Для полноценной работы в России совсем скоро крупные иностранные интернет-компании должны будут открыть представительство в стране и создать личный кабинет на сайте Роскомнадзора. Соответствующие требования содержатся в законопроекте, который накануне внесли в Госдуму РФ. Меры касаются мировых IT-гигантов – владельцев ресурсов с суточной аудиторией в России более 500 миллионов человек.
Выработке мер способствовал ряд важных факторов. Так, иностранные платформы благодаря миллионам российских пользователей зарабатывают десятки миллиардов рублей. При этом действия иностранных IT-компаний непрозрачны: они уклоняются от уплаты налогов, не предоставляют никаких отчётов, используют по своему усмотрению персональные данные граждан, игнорируют решения российских судов. Например, Твиттер проигнорировал тысячи запросов Роскомнадзора и вышел на контакт с ведомством только после введения регуляторных мер (замедление трафика, угроза блокировки).
Как отмечают эксперты, сейчас гражданам защитить себя в суде в случае нарушений со стороны иностранной интернет-компании практически невозможно, поскольку вторая сторона находится в другом государстве и часто игнорирует законные требования. Существующие филиалы ссылаются на то, что выполняют исключительно маркетинговые функции. Проблема будет решена, если компании зарегистрируют в России юридические лица.
Свое мнение по инициативе высказали и колымские эксперты, которые по долгу службы связаны с интернет-технологиями. По словам заместителя председателя Правительства Магаданской области Дениса Агеева, курирующего вопросы цифровизации в регионе, актуальность создания официальных представительств интернет-гигантов назрела давно.
«Колыма – регион достаточно «продвинутый», как по числу активных пользователей Интернета, так и по общему уровню цифровизации. Вместе с провайдерами мы постоянно наращиваем мощности телекоммуникаций, и жителям даже самых отдаленных поселков становятся доступны популярные видеоплатформы и стриминговые сервисы. Вместе с тем, именно на видео-хостингах, в социальных сетях чаще всего происходит распространение недостоверной и даже опасной информации. На мой взгляд, открытие официальных представительств крупных иностранных интернет-компаний в России позволит регулятору оперативно реагировать на ситуацию во благо граждан страны, особенно несовершеннолетних», – сказал Денис Агеев, добавив, что Россия использует международный опыт и положительные эффекты, как в защите прав своих граждан, так и в экономике, что оценили многие передовые страны.
То, что законопроект направлен на защиту как граждан, так и государства, отметил генеральный директор компании «Арбуз» Кирилл Эттенко. Новый механизм, по его мнению, сможет подействовать на главные штаб-квартиры IT-компаний, представленных в России.
«Также закон может стать стартовой страницей, которая поможет нам в дальнейшем обезопасить граждан РФ от вредоносного контента. Однако, с технической точки зрения это сложно реализовать в полной мере. И, возможно, этот вопрос нужно поднимать на международном уровне. Тем более, что с учётом пандемии электронные услуги всё активнее развиваются. Важно, чтобы основная работа с фильтрацией контента не легла на плечи малого бизнеса и малых операторов, которые обеспечивают обмен трафиком», – подчеркнул директор старейшей IT-компании региона, работающей на рынке 23 года.
О том, что пора навести порядок в вопросах необоснованной блокировки аккаунтов и наладить нормальную «обратную связь» с популярными социальными сетями и хостингами, сказал Клим Волохов, учитель информатики Центра образования №1 Магадана.
«Я думаю, что сложившаяся система очень часто вредит самим пользователям. Например, мировые интернет-гиганты блокируют аккаунты без доходчивого объяснения причин – сам сталкивался в работе с такой проблемой. Многие по сути не знают, как бороться с несправедливостью, и реальных рычагов доказать свою правоту у российских граждан сейчас нет. В судах «провисают» сотни дел о незаконных блокировках и, если будут созданы полноценные российские представительства, у людей появится действующий механизм защиты своих информационных прав. Было бы также неплохо, если на крупных ресурсах наконец появится вменяемая обратная связь», – сказал Клим Волохов.
Напомним, что IT-компаниям предлагается создать в России филиал, представительство или уполномоченное юрлицо, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и добавить на свои сайты электронную форму для «обратной связи» с россиянами и организациями. При этом, за несоблюдение требований, предусмотрен ряд наказаний – от ограничения перевода денег, запретов на выдачу сайта в поисковых системах, сбора и передачи за рубеж персональных данных до полной блокировки ресурса.
Разработать пакет требований к иностранным IT-компаниям, действующим на территории страны, поручил Президент России Владимир Путин по итогам заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека в декабре 2020 года. Уже в феврале стало известно о готовности законопроекта, обязывающего иностранные IT-компании открывать представительства в РФ.