ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»: что осталось за кадром?


Завершилось общественное обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Магаданские педагоги собрались недавно за «круглым столом», чтобы выработать свои предложения.

Обсуждение общих положений закона, инициированное Департаментом образования администрации Магаданской области и Институтом повышения квалификации педагогических кадров, шло в четырех группах участников. Но более глубоко остановились на тех вопросах, которые касаются именно их уровня: по дошкольному, общему начальному и среднему профессиональному образованию. Для них были подготовлены вопросы, специальные таблицы и опросники, определены модераторы, ведущие процесс обсуждения. Работа предстояла продуктивная.

Появление закона не случайно. Со времени последнего закона 1992 года, который тогда обеспечивал бесплатность, доступность и качество образования, жизнь в стране так изменилась, что новые положения проекта стали не только отражением реальности, но и необходимостью. Ведь сегодня поменялось все - от условий до понятий, которых раньше не было, таких, как экспериментальная, инновационная, проектная деятельность, достижения учащихся, профессиональная компетентность педагога, вопросы аттестации кадров, работа экспериментальных площадок, введение образовательных стандартов. Все это должно быть закреплено в законопроекте. И хотя его обсуждение длится уже восемь месяцев, поток замечаний не иссякает.

- В августе мы уже направляли свои предложения к закону и сейчас готовим новые, - пояснила заместитель начальника Департамента образования администрации Магаданской области Елена Николаевна Алексеева. - Они касались изменения правового статуса образовательных учреждений, их переименования и уставных документов. Кроме того, не заложен механизм финансирования дошкольных учреждений, а это, на наш взгляд, государственная гарантия. У всех вызывает недоумение то, что начальное профессиональное образование как уровень в новом законе не прописано…
Тут надо заметить, что именно этот вопрос оказался наиболее спорным в обсуждении. Вот, к примеру, как горячо защищала свою отрасль директор профессионального лицея № 5 г. Магадана Валентина Михайловна Янки:

- В новом законе при изменении системы уровней образования среднее профессиональное образование включает в себя подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена: техников, технологов - зачем их мешать с рабочими? Мы занимаемся подготовкой рабочих кадров по 30 лет и больше, база создана, мастера подобраны, а теперь искусственно взяли и убрали НПО. Мы пойдем на первый уровень. А другие? Не получится ли так, что останется лишь краткосрочная подготовка и утратится все остальное, даже воспитание? И куда потом денутся несовершеннолетние? Ведь они не смогут приступить к трудовой деятельности. Но нельзя при ускоренном обучении получить такие квалифицированные кадры, которые нужны работодателю.

Стоит задуматься, что с нами будет завтра, ведь сегодня в нашем регионе готовят 11 тысяч специалистов с высшим образованием и только 4 тысячи - в системе начального и среднего профессионального образования. А потребность в рабочих кадрах растет.

Таким образом, все пришли к выводу о необходимости сохранить уровень НПО. А заодно наши педагоги потребовали оставить прежнюю систему социальных гарантий для учащихся первого уровня, ведь в статье 31 «Компетенции, права и обязанности» в разделе «Организация питания» не прописаны питание, стипендии, то есть сегодняшние социальные гарантии из проекта нового закона убираются.

А преподаватель юридических дисциплин Магаданского политехникума Ирина Владимировна Каликина внесла добавление, которого, на ее взгляд, не хватает в определении понятия «педагогические работники». Ведь в статье 48 главы 5 они обозначены как «физические лица, состоящие в трудовых отношениях с образовательной организацией и выполняющие на профессиональной основе трудовые обязанности по обучению, воспитанию и организации образовательного процесса». Здесь, по ее мнению, необходимо важное добавление: «и имеющие соответствующий уровень образования».
Вообще, многое было связано с обсуждением роли учителя. Хотелось бы, чтобы был обеспечен его высокий социальный статус, достойный вклада учителя, вплоть до уровня государственного или муниципального служащего.

Такому статусу должна соответствовать и система социальной поддержки, изменение оплаты труда, значительного роста которой пока еще не наблюдается. Требует доработки и новая система оплаты труда, в ходе которой педагоги должны получать зарплату по результатам труда с учетом вклада каждого в повышение качества образования. А зарплата руководителя должна зависеть от умения создавать комфортные и безопасные условия работы, образовательного процесса. В проекте закона сказано, что заработная плата максимальным размером не ограничена. А каким должен быть минимум? Многие педагоги считают, что не менее 80% от зарплаты работников промышленного производства.
Обратили внимание и на то, что не прописано право педагога на защиту чести и достоинства.

И потребовали сохранить статью об ответственности родителей за воспитание и преддошкольное образование детей.

- Много показателей, требований заложено при реализации образовательных программ, при внедрении новых стандартов, - подчеркнула ректор Института повышения квалификации педагогических кадров А. И. Радовская. - Повысилась ответственность и руководителей, и педагогов за качество образования, она зафиксирована в новом законопроекте. Очень хорошо, что в нем учтены учащиеся с особыми образовательными потребностями - большое внимание сегодня уделяется детям-инвалидам, учащимся коррекционных школ и, конечно, талантливым детям. Есть различные категории учащихся, которые не вписываются в единую систему образования, для них должны быть созданы специальные условия. Приятно сознавать, что мы меняем отношение к ним.

В 2008 году у нас был принят Закон о развитии образования в Магаданской области, где первой задачей органов государственной власти было обеспечение приоритетности образования на территории. Если говорить, насколько это подтверждается, надо признать, что у нас еще очень много проблем. Но если сравнивать с тем, что было десять лет назад, то мы видим большие изменения: меняются внешний облик школ, их материальное оснащение, имидж учителя и отношение к нему со стороны общества. Растет уровень образованности, понимания, владения современными методиками, компьютерными технологиями, нормативно-правовой базой. При этом кадровый состав стабилен, основная масса учителей работает по 20 - 30 лет, но ведь это приверженцы, люди, которые всю жизнь отдают школе. Но и здесь происходит обновление. Мы пытаемся привлечь и молодежь, а для этого надо менять общественное сознание и социальные условия поддержки молодых педагогов. Некоторые пути развития видны уже в ходе разработки проекта.

Все выработанные в группах предложения представили для завершающего обсуждения участников «круглого стола». Их проанализируют, отредактируют
и направят в Москву. Будем надеяться, что и нас услышат.

Вера ДИДЕНКО.
"Магаданская правда"