Медиа-войны на российском рынке


Эксперты Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) выяснили, что наступательная позиция в медиа-войнах часто свидетельствует о слабой позиции, хотя выглядит в глазах общественности более выигрышно. Дирекция внешних связей ВШЭ подготовила рейтинг «Оценка публичной составляющей крупнейших корпоративных конфликтов 2010 года», который охватил промежуток времени с 1 января по 7 декабря 2010 года.

На первом месте по частоте упоминаний оказался спор между "Русским алюминием" и Интерросом за совет директоров ГМК "Норильский никель". Это конфликту в прессе было посвящено 1254 публикации.

По мнению наблюдателей из Высшей школы экономики, медийные атаки "Русала" были острыми и массированными. При этом эксперты высоко оценили спектр применяемых "Русалом" действий - от вовлеченности первых лиц компании в конфликт, заканчивая работой с консультационными компаниями и гибкой тактикой, благодаря которой структуре Олега Дерипаски удалось создать представление о том, что государство выступит в этом споре на ее стороне.

В тоже время действия Интерроса аналитики оценили как вялые, запоздалые. Минусом компании Владимира Потанина было то, что она долгое время отмалчивалась, предпочитая давать комментарии от лица менеджмента ГМК "Норильский никель". Из-за этого "Русал", как пишут авторы исследования, буквально вытоптал все информационное пространство, затруднив действия своего оппоненту. Впрочем, высокая медиа-активность "Русала" не помогла ему сформировать по итогам двух собраний акционеров ГМК нужный состав совета директоров.

Вторую строчку в рейтинге бизнес-скандалов заняли акционеры«Связьинвеста» с борьбой за контроль и право распоряжаться бюджетом «Ростелекома», дочки «Связьинвеста». Их противостоянию посвящено было 370 материалов в федеральных СМИ. На третьем месте в исследовании - конфликт между собственниками одной из крупнейших торговых сетей  «Лента» - 261 упоминание в федеральной прессе. Помимо этих конфликтов, в первую пятерку рейтинга вошли также противостояние "Роснефти" и миноритария Алексея Навального, а также конфликт между прежними руководителями компании«Полюс Золото» и владельцами компании KazakhGold.

Резюмируя исследования, ВШЭ считает, что в максимальной общественной огласке заинтересована слабейшая сторона конфликта. Агрессивная тактика вкупе с активными действиями позволяет формировать негативный образ оппонента. По мнению руководителя исследования Вадима Воробьева, наиболее ярко это проявилось в конфликте между Транснефтью и тем же Алексеем Навальным, правда, этот конфликт не вошел в рейтинг. По мнению эксперта, наступательная тактика далеко не всегда гарантирует успех, однако она заметно снижает репутационные риски, поскольку медиа-агрессор старается изобразить себя, как правило, жертвой.