Небитые битого везут


Санитарки и врачи Магаданской областной больницы носят больных на собственном горбу

Месяца полтора назад у магаданки Анны Алексеевны Пошко, страдающей рассеянным склерозом и прикованной к инвалидной коляске, случился приступ желчнокаменной болезни.

«Скорая» доставила женщину в хирургическое отделение Магаданской областной больницы, где она находилась на лечении две недели. После выписки Анна Алексеевна обратилась в редакцию с просьбой поднять проблему, омрачающую жизнь не столько даже больным, сколько всему медперсоналу отделения.

Беда в том, что в двухэтажном хирургическом корпусе нет ни подъемника, ни лифта. И не могущих передвигаться пациентов а среди них попадаются тяжеленные - санитарки, медсестры и доктора во главе с заведующим хирургическим отделением словно тягловые лошадки вынуждены тягать сами. Не просто перекладывать с койки на каталку, а по довольно крутой винтообразной лестнице поднимать на второй этаж, где находится реанимация и перевязочная, и спускать на первый, где имеются УЗИ, рентген и кабинет компьютерной диагностики.

"Я лежала на втором этаже, - рассказывает А.А. Пошко. - Сама передвигаться не могу, а мне несколько раз нужно было пройти УЗИ обследование и сделать кардиограмму. Женщина я не из самых легких, санитаркам нести меня было не под силу. Они обращались за помощью к докторам, и всякий раз спускать и поднимать меня обратно приходилось самолично моему лечащему врачу и заведующему отделением худощавому, в годах, мужчине.

Особенно тяжелым был спуск - я все время скатывалась с носилок, рискуя упасть. Оттого камни шевелились, причиняя острую боль. Поэтому несли меня пять человек: по двое спереди и сзади, и один сбоку для подстраховки. Было крайне неловко. "Почему вы должны этим заниматься?" - спросила я у докторов. "Ой, да мы и санитарами работаем", - получила ответ. Мне их жалко просто. Я же не одна такая была. Не они должны переносить больных - подъемник для этих целей нужен".

Ну и что, что на дворе 21 век. Хирургический корпус -самый старейший в Магаданской областной больнице. Он был построен еще в начале 40-х века 20-го, и подъемник здесь, равно как и в любом другом отделении, не был предусмотрен хотя бы за ненадобностью - хирургия умещалась на одном этаже. Население города с течением времени росло, расширились и пределы больницы. А подъемника как не было, так и нет, хотя необходимость назрела очень давно. Для хирургов транспортировка пациентов - это действительно надоевшая головная боль, от которой весь без исключения персонал упорно лелеет надежду избавиться.

"Сколько это будет продолжаться, - не сдерживает эмоций ординатор хирургического отделения В.В Басов. - Вместо того чтобы думать над диагнозом больного, оказывать ему помощь, готовиться к операции, мы хватаем носилки и тащим больных наверх, потом спускаем вниз. И не только в экстренных случаях. Многим больным нужно обследоваться на УЗИ, получить физиопроцедуры, сделать рентген - и не один раз. Лежачих приходится нести на носилках. Но мы не должны этого делан», это не входит в наши должностные обязанности!" - "А кто обязан переносить больных?" - "Санитарки, конечно. Но посмотрите - это хрупкие женщины, которые не в состоянии справиться со своей задачей самостоятельно. И они вынуждены обращаться к нам. Это только в сериалах дюжие санитары ухватили койку, привезли-отвезли. У нас при зарплате санитаров в 4 тысячи это невозможно. А между прочим, в Англии, если клиника осталась без санитаров, она закрывается... И никто швабру в руки не берет: ни сестра, ни врач".

С тем, что транспортировка - обязанность санитаров, не соглашается исполняющий обязанности заведующего хирургическим отделением МОБ АН. Рябуха. "Спускать и поднимать на носилках больных никто не должен, - говорит Александр Николаевич, - это должен делать лифт. В обязанности санитарок входит перекладывание больных, к примеру, с койки на каталку и обратно, но не таскание носилок с этажа на этаж. И переноска больных должна санитарам хорошо оплачиваться - тогда, возможно, желающих пойти на эту работу станет больше".

Не все санитарки разделяют мнение о стимулирующем факторе возможных доплат. На вопрос, что лучше: лифт или доплаты, они отдают предпочтение лифту.

"Мне никакие доплаты не нужны, - уверяет санитарка Светлана, маленького росточка субтильного вида женщина, - здоровье дороже. У нас скоро на этой работе все болезни будут. Руки, спина болят. Я надорвала себе спину, завтра из-за этого пойду делать рентген. Работа очень тяжелая, платят гроши. В день мы поднимаем и спускаем по многу раз, надрываемся". -"И ведь без всяких доплат надрываетесь". - "А что делать, работать-то надо, жить на что-то надо. Но будь лифт, легче было бы".

Причем лифт, считает А.Н. Рябуха, нужен не только для транспортировки больных, но и медицинских грузов, оборудования, биксов, баллонов с кислородом и других важных в хирургии причиндалов. Функции грузового лифта вменяются операционным сестрам. Мне дали подержать один бикс - это такая металлическая коробка, очень похожая на огромную консервную банку, в которой хранится перевязочный материал,- и моя рука напряглась под тяжестью не менее чем десяти килограммов. Медсестры таскают эти самые
биксы раз по десять на день. А вот баллон с кислородом вообще весит 100 кг - такой и двум здоровым мужчинам не под силу, не то что прекрасным дамам. Врачи, конечно, подставляют надежное мужское плечо, куда деваться?

