Не ловите рыбку с асфальта.


Начальник Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД по Магаданской области, подполковник милиции Станислав Кунцевич себя и своих сотрудников характеризует как работников "не кабинетных".

В кабинетах сидеть им некогда, дел и в городе и в области хватает. Доказательство этому можно найти буквально в каждой квартире. Вы уверены, например, что товарный знак на ваших "фирменных" вещах действительно фирменный?

Вот и я не уверена. А Станислав Брониславович, пожалуй, и гадать не станет, с первого взгляда определит многие подделки. Опыт у него большой.

- Время создания подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка - 22 июня 1999 года. Однако работа эта велась уже с начала 90-х годов, когда страна перешла к рыночным отношениям. Начались экономические преобразования, появились частные предприниматели, частные предприятия.

В этот период правоохранительные органы столкнулись с целым потоком правонарушений, преступлений в сфере "товар - деньги - товар". Обсчет и обвес покупателей, обман потребителей в крупном размере цвели пышным цветом, несмотря на то что здесь уже предусматривалась уголовная ответственность. Некоторые предприниматели просто не считали нужным опасаться.

Всевозможная контрафактная продукция заполонила не только рынки, но и магазины. Стало много случаев продажи продуктов с истекшими сроками годности, всевозможных нарушений санитарных норм и правил

Возникла острейшая необходимость создания структуры для пресечения правонарушений и преступлений в сфере экономики, но создавалась она, конечно, не с нуля, как подчеркнул в нашей беседе Станислав Кунцевич:

- До подписания приказа о создании нашей службы эту работу выполняли специализированные группы, созданные из сотрудников милиции общественной безопасности. В основном это лежало на плечах участковых уполномоченных. Правонарушения на первом этапе выявлять должны были именно они.

Самостоятельные подразделения по борьбе с преступлениями и правонарушениями в сфере потребительского рынка в структуре милиции общественной безопасности были сс-зданы 22 июня 1999 года, то есть нам исполнилось десять лет.

Приказ №456 определял все основные задачи для наших подразделений: выявление правонарушений и преступлений в сфере экономики; выявление преступлений, связанных с мошенничеством, с использованием поддельных документов; реализация контрафактной продукции с использованием чужого товарного знака; хищение электроэнергии; незаконная предпринимательская деятельность, - все это входит в перечень наших задач сегодня, как и 10 лет назад.

В настоящее время наши подразделения созданы во всех территориальных органах внутренних дел. На всю Магаданскую область - 39 сотрудников.

- Спектр стоящих перед вами задач довольно широкий. Как вы обеспечиваете себе поле деятельности? По жалобам?

- До 2009 года деятельность наших подразделений регламентировалась Законом о милиции, где в статье 11, пункт 25, было четко расписано: где и какие проверки мы можем проводить. С1 мая 2009 года в силу вступил новый закон и нас несколько ограничили в проведении проверок.

Сейчас любая проверка проводится только на основании письменного заявления или жалобы. Их может к нам направить как отдельный гражданин, так и юридическое лицо.

- А как же было раньше?

- Мы могли использовать оперативную информацию, например поступившую по телефону доверия. Бывали письменные обращения. И на основании этой информации проводилась проверка.

Просто так, по собственому желанию, мы проверок никогда не проводили. Каждая имела под собой основание, то есть признаки либо административного, либо уголовно наказуемого правонарушения.

Руководитель выносил постановление, где указывал основание для проверки, и с этим постановлением в руках наш сотрудник шел на объект.

Вся наша работа, все проверки контролируются прокуратурой.

- Сейчас проведение проверок существенно ограничили. Это осложнило вашу работу?

- Нам приходится перестраиваться, но в принципе наша работа осталась прежней. Мы ведь не контролирующий орган, кактотже Роспотребнад-зор Мы обязаны пресекать административные или уголовно наказуемые нарушения на потребительском рынке.

Составляем административный протокол о выявленном нарушении и направляем его в контролирующий орган либо в суд.

- Можете привести какой-нибудь свежий пример?

- Свежий пример есть. Недавно выявили и пресекли деятельность очередной фирмы по оказанию телематических услуг.

