Сергей Никоненко: Снимаюсь. снимаю. востребован.


Сергей Никоненко: Снимаюсь. снимаю. востребован.
Давно Магадан не видел такой актерской игры. И такого ажиотажа тоже. Стоило народным артистам РСФСР Ларисе ЛУЖИНОЙ, Сергею НИКОНЕНКО и народной артистке РФ Раисе РЯЗАНОВОЙ ступить на колымскую землю, как поклонники уже не оставляли их в покое ни на минуту. И зрителей можно понять: любимцы публики, ярчайшие кинозвезды СССР, знакомые каждому чуть ли не с детства, прилетели в Магадан всего на один день из Хабаровска, чтобы утром следующего дня уже отправиться в Москву.

Понятное дело, Никоненко играл блестяще, по-другому он просто не умеет. А глядя на Ларису Лужину, невозможно было поверить, что через пять дней она отметит свой 77-ой день рождения! Всех удивила и 70-летняя Раиса Рязанова - необыкновенная оказалась театральная актриса! Зал просто стонал от восторга. За два с половиной часа, в течение которых на сцене МЦК шел спектакль «Аккомпаниатор», лучшие российские артисты рассказали трогательную, пронзительную в своей современности историю любви, судьбы, радости прощения и подарили публике огонек душевного тепла, которого нам сегодня так часто не хватает. А организовало приезд популярнейших советских киноактеров на Колыму магаданское концертное агентство «Сцена», за что его руководителю Нелли Марченко местные ценители искусства до сих пор продолжают выражать искреннюю благодарность. Звонят, благодарят за встречу с живыми легендами отечественного кино и театра, за неповторимую возможность увидеть и услышать их воочию.

В ожидании Сергея Никоненко беседую за кулисами с Ларисой Лужиной и Раисой Рязановой. До спектакля остается час, зал МЦК постепенно наполняется людьми. Лариса Анатольевна, улыбаясь своему отражению, гримируется перед зеркалом, Раиса Ивановна, попивая чай, спокойно читает детектив - так она настраивается на роль. О каждом из этих артистов можно написать не одну газетную полосу. И все равно будет мало.

- Лариса Анатольевна, ходили слухи, что вы не приедете в Магадан: состояние здоровья не позволяет так далеко летать, и ваше имя на афишах лишь утка, чтобы приманить зрителя на спектакль…

- Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Владивосток… Чего уж в Магадан-то не заехать? А ведь я тут была, вас еще и на свете тогда не было. В 80-х, 70-х годах мы сюда приезжали. Помню, были в Среднеколымске, там Лидия Русланова в свое время сидела. У Вадима Козина в гостях были тоже. Кстати, пока ехали, обсуждали вот что - 19 марта Нелли Ермолаевна у вас тут концерт планирует, посвященный памяти Козина, да еще и в исполнении нашего москвича Сергея Марасанова. Я бы любимые романсы Козина в исполнении Марасанова хотела бы послушать, хоть снова прилетай! (сходу переключается и начинает декламировать стихи Высоцкого) Ты думаешь, что мне - // не по годам, // Я очень редко раскрываю душу,- // Я расскажу тебе про Магадан - // Слушай… //

- У нас, кстати, на смотровой площадке в Нагаевской бухте установили памятник Высоцкому, не желаете посмотреть? И правда ли, что свою песню «Она была в Париже» он посвятил именно вам?

- Цветы к памятнику Володе возложила бы с удовольствием, если дадут возможность. Мы познакомились с ним на съемках приключенческого фильма Станислава Говорухина про альпинистов «Вертикаль» в 1966 г. И тогда же я стала прототипом той его песни… Но больше я вам ничего не скажу! (смеется).

