Должен ли покупатель платить за пакет в магазине?


В связи с темой данной публикации многим, наверняка, вспомнится решение проблемы упаковки товаров в СССР. Чаще всего «вежливые» продавцы заворачивали покупку в кусок бумаги, которая имела специфический серо-зеленый цвет, в лучшем случае сверху перевязывали бумажной веревкой. Конечно, данная упаковка не располагала к эстетическому наслаждению, но при этом никто и подумать не мог, что такая упаковка может чего-то стоить.

Современная упаковка



Сегодня такой способ упаковки практически канул в Лету. Вместо бумаги используются современные пакеты из полиэтилена, либо целлюлозы (т.н. экологичный пакет). Правда, такой способ упаковки стал далеко не бесплатным. Отдельной позицией в чеке стоит «Пакет».

Сумма весьма небольшая, но и на этих суммах продавцы пытаются заработать. Однако далеко не всегда мы обязаны оплачивать данную упаковку.

Что говорит закон?



Приходя в магазин, чтобы что-то купить, мы тем самым заключаем с продавцом публичный договор купли-продажи. При этом, согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 N 55:

23. Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества, в таре и (или) упаковке за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями.


Т.е. в случае, если тип товара не дает возможности доставить его до места назначения без дополнительной защиты, продавец обязан упаковать товар соответствующим образом, если нет отдельных нормативных требований.

Согласно правилам продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г. № 55, (Санитарные правила 2.3.6.1066-01), бесплатно упаковываются: продукты питания, которые реализуются на развес (фрукты, овощи, конфеты, орехи и пр.), неупакованные пищевые продукты (мясо, рыба и пр.), одежда, обувь, ткани и меховые изделия.

Также в силу особого характера товаров:
кондитерские изделия,
хрупкие вещи (из стекла, фарфора и т.п.),
мелкие изделия (всевозможная фурнитура),
белье и чулочно-носочные изделия.

Предложения магазинов



Как именно и во что надлежит упаковывать данные виды товаров, закон четко не оговаривает. Следовательно данные вопросы остаются на усмотрение продавца.

Главное, чтобы были соблюдены общие требования обеспечения сохранности товара.

Обычно продавцы применяют все те же полиэтиленовые пакеты. Однако для отдельных товаров пакет не подходит. Например для пирожных, салатов, и т.п. В таком случае продавец обязан упаковать товар в твердую упаковку (коробку, контейнер, и т.д.). Причем взимание платы за такую упаковку – незаконно.

При завешивании такого товара, продавец должен сначала взвесить тару, и ввести в электронные весы поправку на вес тары, для аналоговых весов – вычесть вес тары из общего веса товара.


В супермаркетах, как правило установлены катушки пакетов, которые покупатель может взять для самостоятельной упаковки товара. Но при этом не стоит забывать, что просто так взять бесплатный пакет (например для мусора дома) – уже правонарушение. В практике встречаются прецеденты, когда граждан привлекали за хищение большого количества бесплатных пакетов.

При прохождении кассы кассир может предложить приобрести более прочные полиэтеленовые пакеты. Это не является нарушением действующего законодательства, т.к. закон не требует от продавца предоставлять такие пакеты бесплатно.

При этом продавец обязан задать покупателю вопрос, желает ли он приобрести данный пакет, а также назвать его стоимость. Мало того, поскольку пакет является товаром, то покупатель вправе получить о данном товаре полную информацию.

В основном это - на какой вес рассчитан данный пакет. И если произошел разрыв пакета при меньшем весе упакованного в него товара, покупатель имеет права требовать бесплатной замены данного пакета, либо возврата его стоимости.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.06.2018) "О защите прав потребителей" Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков 1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.


Удачи Вам и знайте свои права!
Должен ли покупатель платить за пакет в магазине?



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки