Что на самом деле случилось с A321 рейса Магадан-Новосибирск, «облитом стекломоем»



МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 2 декабря Airbus A321neo авиакомпании S7 Airlines при вылете из Магадана попал в сложное пространственное положение. «Сложное пространственное положение» – это, проще говоря, кувыркания в воздухе с кренами под 90 градусов, раскачкой и резкой потерей высоты – пассажиры, в общем, натерпелись; пилоты подавали сигнал бедствия, но в итоге благополучно приземлились в Иркутске.
Кто-то написал в одном из анонимных Telegram-каналов о том, что борт перед вылетом облили не специальной противообледенительной жидкостью, а обычным автомобильным стекломоем. Этот бред бездумно растиражировали бестолковые журналисты, масла в огонь подлили выжившие из ума «герои Советского Союза», которые уж точно знают, что жидкость воруют и поэтому наверняка облили чем-то не тем. Общественность забурлила праведным гневом и требовала публичной экзекуции руководства аэропорта. Что было на самом деле: разбираем подробно.

Запомнить следует одно: что бы ни случилось (а тут произошёл серьёзный авиационный инцидент, то есть, угроза жизни людей и потери ВС), нельзя никогда читать ни СМИ, ни Telegram-каналы. Серьёзно, отписывайтесь от всех, кто публиковал ересь ради хайпа до окончания расследования.

Почему ересь? Потому, что про стекломой могли придумать только те, кто этот стекломой употребляет внутрь. Дело в том, что он имеет жидкую консистенцию и сразу же стекает на землю. Если бы кто-то вдруг и додумался где-то купить цистерну стекломоя и привезти её в аэропорт, то обливание «омывайкой» самолёта было бы равнозначно полному отсутствию облива вообще, и тот бы разбился сразу после взлёта, как это было в Тюмени и Алма-Ате.  Обработка противообледенительной жидкостью действует лишь до набора высоты 200-300 метров, к тому моменту она полностью сдувается, а рейс S7 5220 столкнулся с проблемами несколько позднее.

Нет, это не противоракетные манёвры

Что же произошло на самом деле? На самом деле самолёт обработали как положено, правильными жидкостями. Однако обработали только крыло и стабилизатор – это стандарт, крыло перед взлётом должно быть чистым. А вот с поверхности фюзеляжа снег не убирали. Тут важно отметить, что соответствующее решение принимают не наземные службы аэропорта, а пилоты.

Самолёт простоял в аэропорту 2,5 часа, его сверху присыпало снежком – но, в принципе, этот снег «на скорость не влияет»: как правило, его так же сдувает во время разбега, поэтому можно целиком борт не обливать, чтобы сэкономить жидкость и сберечь природу. Но тут пилоты включили обогрев лобовых стёкол. Из-за этого снег в передней части фюзеляжа стал таять, вода потекла вниз по фюзеляжу и тут же благополучно замёрзла в виде вертикальных полос – «струек». Это называется «барьерный лёд». В принципе это не самая критичная проблема, но дело в том, что образовался этот барьерный лёд перед трубками Пито (приёмниками воздушного давления, ПВД), которые фиксируют давление набегающего воздушного потока для измерения скорости. Сами трубки не обледенели, однако ледяные барьеры привели к тому, что воздушный поток за ними превратился из ламинарного в турбулентный.

Фотографии A321 после посадки в Иркутске из отчёта Росавиации

Физика здесь та же, как если ехать на мотоцикле за фурой: в определенный момент встречный ветер вообще исчезает. А в самолёте давление воздуха в ПВД снижается и приборы показывают неправильную скорость. То же самое происходит с датчиками угла атаки.



Физика процесса: барьерный лёд нарушает ламинарность воздушного потока
Трубок, конечно, несколько – на A321 их три: две слева и одна справа.


Приёмник воздушного давления на A320 в разрезе

Показания левого датчика отображаются на дисплее КВС, правого датчика – на дисплее второго пилота, третий – запасной. Однако если все три показывают разные данные, то блок ADIRU (Air Data and Inertial Reference Unit), который аккумулирует показания всех датчиков (в т.ч. приёмников статического давления), сообщит об ошибке: Unreliable Speed, то есть, показания скорости недостоверны.

Это и произошло на рейсе S7 5220. В этой ситуации отключается автопилот, директорные планки на дисплее и автомат тяги, пилотировать приходится полностью вручную; сильный ветер добавил острых ощущений.



Такая ситуация предусмотрена конструкторами. AP — автопилот и FD — директорные планки — отключены, A/THR — автомат тяги — отключен, установить  тангаж и режим в зависимости от высоты, FLAPS — закрылки — не трогать, проверить спидбрейки (интерцепторы), L/G — шасси — убрать.



Пилотам нужно выдерживать тангаж и режим двигателей в соответствии с таблицей. CONF — положение закрылков, FL — эшелон полета, параметры указаны отдельно для полета с выпущенными закрылками или с убранными (CLEAN).

В руководстве по лётной эксплуатации Airbus A320 содержится предупреждение об опасности включения обогрева стёкол при наличии снега на поверхности фюзеляжа. Таким образом, пилоты после того, как не смогли аварийно сесть в Магадане и благополучно долетели до Иркутска, героически справились с ситуацией, которую сами же и спровоцировали.

В Airbus и это предусмотрели

Росавиация порекомендовала авиакомпаниям внести требование о запрете начала выполнения полёта при наличии на поверхностях воздушного судна любого снега. Это приведёт к увеличению расхода жидкостей и времени обработки самолётов перед вылетом.

Илья Шатилин https://www.frequentflyers.ru/2021/12/09/s7_5220/


Комментарии

ava
16 декабря 2021 23:11

Цитата: Виталий
Статья с первых слов в защиту аэропорта Магадан, дальше можно было не читать. Ну и как без пилотов, они обязательно виноваты. А то , что спасли жизни 199 человек не слова. Автор , а что ты написал бы если произошла трагедия? Так же стал бы защищать , а точнее выгорживать аэропорт? БАРДАК в области , докатился и до безопасности аропорта.....

да статья- лажа полная- какой нафиг барьерный лёд от включения ОБОГРЕВА СТЕКОЛ?! Сколько же воды стекло и замёрзло перед ПВД- вёдер пять с каждой стороны, никак не меньше,ибо ПВД расположены на расстоянии от фюзеляжа. Причина- сильное обледенение в воздухе,к которому экипаж не был готов,но в итоге справился.

ava

Ирина евгеньевна Медова Ответить

13 декабря 2021 10:45

Цитата: Вит
Опять попытка свалить все на экипаж. Вообще- то экипаж совместно с наземными службами принимает решение об обработке самолета( что обрабатывать и чем). У производителя требование одно: любые отложения на ПОВЕРХНОСТИ самолета должны быть удалены (есть только небольшие попущения по инею). До не давнего времяни у наших авиационных властей в методических рекомендациях по применению противообледенительных жидкостей сухой снег не упоминался в перечне для обязательного удаления. Если наземные службы не принимают решение об обработке других поверхностей самолета за исключением крыла и стабилизатора, то вопрос к их подготовке и компетентности по проведению обработки и контролю качества ее применения. И это проблема не только Магадана , в других аэропортах тоже наземники докладывают экипажу что все нормально все чисто , а на крыле сосульки висят. Просто надо ответственнее относится к своим обязаностям, а аэропорту для этих целей закупить нормальное оборудование, а не обливать самолет из шланга вручную и иметь нормально подготовленный персонал.

[b][/b]Золотые слова,не добавить не убавить

ava
12 декабря 2021 18:09

Опять попытка свалить все на экипаж. Вообще- то экипаж совместно с наземными службами принимает решение об обработке самолета( что обрабатывать и чем). У производителя требование одно: любые отложения на ПОВЕРХНОСТИ самолета должны быть удалены (есть только небольшие попущения по инею). До не давнего времяни у наших авиационных властей в методических рекомендациях по применению противообледенительных жидкостей сухой снег не упоминался в перечне для обязательного удаления. Если наземные службы не принимают решение об обработке других поверхностей самолета за исключением крыла и стабилизатора, то вопрос к их подготовке и компетентности по проведению обработки и контролю качества ее применения. И это проблема не только Магадана , в других аэропортах тоже наземники докладывают экипажу что все нормально все чисто , а на крыле сосульки висят. Просто надо ответственнее относится к своим обязаностям, а аэропорту для этих целей закупить нормальное оборудование, а не обливать самолет из шланга вручную и иметь нормально подготовленный персонал.

ava

Виталий Ответить

12 декабря 2021 16:46

Статья с первых слов в защиту аэропорта Магадан, дальше можно было не читать. Ну и как без пилотов, они обязательно виноваты. А то , что спасли жизни 199 человек не слова. Автор , а что ты написал бы если произошла трагедия? Так же стал бы защищать , а точнее выгорживать аэропорт? БАРДАК в области , докатился и до безопасности аропорта.....

ava

Александр Ответить

12 декабря 2021 00:42

Автор приводит в пример мотоцикл за фурой... да ... может быть. А если наоборот? Почувствует ли фура измененный воздушный поток за мотоциклом? А это как раз наш случай. Если посмотреть на рисунок, то слишком уж он завернул завихрения вверх. На скорости 350 - 400 км/ч я бы нарисовал их совсем по другому. Гораздо ниже и положе, думаю до входа в ПВД не достанет. К слову сказать, здесь бы я посоветовал вспомнить и рассмотреть работу турбулезаторов, что ставят на крыле и на хвостовом оперении. Интересно автор когда-нибудь пробовал высунуть руку в открытую форточку из кабины пилота на этой скорости. Думаю что нет. Если бы попробовал, то так бы не нарисовал. Имею достаточный опыт полетов в зимнее время на Камчатке, ну и в Магадане бывал не раз. Случалось попадать в условия с сильным обледенением на высотах 1000-3000м. Докладываю. Обогрев ПВД не справляется. Сначала скачет вариометр + - 10 м/с, затем замирает скорость. Просто не двигается стрелка (Переключал на дублирующий то же самое) Неприятно. Лед нарастает интенсивно, растет сопротивление. Скорость определял по дублирующим приборам; тангаж, угол атаки, положение РУД и легким покачиванием по крену. По отзывчивости на штурвал сразу чувствуешь какая скорость (Это все нужно замечать для себя в простых условиях). По крену работать нужно очень аккуратно, а то можно поймать "подхват" элеронов. Для выхода из подхвата - немедленно штурвал от себя и закрылочки подвыпустить.... Думаю наземные службы тут не виноваты. Экипаж попал в зону с сильным обледенением в полете. Это очень хорошо видно по сохранившемуся отложению льда на крыле и на носу (бугристый лед). Кстати, рекомендую посмотреть в разделах аэродинамики и авиационной метеорологии про понятие "барьерный лед". К сожалению экипаж к действиям готов не был. Думаю явление "подхват" элеронов присутствовало. К полету надо готовиться, метеоинформацию внимательно изучать, вдумчиво. Ожидать. Аэродинамику изучать.... Эх, молодежь! Да уж, ... мейдей, мейдей, мейдей...

ava

Сергей Ответить

11 декабря 2021 19:52

Все правильно. Единственная адекватная статья. Но...
1. Принимается решение о противообледенительной обработке ВС совместно пилотом и наземным персоналом. Причем, если один из них считает, что обработка не нужна, а другой что нужна, то она будет проводиться. Это правило.
2. Экипаж не может после обработки осмотреть и оценить состояние крыла или поверхности самолёта перед ППД. Это лежит на совести техсостава.

ava
11 декабря 2021 15:28

Да, лётчики виноваты, а директор аэропорта белый и пушистый.

ava

Федор Ответить

11 декабря 2021 13:44

А кто-то сомневался, в том что пилотов крайним оставят?


  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.