- Раиса Ивановна, ваша героиня в картине «Москва слезам не верит» оказалась самой счастливой… Но во время перестройки работу в кино вам не предлагали, пришлось сдавать квартиру, подрабатывать частным извозом…

- …и слава Богу, что те времена прошли! Сегодня я снимаюсь даже чаще, чем в удачные 1970-1980-е годы. И в театре играю, хоть работать на сцене гораздо тяжелее, чем в кино. Служу в театре-студии Олега Табакова. А по поводу моей работы в такси - было такое, да. Выживать-то как-то надо было? Зато в 2003г даже получила награду «Автоледи-2003»! А по поводу личной жизни… В отличии от моей героини Антонины из «Москва слезам не верит», моя сложилась не столь удачно. Еще в 1960-х гг. на втором курсе ГИТИСа познакомилась с будущим мужем Юрием Перовым. На третьем курсе родила сына Даниила. Но семейная жизнь не сложилась – я влюбилась в режиссера, у которого снималась. Не желая обманывать мужа, призналась в чувствах к другому. Подали на развод. Отношения с тем режиссером продолжались около десяти лет. Перов женился потом во второй раз, я уже - никогда.

Сергей Никоненко в жизни оказался строг и грозен. Неподражаемые, с детства узнаваемые интонации, давно знакомый голос. Никоненко - это целая вселенная: 217 сыгранных ролей, 56 лет кинематографического стажа, 16 фильмов, которые он снял как режиссер, сотни безвозмездных выступлений актера в московских школах с поэтической программой по стихотворениям Сергея Есенина и поэтов Серебряного века.

- Сергей Петрович…, - начала было я.

- Громче, я глухой! - перебил он мой первый вопрос и подсел поближе, - еще я противный очень, имейте в виду! Мне жена говорит, когда аппарат купишь? А я ей - зачем? Я столько глупостей не слышу (смеется).

- Отец вашего главного героя, которого вы играете в сегодняшнем спектакле, был репрессирован и расстрелян. А вас эта тема лично не коснулась?

- Нет, в моей семье от репрессий никто не пострадал. Отец, Петр Никанорович был шофером, мать, Нина Михайловна, стеклодувщицей лампового завода. Папа родился в 1898 году, призывался еще в царскую армию, воевал и в Гражданскую, и в Великую Отечественную. Я родился за два месяца до начала войны… Мы с мамой оказались на оккупированной территории, из-за чего ее потом долго не пускали в Москву обратно. Возвращаясь к теме Колымы, признаюсь, что я тут у вас впервые. Увидел город, который видел в хронике, мне много рассказывал о Магадане Георгий Жженов, которому Колыма очень знакома была. Он, кстати, написал два рассказа о Колыме. Здесь жил Козин. Как ни крути, а Магадан был для меня печально известным городом… «Я помню тот Ванинский порт, // И крик пароходов угрюмый // Как шли мы по трапу на борт// В холодные мрачные трюмы. // На море спускался туман, // Ревела стихия морская. // Лежал впереди Магадан, // Столица Колымского края». Мы этот «гимн» советских заключенных распевали еще мальчишками, не зная, где этот Магадан, какой он, этот Магадан…

- 16 апреля вы отметите 75-летний юбилей, что хотели бы получить в подарок?

- Я бы не хотел его отмечать. Но меня заставляют. Народ хочет собраться в Доме Кино, поздравить. А с чем поздравлять? Юбилей - своеобразная репетиция похорон. Конечно, мне еще до Зельдина далековато, но… Знаете, всякая круглая дата это подведение каких-то итогов. Пять лет тому назад я отмечал 70-летие, что изменилось? Ну, стал президентом Гильдии актеров российского кино, снимаюсь, снимаю, востребован. Закончил работу «Письмо из прошлого» в киностудии «Вертикаль», которой руководит на Мосфильме Станислав Говорухин. И продолжаю работать над очередным фильмом - это моя 220-ая роль в кино - «Одна вершина». Играю тренера параолимпийского чемпиона.

- Я специально взяла с собой на интервью одну из самых своих любимых книжек детства - «Темная комнату» Валерия Попова, чтобы показать, что зачитана она у меня буквально до дыр. Я никогда не думала, что по этой крошечной малоизвестной повести снимут фильм! А вы в нем сыграли!

