Суховеркий Виталий Дмитриевич




Бывший дирижер и руководитель Магаданского муниципального духового оркестра (Выехал за пределы Магаданской области в 2006 году)


В ГОРОДСКОМ САДУ ИГРАЕТ...

Имя Виталия Дмитриевича Суховерхого хорошо известно в Магадане, и не только. Ведь 25 лет назад из Киева он приехал к нам уже сложившимся мастером - работал кларнетистом в составе лучших оркестров Украины, был лауреатом Украинского республиканского конкурса исполнителей на духовых инструментах и участником всесоюзного конкурса...

Уже в те годы он делает попытки создать собственные музыкальные произведения - его сюита на темы колядок впервые прозвучала на Украинском радио еще в 60-е годы. Лучшие сцены Советского Союза, где он выступает в составе ансамбля "Троисти музыки", созданного им же в недрах Украинского оркестра народных инструментов, европейские сцены... Жизнь, казалось бы, встала на проторенный путь. Но пришло решение поработать на Севере, и в 1978 году В. Д. Суховерхий в качестве художественного руководителя Дома культуры приезжает на работу в Билибино.

В городе атомщиков тогда кипела жизнь - строители а впоследствии и обслуживающий персонал Билибинской АЭС приезжали из Москвы и других крупных городов Советского Союза, все это придавало городу свой особый колорит: как и Магадан, Билибино не производил впечатления провинции Работа в Доме культуры здесь была неплохо налажена, билибинцы с удовольствием принимали участие в самодеятельных коллективах. И все же, когда в Доме культуры появился новый художественный руководитель В. Д. Суховерхий работа в нем оживилась. Молодежь потянулась в хор, появились новые музыкальные коллективы, например музыкальный ансамбль сопилкареи...

- В 1981 году этот ансамбль завоевал первое место на первом Всесоюзном конкурсе народного творчества в Магадане, - вспоминает сегодня Виталий Дмитриевич. - Комплект сопилок, то есть свирелей, тогда по моему заказу изготовили на Каменец-Подольской фабрике музыкальных инструментов. Для Севера подобный коллектив был внове - зрители приняли его прекрасно.

...Мы пригласили руководителя муниципального оркестра эстрадной и духовой музыки В. Д. Суховерхого на "чашку чая в "МП" по случаю присвоения ему звания "Заслуженный артист РФ". И, оглядываясь назад, музыкант и композитор, отмечая основные моменты своей жизни на Севере, не ограничился лишь ностальгическими воспоминаниями.

- Через некоторое время из Билибино я перешел на работу в Эвенск, - продолжает рассказ о первых годах на Севере заслуженный артист РФ В. Д. Суховерхий. - Там руководил народным хором и ансамблем русских народных инструментов. Эти коллективы тоже занимали первые места в последующих втором и третьем всесоюзных конкурсах народного творчества. В те годы, когда на Севере и речи не было о "лишних людях", население здесь было в основном молодым, а Дома культуры в поселках жили полнокровной жизнью. Работать было очень интересно, так что я ничуть не жалел, что уехал из Киева.

- Виталий Дмитриевич, насколько мне известно, в Магадан вы переехали в 1991 году. Как складывалась ваша творческая жизнь в нашем городе?

- Меня пригласили в Магадан в качестве солиста-кларнетиста и второго дирижера в Магаданский оркестр духовой и эстрадной музыки. По совместительству стал работать еще и преподавателем по классу кларнета в Магаданском областном училище искусств. Оркестр был неотъемлемой частью жизни города. В репертуар входили как эстрадные, так и классические произведения, уровень исполнения - достойный. Сегодня оркестр старается сохранить все лучшие традиции, нести серьезную музыку в народ - в год мы участвуем в 60 -80 мероприятиях, выступаем не только в концертных залах Магадана, но и в воинских частях, колымских поселках, школах, на предприятиях. В репертуар, наряду с произведениями в жанре легкой музыки, по-прежнему стараемся включать и серьезную оркестровую музыку. Например, в прошлом году на суд магаданской публики представили "Рапсодию в блюзовых тонах" композитора Гершвина.

- Но ведь это очень сложное музыкальное произведение!

- Не отрицаю. Впервые_я услышал его в исполнении Нью-йоркского симфонического оркестра в 1963 году в Киеве. Руководитель этого оркестра знаменитый композитор и дирижер Бернстайн сам тогда исполнил соло на рояле. Впечатление было незабываемым, и всю жизнь я мечтал исполнить "Рапсодию в блюзовых тонах"...

После того как в Магаданское областное училище искусств, где я работаю и сейчас, преподавателем пришла молодая пианистка Ляазат Пунцова, выпускница Алма-Атинской консерватории, я наконец решился воплотить в жизнь давнишнюю мечту. Тем более что Ляазат сама предложила сыграть "Рапсодию...", где взялась исполнить партию фортепиано. Пришлось, конечно, серьезно подумать, ведь, чего греха таить, оркестр в Магадане и государственный оркестр Украины - две большие разницы как по палитре инструментов, так и по исполнительскому уровню музыкантов. Но я знаю еще и то, что этот уровень шлифуется именно исполнением сложных музыкальных произведений. И в прошлом году мы все-таки выступили с этим колоссальной сложности произведением. Концерт, на котором прозвучала "Рапсодия в блюзовых тонах", имел большой успех.

- Виталий Дмитриевич, вы упомянули, что, помимо работы в оркестре, вы продолжаете преподавать. Есть ли выпускники, которые свою дальнейшую жизнь связали с исполнительской деятельностью?

- Могу назвать Александра Русаленко, который сегодня продолжает учебу в Тамбовском институте культуры им. Рахманинова, Ирину Холенко, которая работает в симфоническом оркестре в Рязане. Алексей Трошевич и Сергей Харитонов, окончив училище, влились в наш оркестр... Это те, кто занимается исполнением музыкальных произведений. Но не менее важна и работа преподавателя музыки, которую выбрали многие мои ученики. Ведь они взяли на себя самую трудную и благородную миссию - прививать музыкальную культуру подрастающему поколению, развивать талант у одаренных детей, которые потом продолжат наше дело, и музыкальный вкус у обычных ребят.

- Которые потом станут ценителями хорошей музыки, не так ли? Виталий Дмитриевич, а что за годы работы в Магадане вам удалось достичь на ниве композиторской?

- В 1994 году на моем авторском концерте состоялась премьера большой кантаты для хора и оркестра "Мир планете". Я написал музыку на слова ленинградского поэта Юрия Воронова.

А к 50-летию победы над фашизмом нам вместе с преподавателем Магаданского областного училища искусств Людмилой Голубчиковой, которая взяла на себя литературную часть работы, удалось написать большую литературно-музыкальную композицию "Нам дороги эти позабыть нельзя". С этой программой мы выезжали в турне по области - побывали во всех населенных пунктах Колымы. В поездке принимали участие ведущие артисты Магаданского музыкального театра Владимир Барляев, Алла Девятерикова, Николай Бекасов. Принимали нас действительно со слезами на глазах. На концерты приходили не только люди старшего поколения, но и молодежь.

- Мне, кстати, приходилось слышать и некоторые из ваших произведений песенного жанра, в частности гимн Магаданской области. Не могли бы рассказать немного об истории его создания?

- В 1998 году был объявлен конкурс на создание атрибутики города Магадана, в том числе и ее гимна. А надо сказать, что гимн, пусть и предназначенный только для области, должен отвечать ряду требований: мелодия должна пробуждать в человеке гражданские чувства, легко запоминаться, звучать с надлежащей торжественностью... Честно говоря, я не взялся бы за эту работу, но текст, предложенный Людмилой Голубчиковой, мне очень понравился. Родилась мелодия, а потом детский хор, муниципальная хоровая капелла и хор ветеранов в сопровождении нашего оркестра исполнили гимн Магаданской области на сцене. Это произошло на открытии торжественного концерта, посвященного 60-летию Магадана, в театре им. Горького. Прозвучал он и на церемонии закрытия празднеств на городском стадионе.

- Кстати, звучал очень достойно. Я, между прочим, наслышана, что творческие коллективы области скоро получат возможность познакомиться со сборником ваших совместных песен - "Околица России", "С песней расставаться не спеши", "Сентиментальный вальс дождя", "Нам жизнь не предвещала осень", "У мосточка, у калитки", "В магаданском парке"... Знаете, последняя будто о Магаданском муниципальном оркестре... Его игра в городском парке доставила немало приятных минут магаданцам...

- Мы делали это и прошлым летом. И знаете, люди очень хорошо воспринимают нашу игру! Собираются вокруг, слушают, и видно, что им нравится и музыка, и сам факт, что мы играем для них. Помню, как раз закончили игру, отдыхаем. Подходит женщина. Оказывается, что она даже специально вышла из автобуса, чтобы узнать, что тут происходит: "А что за праздник сегодня?" - спрашивает нас. Услышав, что мы играем, просто чтобы поднять настроение горожанам, женщина радостно удивилась и, поблагодарив нас, сказала, что своей цели мы достигли...

- Игру Магаданского муниципального оркестра духовой и эстрадной музыки наши земляки действительно любят. Между тем не секрет, что сегодня он переживает большие трудности - за этот год лишился четырех трубачей и валторниста. Предпринимается что-либо для того, чтобы восполнить кадровый дефицит?

