСИЯ?

О разном думают химики. В стихах и формулах их мысли можно выразить по-своему, используя ассоциативные модели.
- Когда вы находитесь в гармонии с собой? Как достичь равновесия в жизни? - эти вопросы задавала преподаватель химии гимназии № 13 Лариса Николаевна ТКАЧЕВА. О химическом равновесии можно рассказать в эксперименте, а заодно дать совет, как поддерживать кислотно-щелочной баланс в питании и каким образом достичь душевной гармонии. Экспериментальная, проектная и методическая основы были продемонстрированы на этом уроке.

ДИАЛОГ ДЛЯ ЧЕМПИОНОВ

В форме ролевой игры провела мастер-класс преподаватель английского языка школы № 7 Анастасия Сергеевна КОЛОУСОВА. Ее воображаемые дети (все чемпионы и победители!) стали участниками международной конференции и перед поездкой знакомятся с новой для себя лексикой других стран. Диалоги, приветствия, научные термины, фразы речевого оборота - все это необходимо быстро освоить. А в конце составить бейдж - своеобразный знак отличия. И, конечно, справились все.

ЗАГАДКА - ДЛЯ УМА ЗАРЯДКА!

Необычную тему для мастер-класса выбрала учитель начальных классов школы № 7 Галина Анатольевна ШИШИНА - на ее уроках дети учатся сочинять загадки. Задача очень творческая: выбрать предмет, описать его, сравнить и обобщить. И если получится примерно так: круглый, но не земля, прыгает, но не заяц, цветной, но не радуга (мяч) - то твоя придумка может войти в сборник авторских загадок, который собирает учительница. «Загадка - для ума зарядка! - утверждает Галина Анатольевна. - Она развивает подвижность ума, логику, творческие способности детей». А в результате занятие проходит быстро, легко и весело.

БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ

- Какое у вас сейчас настроение? Давайте вместе, используя цветные картинки, украсим дерево наших чувств и эмоций, - предложила учитель начальных классов гимназии № 24 Ирина Сергеевна ЧИРКОВА. Тема ее урока звучала серьезно: «Рефлексия в учебном процессе», но занятие прошло легко и радостно. Рефлексию рассматривали как способность взглянуть на себя со стороны и научиться менять свое эмоциональное состояние. Конечно, только профессиональный педагог может сравнить себя с капитаном корабля, который, вооружившись набором приемов, определяет ситуацию. А дети выбирают цветы в соответствии со своим настроем и составляют букет настроения. И потом, чтобы оценить свою деятельность, составляют пятистишие - синквейн. Кратно получается примерно так: «Творю. Думаю. Продвигаюсь к новому».

Хороший девиз. Как и те важные качества, которые хотела бы привить первая учительница своим ученикам, - чувство собственного достоинства, умение самосовершенствоваться. Может, такие устремления и помогли ей победить в конкурсе.

ПОБЕДИТЕЛИ - ВСЕ!

Итак, 19-й городской конкурс «Педагог года-2011» позади. Стремительно пролетела неделя тревог и волнений, обмена опытом и учебных занятий. Позади интересные открытые уроки и конкурсные задания - час общения, мастер-классы, самопрезентации и защита образовательных программ. И хотя победила учитель начальных классов гимназии № 24 Ирина Сергеевна Чиркова, проигравших здесь быть не может, ведь каждый получил возможность продемонстрировать знания, профессиональные навыки, поделиться опытом и творческими находками, а главное - показать свои учебные заведения. Все участники получили дипломы и памятные подарки. Много добрых слов бесконечного восхищения было сказано в адрес каждого педагога, ведь именно они стали лидерами образования, теперь их имена известны. А победители примут участие в областном конкурсе в апреле.

Развитие инноваций, творческого и профессионального потенциала педагогов - все это направлено на повышение современного уровня образования. И как приятно, что в школах нашего города хороших учителей немало. Но главное, что их объединяет, - призвание и любовь к детям и своей профессии. Это и продемонстрировал конкурс.

Вера ДИДЕНКО.
"Магаданская правда"