- Да, мне тоже очень нравится эта книжка. Какая она у вас потрепанная, вы с ней спали, что ли? Знаете, я рад, что нынче, как в старое доброе время, опять начали снимать детские фильмы. «Темную комнату» по повести Валерия Попова киностудия «Вертикаль» снимала в Одессе, и по добротности сценария ее можно сравнить с советским кинохитом «Гостья из будущего». Кстати, в продолжении «Гостьи», менее удачном фильме «Лиловый шар», я снимался, играл Коноеда. Людоеда играл Витя Павлов, царствие ему небесное, Ясулович - Кощея Бессмертного. Три чучела сидим. И одно из чучел - это я (смеется).

- «Темную комнату» недавно снимали в Одессе. А в марте 2014 г вы подписали обращение деятелей культуры РФ в поддержку политики президента на Украине и в Крыму. Как вы после всего происходящего на Украине снимались в Одессе? Каково ваше отношение?

- Я убежден, что это все последствия недальновидной политики Горбачева и Ельцина. Вот такие вот политические ошибки приводят вот к такому количеству жертв, что самое ужасное. Увеличилось количество вдов, сирот. Идет война. А нашему народу - русскому, украинскому, белорусскому и другим, населяющим всю нашу необъятную Родину - я желаю мира! Чтобы мирное небо у нас было. Чтобы не допускали мы этого с вами, чтобы не травили один народ на другой, не поддавались на «Вы лучше!», «Они плохие!». Нам дружить надо, мы родственники! Причем, ближайшие.

- Своего сына Никанора вы назвали в честь деда. Это был какой-то необыкновенный человек, которого вы особенно любили?

- Да, дед был Никанор Васильевич у меня. У отца было братьев и сестер восемь человек. И когда они все собирались вместе, то вспоминали добрым словом своего отца, Никанора Васильевича. Он работал плотником и одним своим топором кормил 12 детей, одевал, обувал, вырастил достойными людьми, многие потом получили высшее образование.

- Вы же с 13 лет готовились к карьере актера. Поэтому преуспели?

- Всегда говорю: «В нашей большой семье все умные, и один артист!». Я из обычной московской рабочей семьи. Но в пионерлагере увлекся театром, потом в Москве пошел в драмкружок, потом - в институт, с 1960 г. стал сниматься, и вот уже 56 лет снимаюсь. Все просто.

- 56 лет актерского стажа! Ничего себе!

- Да. Играю в антрепризных спектаклях, один из которых приехал в Магадан, наконец.

- Вы со своей женой Екатериной Ворониной женаты 44 года. В июле будете отмечать топазовую свадьбу, названную в честь чистейшего самоцвета, известного своей крепостью… Как вам, актерам, удалось прожить вместе так долго?

- Мы часто выясняли отношения, но в голову не приходило разводиться. Милые бранятся - только тешатся, без этого никак. Мы много сервизов перебили (смеется). Разговаривали на повышенных тонах, тарелкой хлоп об пол в подтверждение своей правоты! Подуемся друг на друга денек-другой, потом опять все хорошо. Ночь сближает, знаете ли…

- Сына не отговаривали идти по вашим стопам?

- Нет, зачем? Никанор окончил Высшие режиссерские курсы у Аллы Суриковой, занимается кинематографом. Когда я снимал свою 16-ую картину «Охота жить», сын работал со мной на этой картине помощником режиссера. И, к слову, именно этот фильм собрал самый обильный урожай призов - и «Лучезарный ангел» на кинофестивале Патриарха Кирилла, и «Золотой сарматский лев» на фестивале в Оренбурге, «Золотое перо» на фестивале в Гатчине, «Золотой Феникс» на фестивале в Смоленске и «Малахитовая Чаша» на фестивале Шукшина на Алтае.

- А с внуками часто видитесь?

- Хотелось бы почаще. Внук Петр уже ходит во второй класс, его назвали в честь моего отца. А внучке два с половиной года, ее зовут Катенька. Петя - первый внук, я его называю Петр Первый, а Катя вторая, зову ее Екатерина II (смеется).