- Поясните, пожалуйста. Я думаю, не все еще знают, что обозначает этот термин...

- Это предоставление услуг населению по кабельному телевидению. Установлена фирма, которая за определенную сумму подключала желающих к своей сети, брала абонентскую плату, но "забыла" оформить законное разрешение на свою деятельность.

И ни с одним из каналов, которые по своим сетям транслировали они, договоры заключать тоже даже не пытались. Обошлась им эта самодеятельность дорого: руководитель фирмы привлечен к уголовной ответственности.

Я бы посоветовал всем, кто заключает договоры на какой-то вид услуг, проверять, есть ли у партнера документы на право их оказывать.

- Все знают слово "контрафакт"...

- До того как были созданы наши подразделения, нашей работой частично занимался отдел по борьбе с экономическими преступлениями.

В 90-е годы к нам хлынул первый поток товаров иностранного производства: и промтовары и продукты питания.

Мы все помним это время. В основном товар везли из Турции, Китая и стран Юго-Восточной Азии. Наши челноки и нарождавшиеся предприниматели стремились, чтобы товару было "числом поболе, ценою подешевле".

Нередко продукты бывали просрочены, а бытовая техника, купленная даже в магазине, выходила из строя через пару дней и вернуть ее продавцу было ох какой большой проблемой!

- Сейчас усилился контроль за тем, чтобы не использовался чужой товарный знак...

- Последние полгода мы как раз усилили работу в этом направлении. Правонарушения и преступления, связанные с использованием чужого товарного знака, встречаются постоянно. Духи, спортивная продукция, алкоголь, якобы от известных фирм...

Экономисты, когда изучают положение дел, связанное с реализацией контрафакта у нас по России, цифры приводят неутешительные. Объем контрафакта по некоторым видам товаров значительно превышает объем подлинной продукции фирм на российском рынке.

-Причина?..

- Причин несколько, и они известны. С одной стороны, уровень благосостояния не позволяет приобретать дорогостоящий подлинник, с другой -хочется блеснуть известной маркой тех же часов, например... А бывает, что человек и за подделку выкладывает немалые деньги, потому что уверен, что покупает подлинную вещь.

Не каждый же разбирается в предмете, а продавцы не упускают этим воспользоваться.

Спрос рождает предложение. И это не только у нас в стране распространено. Во всем мире контрафакта хватает, хотя везде с ним постоянно борются.

- В этом году "улов" у вас большой?

- С начала года возбуждено почти полтора десятка дел об административных нарушениях при незаконном использовании товарных знаков. Духи, швейцарские часы, одежда. Два уголовных дела расследуются, ущерб по которым составил несколько миллионов рублей. Я имею в виду ущерб, который понес правообладатель товарного знака.

Кстати, со всеми представителями правообладателей известных торговых марок у нас налажено постоянное сотрудничество несмотря на то, что находятся они в Москве. Они
нам оказывают всяческую помощь.

В настоящее время часть дел, связанных с такими правонарушениями, находится на рассмотрении в Арбитражном суде Магаданской области.

- А компьютерные программы контрафактные часто выявляете?

- Здесь могу привести вот уже недавний пример расследования. В рамках национального проекта "Образование" для всех школ областного центра и районов были приобретены персональные компьютеры.

На все компьютеры была установлена пиратское программное обеспечение. Это осуществила фирма-поставщик, которая выиграла тендер на установку лицензионного программного оборудования. Мы это выявили оперативным путем и возбудили уголовное дело против фирмы, которая это программное обеспечение устанавливала.

Компьютеры же пришлось из районов опять вывозить в Магадан и переоснащать заново.

- Я сейчас ищу себе телевизор. Посмотрела уже очень много и никак не решу, что покупать? Телевизоры китайского производства, честно говоря, доверия не вызывают, но не там ли произведены и стоящие рядом телевизоры других известных марок?

- Нет, с бытовой техникой особых проблем у нас пока не было. Та, что в магазинах продается, завозится сюда из Центральных районов России, где теперь и собирается на открытых этими фирмами заводах.

Продукции известных фирм китайской сборки тоже хватает, но и она идет с заводов, открытых и оборудованных в Китае самими этими известными фирмами.

Это мировая практика -для снижения себестоимости продукции. Рабочая сила дешевле. Найти продукцию европейской сборки сейчас очень сложно.

- То есть за подлинность бытовой техники магадан-цы могут быть сегодня спокойны?

- В принципе да. Схемы поставок ее открыты, мы их знаем. На технику дается гарантия...

- Я лично сталкивалась с тем, что магазин оговаривал гарантийный срок меньший, чем указан был в паспорте изделия... Разве так можно делать?

- Нельзя. Магазин не может сократить срок гарантии. И во-обще, покупатель должен уметь отстаивать свои права. А если самому это не удается, надо обратиться в Роспотребнадзор, в отдел по защите прав потребителей.

- С техникой мне теперь все ясно. Но ведь потребительский рынок - это не только техника. Как обстоят дела в других его "павильонах"? Там, к примеру, где продают электроэнергию?

-Способы нарушить закон здесь достаточно многообразны. Электроэнергию похищают очень изобретательно. Но чаще всего это делают владельцы частных домов. Иногда они открыто присоединяют к электросетям воздушную линию, иногда - маскируют всеми способами свои "технические новинки".

Электросчетчики, расположенные в квартирах, нередко тоже пытаются "усовершенствовать": устройства, тормозящие работу диска счетчика, поставить, например, чтобы меньше "накручивало".

Мы такие нарушения выявляем вместе с сотрудниками Энергосбыта. Проводим рейды и привлекаем к ответственности.

- Мошенничество - тоже "сфера ваших интересов". С каким видом мошенничества могут столкнуться сегодня колымчане?

- С использованием поддельных официальных документов и справок. Паспорта фальшивые нам пока не попадались, а вот дипломы, справки, свидетельства встречаются довольно часто.

В свое время, когда действовали льготы на общественном транспорте, мыв большом количестве изымали фальшивые служебные удостоверения. Сейчас, бывает, встречаются поддельные медицинские книжки. Поддельные дипломы об окончании вузов тоже выявляем.

Были случаи, когда человек несколько лет работал по специальности, указанной в поддельном дипломе, и считал, что ничего особенного в этом нет. А это уголовное преступление, и виновный в нем подлежит уголовной ответственности.

- Начинается путина. Рыба, икра - немногие магаданцы сейчас отправляются за ними в магазин...

- Да, в период путины работы у нас хватает. Немало людей готово приобретать рыбу и даже икру где попало, не задумываясь о последствиях. И правовых, и для собственного здоровья.

- Рыбаки действительно, бывает, продают свой улов прямо у магазинов и автобусных остановок. Но ведь рыбка эта свеженькая, только что выловленная! И у рыбака, скорее всего, есть квитанция об оплате улова на лицензионном участке. Вот мы и покупаем...

- А рыбак, тем не менее, допускает нарушение. Потому что продавать свой улов он должен только в отведенных для этого администрацией населенного пункта местах. В Магадане их вполне достаточно. Но тем не менее нарушения мы выявляем постоянно. И не только со стороны рыбаков.

Торговые палатки с самым различным товаром ставят куда вздумается.

Мы обязаны такие правонарушения пресекать, но порой просто не успеваем реагировать. Убрали палатку в одном месте, она тут же разворачивается в другом.

Напомню, кстати, что заниматься этим должны сегодня не только мы, но и другие контролирующие органы. Только общими усилиями мы сможем свести нарушения к минимуму. Хочу подчеркнуть, что сами горожане тоже должны быть с рыбой осторожнее.

Лето теплое, и если свежая рыба ждет покупателя на земле на газете или в грязном ведре, я бы ее покупать не советовал, даже если на вид она вполне приличная и просит рыбак за нее недорого. Надежнее покупать рыбу там, где есть ветеринарный контроль, а есть он только на рынках.

Как может убедиться читатель, Станислав Брониславович и его коллеги - люди неравнодушные. И все, что они делают, служит во благо нам с вами, как ни банально для кого-то это звучит. А значит, нам нужно им всячески помо гать, ведь они обеспечивают наше здоровье, комфорт и спокойствие.

Наталья Фроленко
"Колымский тракт"









Колымские колонки