Хирурги вообще не шутя придерживаются того мнения, что ничего тяжелее ручки и истории болезни они не должны поднимать. Тем более перед операцией. Тем более, если больной -больших габаритов. Недавно был прецедент, когда пришлось вызывать наряд МЧС -доставленного ночью 140-килограммового пациента, пострадавшего в ДТП, медики поднять не смогли. Но от пациентов с весом поменьше не отказываются. Хотя могли бы.

'У нас есть полное право отказаться от выполнения не свойственных нам функций, но тогда пациенты рискуют остаться без помощи", - констатирует ординатор Виктор Владимирович.

В качестве, я так понимаю, морального оправдания один доктор привел такой пример. Дело было где-то в другом городе, ночью. Сломался лифт, а отделение, куда надо было доставить больного, находилось на 4-м этаже. Врачи отказались тащить человека на себе и несколько часов ждали, пока лифт отремонтируют. Потом по этому делу было судебное разбирательство и суд не нашел в действиях докторов ничего противозаконного.

Тут есть над чем поразмыслить. Когда на кону жизнь, спасать ее или ждать, когда ремонтники починят лифт, это, по-моему, вопрос не должностных обязанностей, а самой элементарной человеческой этики. Формально суд не нашел состава преступления, но вот интересно, что говорит тем врачам их совесть? Можно только порадоваться, что наши магаданские врачи не становятся в позу и своих больных в передней не бросают. И хотят того или нет, тащат их на собственном горбу. Впрочем, с повестки дня это не снимает вопроса о подъемнике.

"Мы поднимаем проблему уже лет пять-шесть, но пока слышим одни обещания, - не скрывает недовольства ординатор хирургического отделения В.В, Басов. - Это полное пренебрежение к нам и к нуждам хирургии".

У медиков наболело. У них, специалистов высокой квалификации, совершенно иные обязанности, у них свой - ответственнейший -участок работы. Хирургическое - самое большое отделение больницы, и нагрузка на врачей, большая часть которых пенсионного возраста, колоссальная. Тратить время и силы на перемещение пациентов им просто некогда да и не положено. В том числе потому, что это противоречит нормам техники безопасности. У врача перед операцией не должны дрожать натруженные поднятием человеческих тел руки, а больные, спускаемые с лестницы на носилках, не должны подвергаться риску скатиться вниз. В хирургическом отделении, как и во всех других отделениях старого корпуса, лифт, он же подъемник, должен быть! В интересах как медперсонала, так и самих пациентов Магаданской областной больницы.

Главный врач Магаданской областной больницы И. В. Полярная не согласна с тем, будто нуждами хирургии кто-то пренебрегает. Вопрос давно стоит на контроле и в Департаменте
здравоохранения, и в администрации области, и все ответственные лица прекрасно знают эту проблему и желают ее скорейшего решения. Однако лифт -удовольствие дорогое, а учитывая, что хирургия - не единственное отделение, где это чудо техники отсутствует, дорогое тем более. Средства, требуемые на оборудование корпуса лифтами, исчисляются миллионами рублей.

"Я тоже считаю, что ситуация, когда врачи носят на себе больных, неправильная, - сказала Ирина Владимировна. - Я против этого. Это должны делать санитары. Беда в том, что на зарплату в 4,263 рубля трудно укомплектовать штат - не идут люди. Конечно, лифт нужен. Но все упирается в финансовый вопрос. Надо расставлять приоритеты".

А приоритеты таковы, что лифт в масштабах областной больницы нужда не самая глобальная. Когда я поведала Ирине Владимировне, по какому поводу ее беспокою, она на полном серьезе выразила удивление: "Вам что, писать больше не о чем?" Я сделала вид, что не обиделась. Главврач потом пояснила, что основные финансовые силы сегодня брошены на строительство и оборудование нового терапевтического корпуса. В старом терапевтическом, кстати, тоже нет лифта, но больных там не на носилках перемещают, а завернутыми, словно младенцев, в одеяле - настолько узкие лестничные пролеты и проходы.

Но и хирургия не позабыта. Кто бывал здесь, конечно, обращал внимание на убогость внутреннего облика здешних помещений. Скоро они примут совершенно иной, облагороженный вид. Недавно здесь начат капитальный ремонт: будут заменены полы, сантехника, электропроводка. А десятиместные палаты, в которых больные люди доселе лежат одним большим колхозом, ждет перепланировка в трех и четырехместные. На капремонт хирургического отделения из областного бюджета выделено около 10 миллионов рублей. Часть этих средств пойдет на ремонт центрального входа и лестничных клеток.

Ну а что же лифт? Появится ли он здесь, долгожданный? Вот как прокомментировал ситуацию заместитель губернатора Магаданской области по социальным вопросам А.В. По-ложиев.

"Шесть лет назад были разработаны проектно-сметные документации двух выносных лифтов для урологического, лоротделения и хирургии, но из-за отсутствия средств в бюджете нам не удалось эту работу осуществить. Планировалось это сделать в 2010 году, но, к сожалению, получилось так, что Магаданской области пришлось за свои деньги достраивать терапевтический корпус, здание магнитно-ядерного резонатора, выделять средства на строительство больницы в Тауйске, на капитальные и косметические ремонты в лечебно-профилактических учреждениях области. Средств на лифт не хватило. Теперь установку лифтов мы планируем включить в федеральный проект партии «Единая Россия» - «Качество жизни. Здоровье.» До 1 октября 2010 года мы должны утвердить и направить программу в Министерство здравсоцразвития».

Надежда, во всяком случае, есть. А пока она не стала реальностью, врачебные будни в хирургическом и других обделенных лифтами отделениях будут идти своим чередом. Впрочем, если пациент окажется чересчур грузным, врачи смело могут вызывать МЧС, - с этим спасательным ведомством Магаданская областная больница собирается заключить договор на предмет транспортировки своих пациентов.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ
"Колымский тракт"









Колымские колонки