Известный актер Георгий Жженов в конце 1930-х попал под волну сталинских репрессий (обвинен в шпионаже). В 1940-х годах отбывал свой срок наказания в колымских лагерях, а после освобождения играл на сцене Магаданского театра. В своих воспоминаниях он так описывает добровольно поменявших жизнь в столичных городах на Колыму…
- «Молодых влекла романтика окраинных рубежей Родины - комсомол призывал осваивать Сибирь и Дальний Восток... Многие ехали на Колыму за «длинным рублем», подзаработать. Были и такие, кто сам предпочитал сменить на время Москву на Магадан, будучи не в ладах с Уголовным кодексом (таких примеров было полно)».
Портовая дорога в поселке Нагаево появилось практически сразу, как в 1930-х годах заработал морской порт. Сначала это был проселочный путь, связывающий морской порт с Магаданом и всей колымской трассой. Постепенно он вырос в Портовое шоссе. По нему доставляли грузы для всей Колымы, чтобы обменять их на золото и полезные ископаемые для большой земли. Шли по шоссе те, кто волей или неволей приехал в Магадан.
По всей стране вербовал себе работников главный управленец Колымы – полувоенная организация «Дальстрой». Как рассказал краевед Давид Райзман, своим договорникам «Дальстрой» выдавал подъемные – очень большие суммы денег, которые на большой земле заработать было крайне сложно. Завербованные рабочие и специалисты через три года на Севере могли уйти в полугодовой отпуск. Но чтобы попасть в колымский рай длинного рубля, для договора с «Дальстроем» нужно было иметь хотя бы начальное профессиональное образование, квалификацию, здоровье, стаж работы не меньше 3-5 лет, чистую анкету и хорошую характеристику.
Кто за романтикой, кто в погоне за заработками попадал на Север по комсомольским путевкам. Так, в 1938 году в Нагаева прибыл отряд из пяти тысяч комсомольцев: горняки, старатели, связисты, водители, медработники.
На Колыме, пожалуй, с самого ее освоения – 1930-х и вплоть до конца 1950-х было очень мало женщин. Чтобы восполнить такой дефицит, в августе 1945 года в бухту Нагаева доставили своеобразный демографический десант - две тысячи девушек (по комсомольскому призыву). Следующий огромный отряд комсомольцев прибыл в Нагаева в 1956 году – более семи тысяч москвичей.
В новую северную жизнь молодежь шла по портовой дороге. Очевидцы призыва 1956 года вспоминают, как колонны девушек, идущих по Портовому шоссе, с обеих сторон окружали мужчины. И кидали комсомолкам букеты цветов, с прикрепленными к ним личными фотографиями, сберкнижками и записочками, в которых был примерно такой текст: «Петр Иванов. Работаю механиком. Есть комната в общежитии. Адрес: улица Приморская…» К слову, немало семей в Магадане образовалось благодаря таким вот запискам-анкетам.
Но Портовому шоссе шагали все же больше трагичные судьбы. Через морские ворота Колымы в исправительно-трудовые лагеря вошло около 800 тысяч заключенных! Сначала, когда причалов в Нагаева еще не было, пароходы с заключенными вставали недалеко от берега. Затем зэка уже на плашкоутах буксирами доставляли к берегу, где они сходили по деревянным мосткам. Совсем скоро в Нагаева построили причалы. И с 1937 года, с началом сталинских репрессий и окончанием либерального отношения к осужденным, портовая дорога вдоль нагаевской сопки стала для зэка началом пути в колымский ад.
Заключенных в Нагаева доставляли пароходы из Владивостока, портов Находки и Ванино с 1932 по 1953 год. Обслуживали флотилию ГУЛАГа пароходы, которые советское правительство закупало за границей: «Дальстрой», «Джурма», «Феликс Дзержинский», «Кулу», «Индигирка»…
Текст Николая Добротворского