Недавно Магадан опять тряхануло. Не так ощутимо, как в конце прошлого года, но тоже ничего приятного. Многим из нас стало очень даже не по себе. И то!.. Повторятся ли подземные толчки, неизвестно. Система оповещения безмолвствует. Никто ничего, разумеется, не знает. Что хочешь то и делай. Все как обычно, в общем.Лично мне в такие минуты сразу вспоминается, что в случае чего надо встать в проем двери. Но это, видимо, уже когда на тебя потолок начнет падать, поэтому я не испытываю судьбу, а судорожно напяливаю на себя побольше теплой одежды и наперегонки со своей собакой мчусь на улицу. В этот раз хоть и накрапывал сумрачный дождик, но на улице было, слава богу, лето. Зимой в аналогичных ситуациях все куда безысходней. Особенно когда, окончательно задубев на морозе, решаешь все-таки вернуться домой. Хотя по-прежнему страшно. И информации по-прежнему никакой. Но куда деваться?..
Особенности нашей территории заключаются не только в вечной мерзлоте но и в сейсмичности, определяемой как "до 6 баллов и выше". Хоть тема землетрясений, к сожалению, для Магадана не нова, однако, официально ее у нас как бы не существует. Всерьез задуматься об этом меня заставила все та же последняя "встряска", а точнее то, как выбирались на улицу, почувствовавшие подземные толчки жители девятиэтажного дома №75 по Набережной реки Ма-гаданки. Переполошившиеся люди набились в лифт и поехали вниз, не подозревая, какой опасности себя подвергают. Ведь начни, не дай бог, здание деформироваться, лифт могло бы заклинить, а выбрались бы они оттуда или нет, большой вопрос.
Согласно технике безопасности в столь экстремальных обстоятельствах лифт должна была отключить управляющая организация, в данном случае ООО "Жилсервис", но не отключила. И никто этим не озадачился, несмотря на то что девятиэтажных домов у нас в городе достаточно много и, скорее всего, в каждом из них наблюдалась такая же ситуация. Впрочем, и другой факт также не заинтересовал ни Департамент ЖКХ и обслуживания социальной сферы мэрии г. Магадана, ни Департамент строительства, архитектуры, технического и экологического контроля (САТЭК).
Магаданка Ольга Федоровна Иванушкова с ул.Береговой, 10 (23-й км основной трассы) звонила во все городские службы, но безрезультатно, после чего обратилась к нам в редакцию. Ее сосед занимался своими делами в гараже, что расположен во дворе пятиэтажки. Так получилось, что какой-то непонятный скрежет заставил мужчину оглянуться на дом. Это произошло как раз во время подземного толчка. На глазах мужчины заделанный алюминиевой полосой шов на здании изогнулся и вернулся в первоначальное положение. Что там произошло, что за повреждения, возможно, возникли, никто так и не проверил.
В правилах и нормах эксплуатации жилищного фонда, установленных Министерством коммунального хозяйства, существует постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170. Раздел №6 этого документа посвящен особенностям технического обслуживания и ремонта жилых зданий на разных территориях Российской Федерации. В том числе оговариваются и наши условия проживания, то есть -вечная мерзлота и сейсмичность.
Так вот, содержание домов в сейсмичных районах в период между землетрясениями должно соответствовать содержанию жилых зданий в обычных условиях. Но после очередного землетрясения управляющие организации обязаны проводить внеплановый осмотр домов. Осматриваться также должны тщательно все коммуникации и оборудование.
Обнаруженные повреждения и деформации должны быть изучены и отражены в акте с непременным указанием длины и ширины наиболее значительных трещин. Заделывание выявленных повреждений не допускается. На них ставятся бумажные маячки с указанием даты: так выяснится, идет ли дальнейшее раскрытие трещины или нет. Все манипуляции и замеры заносятся в акт обследования и соответствующий журнал по содержанию дома. Управляющая организация должна иметь характеристику сейсмостойкости каждого дома. В случаях недостаточной сейсмостойкости она должна быть усилена при очередном капитальном ремонте по специальному проекту.
Если говорить о нашем городе, то вышеперечисленные правила сродни фантастике.
Сегодня у нас проходят адресные капремонты с использованием средств государственной корпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ", однако ни для кого ни секрет, с каким трудом, с какой натяжкой и опозданием это делается и насколько порой некачественно. О какой дополнительной проверке или усилении сейсмоустойчивости тут можно вести речь, это же смешно!
В вышеупомянутом постановлении №170 указывается также, что обнаруженные (при плановых осеннее-весених осмотрах зданий) трещины в панелях и блоках, расслоения кладки, коррозия закладных металлических деталей, еще до начала всяких ремонтных работ должны быть письменно зафиксированы, отображены на схеме и учтены при планировании ремонта.Увы, мы отлично знаем, что, например, паспорт готовности к очередному сезону должен содержать информацию о результате эксплуатации дома в зимних условиях прошедшего года. Перечисление основных неисправностей, причин их возникновения, отметок о выполнении работ по устранению. К паспорту готовности прилагается документ об объемах выполненных работ по подготовке объекта к эксплуатации в зимних условиях.
Вот только дело за малым. Никто из собственников этих паспортов в глаза почему-то никогда не видел. Какие сезонные осмотры делают в наших домах работники управляющих организаций, да и делают ли, мы и понятия, как водится, не имеем. Более того, чтобы узнать, что конкретно управляющая организация ремонтировала, допустим, в моем подъезде, мне нужно сделать письменный запрос в Департамент ЖКХ, иначе ничего так и не узнаю. Что характерно, с большой готовностью и регулярно наши МУПы и ГУКи выдают нам лишь квитанции об оплате.
Между тем, в постановлении говорится, что наблюдать за сохранностью жилфонда должны наши управляющие организации. И ежегодно при помощи геодезического оборудования им следует проводить проверку положения основных конструкций зданий. Опасно, когда давший фен дом начинает трясти, это же понятно. В связи с этим в Правилах даются совершенно наивные для нашего города рекомендации. "Своевременно удалять снег, следить за исправным состоянием кровли, внутренних сетей водоснабжения, канализации и теплоснабжения". Дабы не текло под дом.
А у нас, как известно, кровли годами текут. Дома расположены на мерзлоте, при этом эксплуатация происходит с нарушением правил содержания. И горячая вода прямо под дома идет, и канализация, разрушается слой мерзлоты, на котором и держится, собственно, этот невезучий дом. Полно таких примеров.
Аварийная ситуация в доме №23 по улице Карла Маркса существовала целых пятнадцать лет. Под фундаментом дома прорвало трубу - и вода текла под здание. Ни одна из жилищных контор, в чьем ведении поэтапно находился дом, не могли это устранить. Никто даже не брался, насколько сложная работа здесь подразумевалась. Невероятно, но всего за пятнадцать дней проблему устранила сантехническая служба ООО "Магаданская жилищная управляющая компания". Насколько здание сейсмоустойчиво сегодня, осталось неизвестным.
Как я выяснила, у нас не ведутся систематические журналы, с помощью которых можно было бы проводить сравнительный анализ сейсмического состояния зданий. Также не проводится их осмотров после землетрясений. Никого это не волнует. Всю ответственность за содержание жилфонда давно свалили на собственников. В общем, нам остается быть оптимистами и надеяться на авось. А что еще нам делать?
Виктория ШАДРИНА