Защита жилищных прав несовершеннолетних ведется в соответствии с действующим Жилищным кодексом: статья 31 «Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении», статья 57 «Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях», статья 69 «Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма», статья 71 «Права и обязанности временно отсутствующего нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи», статья 8 «Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение» Федерального Закона № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
На основании этих законодательных актов, при направлении детей, изъятых из семей, в которых создалась угроза их жизни и здоровью, а также детей, от которых родители отказались, при установлении опеки и попечительства над несовершеннолетними в обязательном порядке выявляется наличие жилья у родителей, правовой статус жилья по отношению к родителям, и, согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, сохраняется право проживания в жилом помещении за детьми. Для проживающих в городе Магадане - постановлением мэра г. Магадана.
Если ребенок поступил из районов области или рожден в Магаданском родильном доме матерью, имеющей регистрацию по месту жительства в Магаданской области, копия постановления о направлении ребенка в МУЗ «Дом ребенка специализированный» или в Областной дошкольный детский дом, отправляется в администрацию соответствующего района для решения вопроса о сохранении права на жилье за данным ребенком.
При наличии у детей жилья, в котором не проживают родственники, а дети направлены в государственное учреждение, либо проживают с родственниками в других регионах, в целях сохранения такого жилья назначается доверительный управляющий имуществом детей. В настоящее время доверительное управление оформлено в отношении двух квартир, 1 ребенок из которой проживает в детском доме ЦРС (мать погибла), 1 ребенок находится под опекой в ЦРС, в отношении третьей квартиры необходимо оформить доверительное управление, но квартира находится в нежилом состоянии, нет желающих не только жить, но и приглядывать за нею, как следствие, растут долги за ее содержание.
В2003 году в 2004
году в 2005 году
Направлено в детские учреждения постоянного пребывания 59 детей 71 ребенок 56 детей
Постановлениями мэра г. Магадана за этими детьми сохранено жилых помещений
20 27 23
Направлено постановлений в районы области, для решения вопроса о сохранении права на жилье за детьми 10 7 6
Не имели закрепленного жилого помещения 29 37 27
Из направленных в учреждение усыновлены или возвращены в семью родителей 39 (в течение 2-х лет) 21 8
При отсутствии жилья (родители проживают в общежитии, у знакомых, вподнайм, без регистрации), после определения социального статуса ребенка, он вносится в списки в отделе опеки как нуждающийся в жилом помещении.
Списки состоящих на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 18 лет ежегодно передаются в управление по учету и распределению жилой площади департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания объектов социальной сферы мэрии города Магадана, которым осуществляется учет граждан, нуждающихся в получении жилья. Однако нет документа, регламентирующего действия отдела опеки и попечительства, взаимодействие с управлением по учету и распределению жилой площади о порядке ведения списков по учету имеющих право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на льготное получение жилья.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на льготное получение жилья управлением по учету и распределению жилой площади было выделено следующее количество квартир
Имели Было выделено % от потребности Динамика
право на квартир
льготное
получчение
жилья
2000 г. 54 11 20,3
2001 г. 49 9 18,3 -2
2002 г. 53 6 11,3 -7
2003 г. 103 5 4,8 -6,5
2004 г. 98 3 3,0 -1,8
2005 г. 92 1 1,0 -2
Анализ таблицы показывает, что количество выделяемых квартир ежегодно уменьшается, соответственно уменьшается и количество граждан, обеспечиваемых отдельным благоустроенным жильем.
Как следствие, остальные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие право на получение льготного жилья, а большинство из них бывшие воспитанники детских домов, проживают в общежитиях, зачастую не самых лучших в городе, соседствуют с криминальными личностями, людьми асоциальными. В силу неустойчивости своей психики, воспринимают образец антиобщественного поведения.
Следовательно, необходимо заранее предусматривать предоставление наиболее благоустроенного социального жилья для этой категории детей, с учетом морально-психологической обстановки, создаваемой жильцами.
Огромное беспокойство вызывает оплата коммунальных услуг и квартирная плата за жилье, которое переходит в собственность детям. Как правило, после смерти родителей остаются огромные долги по квартирным платежам. При направлении детей в государственные учреждения производится перерасчет, и прекращается взимание платы за пользование горячей и холодной водой. Но по остальным коммунальным платежам - отопление квартир, вывоз мусора, уборку мест общего пользования, соответствующие организации города Магадана, перерасчет не производят.
Так, на 01 октября 2005 года, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой и в госучреждениях для детей сирот, куда они были направлены из г. Магадана, 123 ребенка имеют закрепленное, либо находящееся в собственности, помещение.
Задолженность по оплате составила:
- жилищные услуги - 910.996 рублей
- теплосеть — 357.870 рублей
- водоканал - 429 345 рублей
- электросеть - 122.838 рублей
Требуется правовое регулирование ликвидации задолженностей по квартирным платежам, которые фактически достаются детям в наследство, а также регулирование обшей платы за жилье детей, находящихся в государственных учреждениях при отсутствии желающих временно проживать в этой квартире, и оплачивать ее.
В целях защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полагаем необходимым разработать механизмы:
- финансирования погашения задолженностей по коммунальным платежам и квартирной плате в квартирах, где остались проживать исключительно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся на очном обучении в профессиональных учебных заведениях.
- финансирования оплаты текущих платежей по квартирам, в которых остались проживать исключительно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся на очном обучении
в профессиональных учебных заведениях.
Необходимо также:
- резервировать комнаты в благоустроенных общежитиях города для предоставления их выпускникам профессиональных учебных заведений, состоящим на учете в управлении по учету и распределению жилой площади департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания объектов социальной сферы мэрии города Магадана, согласно спискам представляемым ООиП мэрии г. Магадана.
- подготовить Положение «О порядке ведения и передачи списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья».
- Подготовить до 10 ноября 2005 года в администрацию Магаданской области письмо о рассмотрении вопроса финансирования погашения задолженностей по коммунальным платежам и квартирной плате в квартирах, где остались проживать исключительно несовершеннолетние, утратившие обоих родителей и финансирование оплаты текущих платежей по квартирам, в которых остались проживать исключительно несовершеннолетние, утратившие обоих родителей