- В данный момент мы выходим из положения только благодаря тому, что, имея достаточный опыт в написании аранжировок для разных оркестров - народного, симфонического, духового, я могу переделывать партитуры, используя те инструменты, которые есть в наличии. Но долго так работать нельзя, и кадровая ситуация в муниципальном эстрадно-духовом оркестре меня очень тревожит. Управление культуры мэрии Магадана обещает оплатить мне командировку в Новосибирск и Екатеринбург, где есть консерватории, чтобы я пригласил в Магадан выпускников - молодых специалистов. Однако проблема в том, что Магадан давно потерял былую привлекательность - зарплата, которую мы можем предложить молодым специалистам, в два-три раза ниже, чем у музыкантов нашего уровня на "материке", Не могу я им твердо пообещать и квартиры, что, без сомнения, привлекло бы молодых. Другое дело, если бы в рамках празднования 50-летия области городскому управлению культуры удалось добиться финансирования на покупку квартир для музыкантов, тогда можно было бы надеяться, что выпускники, которых я приглашу, приедут на работу в Магадан.

Кроме приглашения молодых специалистов из центральных районов страны, существует и такой путь решения вопроса, как подготовка музыкантов в Магадане. На первом курсе Магаданского областного училища искусств два студента учатся по классу трубы... Но пока они дорастут до необходимого уровня, пройдет немало времени, а кадры оркестру нужны сейчас.

Наш коллектив невозможно отделить от жизни города и области, так же как невозможно отделить от нее народного артиста России Владимира Барляева, Тамару Федорову, русский оркестр, которым руководит Константин Есипов. Как его руководитель, я сделаю все, что от меня зависит, чтобы его сохранить. Но, к сожалению, от меня зависит не все.

- Тем не менее вам удается удерживать планку, вот и музыкальное сопровождение юбилейных праздников, по словам заместителя начальника областного управления культуры Л. Ивановой, планируется поручить именно вашему оркестру...

- Мы готовимся к этому - репетируем праздничную программу, городское управление культуры обещает к этой дате подготовить для нас красивую сценическую одежду заботится город и об инструментах для оркестра. И мы это ценим. Но меня не оставляет такая мысль. Вот прошла в печати информация, что Магаданская областная Дум а на празднование юбилейных торжеств и мероприятий выделяет 60 млн. рублей. Согласитесь, что сумма колоссальная. И коль находит территория такие средства на обеспечение праздников, от которых останется только воспоминание, то почему бы не изыскать области и городу средства на покупку жилья для музыкантов как приглашаемых, так и тех, кто сейчас работает, которые несут людям радость постоянно? Ведь это не такая уж и большая сумма, а поддержка для творческого потенциала, который еще имеется в области, очень существенная!

Мне, например, обидно за своего коллегу Константина Есипова. Главный дирижер оркестра русских народных инструментов, лауреат нескольких международных премий, который столько делает для эстетического воспитания молодежи, на ура выступает перед магаданской публикой... А до сих пор он живет в общежитии, хотя как молодой специалист имеет право на бесплатное жилье от государства. Он ведь может уехать отсюда, помыкавшись с семьей по общежитиям, и от этого область только проиграет...

- Будем все же надеяться, что в юбилейный год область и город окажут поддержку и профессиональным творческим коллективам. А если вернуться к основной теме разговора, то объясните, пожалуйста, нашим читателям, в чем заключается такой вид творчества, как аранжировка.

- Аранжировка - это расклад мелодии на партии для каждого отдельного инструмента в оркестре. Процесс достаточно сложный, поскольку требует глубоких знаний гармонии, законов музыкальной композиции, а также учета возможностей оркестра, для которого она пишется. Времени занимает довольно много, но, чтобы оркестр звучал по-прежнему достойно, приходится не жалеть его.

На празднования столетия Вадима Козина в Магадан приезжали народный артист СССР Валерий Барынин, заслуженный артист России Виктор Соломенцев. Они пели в сопровождении нашего оркестра русских народных инструментов, которому я писал аранжировку для концертной программы Соломенцева. Концерт прошел хорошо, а певцы потом признались, что не ожидали найти в Магадане столь профессионального музыкального сопровождения. Нам была приятна такая оценка. Видимо, в Москве

думают, что раз Магадан город небольшой и удаленный от центра, а Север потерял былую привлекательность, то и профессионалов здесь не осталось. К счастью, это пока что не так.

В этом магаданцы смогут убедиться еще не раз. Уже написана специальная программа к 50-летию области, в основу которой положены музыкальные произведения, посвященные нашему краю. Как всегда, в ней примет участие и народный артист России Владимир Барляев. К 25-летней годовщине моей работы в области и 15-летию нашего оркестра мы тоже готовим праздничный концерт. Надеемся, что в этот день мэрия отметит музыкантов за их вклад в культурную жизнь города, догадается улучшить жилищные условия тем, кто сегодня живет в общежитии... Будут концерты, летом в выходные - игра в городском парке. Задумок и работы у оркестра много. И наши люди относятся к ней очень добросовестно. Они верят в будущее своего коллектива, как верю в него и я.

Екатерина КУЗЕМКО 2003 год


 






Колымские колонки