Магадан в стиле ампир


Магадан - один из самых молодых городов России, ему исполнился всего 71 год. В чем же особенности нашего города, его застройки и архитектуры?

Тема моей исследовательской работы - «Архитектура старой застройки», а точнее - «Архитектурная принадлежность зданий, построенных в 30 - 50-е годы XX века».

В октябре 1939 года технический совет Дальстроя рассмотрел генеральный план застройки города. С этого момента началось капитальное строительство. Были даны указания срочно выполнить инженерно-геологические работы под стройплощадки. Постепенно формировался особенный облик города. В этот период (с 1933 по 1955 год) превалирующим направлением в советской архитектуре был сталинский неоренессанс - ампир (слово в переводе означает «империя»), стиль начала XIX века. Его отличительной чертой была стилизация под эпоху Наполеона, что выражалось в наличии белых колонн, лепнины с обилием советской символики (пятиконечная звезда, серп и молот, барельефы рабочих). В интерьере мраморные плиты, украшения из лавровых венков с символикой, бронзовые светильники, стилизованные под факелы. Использование элементов барокко в декоре.

Эклектика.

У старых зданий нашего города сохранились черты этого стиля: довоенные «сталинки» отличали в основном небольшая этажность (4-6 этажей) и рельефность фасадов - пилоны и пилястры подчеркивали классическую строгость зданий. В качестве основного материала применялся кирпич, поверх него наносили штукатурку. Такими домами застраивались ключевые магистрали и площади.

В 1939 году в Магадане было построено здание Главного управления Дальстроя (впоследствии в нем размещалось объединение «Севе-ровостокзолото»). Авторы проекта - Н. Н. Юргенсон, В. Г. Дроздов. По пластике и масштабности это строение выделяется среди трех- и четырехэтажных сооружений,находящихся по флангам площади. Своей архитектурной значимостью это старое здание невольно оказывало воздействие на дальнейшую организацию административного и делового центра города, его декор и композиция подчинены композиции улицы, площади. Выдержан принцип ансамбля - центричность, симметрия.

Но главным архитектурным событием того времени стало строительство в 1941 году Дома культуры I « .1 а . (с 1946 года это музыкально-драматический театр имени М. Горького). Черты архитектурного направления сталинский ампир выражены в нем особенно ярко. Главный фасад театра выполнен по принципу противопоставления легких простенков и больших, на всю высоту этажа, оконных проемов, а центральная часть подчеркнута порталом. Колонны и арки, пилястры и фронтоны, карнизы и балюстрады - весь арсенал греко-итальянской классики неожиданно оказался в ходу, да настолько, что сегодня почти невозможно представить наш город без подобных зданий на улицах Ленина, Портовой, Карла Маркса. В центре, где теперь находятся четырехэтажные жилые дома со встроенным магазинами «Центральный» и «Дом одежды», размещались одноэтажные деревянные бараки. Один из них использовался как городской кинотеатр до ноября 1948 года. Кинотеатр «Горняк» был построен в декабре того же года. Обратим внимание и на его облик с массивными колоннами в стиле ампир. В те годы Магадан испытывал трудности с квалифицированными кадрами, потому проектная организация Дальстроя формировалась за счет инженерно-технических работников Ленинграда и Москвы. Они-то в значительной степени и отразили влияние ленинградской школы в застройке многих домов на проспекте Ленина, улицах Портовой, Горького и Пушкина. Монументальность прослеживается в зданиях, построенных в тот период, и выглядят они как единый комплекс.

В 1951 году открывается стадион в парке культуры и отдыха, через пару лет были построены здания обкома профсоюзов и политехникума, в 1954 году - Дворец спорта. Начинается массовое озеленение города, до 1963 года было посажено около 9 тысяч деревьев. И вновь при постройке зданий предпочтение отдается стилю сталинский ампир, его примерами в нашем городе служат построенные в 1953 году на улице Парковой здания горно-геологичёского техникума (ныне Магаданский политехникум), авторами которого были архитекторы Н. Н. Андрикансис и А. А. Лепковский, и обкома профсоюзов, его строили архитекторы А. А. Лепковский, Г. П. Малечкин и Н. А. Ламаури. Если войдем внутрь, то увидим массивные простые геометрические формы в сочетании с предметами военной эмблематики. В интерьерах в стиле ампир царят покой, упорядоченность, строгая симметрия и
холодная торжественность. Полы настилают паркетом, как правило, из цветных пород дерева. Потолки окрашены в белый цвет и отделаны по углам простым декором. Экономно введенные в колорит интерьеров светлые тона и пятна золоченой бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белого цвета. Дверные проемы превращаются в арки, а коридоры - в анфилады. Поражает, насколько жестоким был сталинский режим и какие интересные, красивые здания оставил после себя тот период...

Актуальность данной темы, по моему мнению, заключается в следующем: в настоящее время возникли социально-экономические, экологические и проект но творческие предпосылки переосмысления градостроительного наследия советского периода. В современном мире, ориентированном более на одноразовое потребление и безликую массовую застроечную архитектуру, такого, к сожалению, не создается. А потому многие архитектурные ансамбли, а также отдельные здания города Магадана обладают исторической и архитектурно-художественной ценностью, поэтому могут считаться памятниками архитектуры и градостроительства.

Но сегодня они в плачевном состоянии. Я не случайно выбрал эту тему, ведь проблем здесь немало. Многие здания требуют срочного ремонта, в противном случае они могут быть безвозвратно утеряны. Порой кажется, что большинство зданий, построенных в 30 - 50-е годы, обречены на медленную смерть в руинах и забвении. В потрескавшихся фасадах, испещренных надписями, опорах и замызганных окнах только очень увлеченный архитектурой человек узнает канонические творения русских проектировщиков прошлого века. В последние годы не учитывается при застройке тот стиль исторической части города, который так планомерно выдерживался ранее. Например, многие здания в центре города отданы под магазины и офисы, и каждый хозяин на свой вкус оформляет свою часть, нарушая тем самым общий стиль. Современные застройки, расположенные в непосредственной близости от исторической части центра города, часто разрушают общий ансамбль, противоречат друг другу по стилю и тем самым с эстетической точки зрения наносят вред облику города.

Внешний вид нашего города отражает его историю. Как бы печальна она ни была, это наша история и ее надо сберечь не только в книгах и воспоминаниях очевидцев, но и в зданиях с их неповторимой архитектурой.

Анатолий ЛИТУЕВ, студент Магаданского политехникума.
"Магаданская правда"