- Проект вашего фильма по Шукшину экспертная комиссия отклонила, а фильм Валерии Гай Германики приняла. Как так?

- Это вопрос не ко мне, а к экспертной комиссии, которую, по-моему, уже распустили. И, когда это все произошло, наш министр культуры, Владимир Мединский, присутствовавший на той комиссии, воскликнул: «Как же вам не стыдно? Надвигается юбилейный год Шукшина, его литература настолько актуальна и свежа до сих пор, а вы не поддерживаете эту идею?». Я еще понимаю, если бы все эти «эксперты» сказали: «Ладно, пусть будет Шукшин, но только чтобы Никоненко не ставил». Это я еще могу понять. Но так, чтобы Шукшин вдруг оказался не нужен, это уже, извините, политика, это уже своеобразная идеология. Более того, я назову это диверсией! Эту диверсию я испытываю постоянно, начиная от отравы под названием «МакДональдс» и «Кока-Колы» на всех перекрестках. Запад платит колоссальные деньги, чтобы травить, насаждать наркоту и чуждые нам ценности, отрешение от корней, от нашей культуры. Тина Канделаки говорит на всех углах, что нет уже России, и русских нет. Я возмущен этим! Если она не чувствует себя грузинкой, не чувствует себя русской, то… что ты тут живешь тогда? Русский это тот, кто любит Россию. Посмотрите канал «Бесогон ТВ» Никиты Михалкова, он об этом лучше говорит, чем я.

- Поворотным для вас стал фильм «Пой песню, поэт», где вы сыграли Сергея Есенина. А как считаете, кто лучше сыграл Есенина - вы или Сергей Безруков?

- Конечно, наш Сережа Никоненко! - выглядывает из своей гримерки Лариса Лужина.

- Вот, видите, вам уже ответили, - смеется Сергей Петрович, - Я Есенина, сыгранного Безруковым, видел в театре им.Ермоловой и это была совершенно превосходная, замечательная работа! Это был нежный, трогательный, ранимый, очень любящий Россию поэт. И как-то все растаяло для меня в картине в связи с целью утверждения идеи о его насильственной гибели. Цель благородная, может быть, но средства и решения некоторых эпизодов для меня не очень приемлемы. Меня с Есениным роднит не только имя и роль, а еще и один московский дворик в переулке Сивцев Вражек. Я в этом дворике родился, вырос и ни разу не менял прописку. А в домах, окруживших этот дворик, жили и работали Александр Пушкин, Александр Блок, Андрей Белый, Сергей Белый. В моем жилище на «гостевой» раскладушке спали последний министр культуры СССР Николай Губенко, писатель Василий Шукшин, поэт Геннадий Шпаликов, великий футболист Эдуард Стрельцов и даже великий кинорежиссер Никита Михалков, попросившийся на одну ночь, но задержавшийся на 8 месяцев (смеется).

- Я знаю, что достопримечательность одного из домов, окнами в этот дворик, вы возродили буквально из руин вместе со своей женой…

- Да, в одной из квартир, где когда-то жила первая жена Сергея Есенина, мы с Катей создали «Есенинский культурный центр» - литературный музей, на средства своей семьи. Вещи для него по крупицам, по знакомым, по воле случая собирались и отбирались мною.

…Рейс VimAvia, на котором известные артисты должны были улететь в Москву, задержался на пять часов. И, пожалуй, впервые пассажиры самолета не только не расстроились, но даже не заметили этого. Весь аэропорт окружил Сергея Никоненко, Ларису Лужину и Раису Рязанову: люди наперебой просили то сфотографироваться на память, то автограф, то просто постоять рядом и вживую посмотреть на всенародно любимых актеров. И нужно опять-таки отдать должное нашим великим артистам: никому не отказали! А когда спустя восемь часов наконец-то приземлились в столице, позвонили Нелли Ермолаевне Марченко, поблагодарили за прекрасную организацию своего пребывания на Колыме. Сказали, им очень понравилось, приедут еще!
Дарья ГАВРИЛОВА. Фото автора.



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки