О мечети в Магадане


УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ!

Мы обращаемся к вам по не совсем обычному поводу: недавно неожиданно узнали, что в городе Магадане будет строиться мечеть. В общем-то ничего особенного в этом сегодня нет, закон о свободе совести позволяет каждой зарегистрированной религиозной организации иметь свой молитвенный дом, храм, для наших братьев-мусульман – мечети и медресе, т.е. училища. Другое дело – в каком месте и в каких масштабах


Мы недаром употребляем – и это совершенно искренне – словосочетание братья-мусульмане. У России многовековая, отличная от западного мира традиция совместного, можно сказать, нераздельного существования и проживания многих народов и культур в едином Отечестве, в лоне культурообразующей православной цивилизации. Именно благодаря подлинно христианским основам российской жизни и государственности, под их защитой всегда жили мирно в нашей стране все народы, и каждая культура, даже самая малочисленная, имела и имеет возможность процветать и развиваться. Об этом неоднократно говорили уже в наши дни лидеры всех традиционных религий – ислама, иудаизма, буддизма. И очень важно беречь эти добрые отношения в наши сложные времена, когда недруги России всячески стараются расколоть единый народ, единую страну и по конфессиональным признакам.

Печальные «памятники» таких попыток оставил нам хаос «перестройки» начала 90-х годов прошлого уже века, когда наши власти позволили выстроить огромные храмы малочисленным нетрадиционным сектам, пришедшим к нам из-за рубежа. Время показывает, что память о тех или иных руководителях запечатлевается, остается прежде всего именно на этих важных «вехах», а не по тому, сколько они заасфальтировали улиц и проч., что само по себе очень хорошо и что входит в их прямые обязанности. Есть все основания полагать, что не за просто так позволяли эти чиновники воздвигать иноземные храмы…
Уже тогда, в 90-е, это вызвало большие волнения в обществе, спровоцировало неприязненные отношения между группами людей. Ведь сфера духовности – очень тонкая, глубокая и деликатная. Магадан всегда славился своим северным братством, содружеством всех наций и культур. Чрезвычайно важно это сохранить и беречь.

Мы знаем, что вопрос о строительстве мечети в о бластном центре уже поднимался. Когда полпредом Президента на Дальнем Востоке стал г-н Исхаков К., который призывал строить по всему ДВ мечети, общественности стало известно, что благодаря инициативе зам. председателя городской Думы г-на Фатыхова Р., который встречался (неоднократно) с К. Исхаковым, со стороны полпреда последовало давление на местную власть с целью заставить выделить место для строительства комплекса мечети, очень большой, на 4-м км, где поворот к бывшему кинотеатру «Звезда», ныне православной церкви, на месте автостоянки. Если бы К. Исхакова вскоре не сняли с должности и не перевели на «материк» (осень 2007 г.), то вероятно, это сооружение было бы воздвигнуто и на въезде в город стояла огромная мечеть, архитектурно доминирующая над всем Магаданом.

В связи с отъездом К. Исхакова, насколько нам известно, магаданским мусульманам предлагались другие места для строительства мечети, соразмерные масштабу местной исламской общины, ее общественной значимости и весомости. По социологическим данным из числа всех верующих Магаданской области мусульманами себя признают всего 0,8%, люди разных национальностей: ингуши (в Сусуманском районе у них есть зарегистрированная организация и своя мечеть в бывшем частном доме), азербайджанцы, узбеки и представители других национальностей, которые всегда исповедовали ислам. Это, подчеркнем – по всей области.

Не все магаданцы знают, что на базе культурно-просветительского татаро-башкирского землячества «Алтынай» не так давно образована религиозная организация, которую возглавляет приглашенный в Магадан по инициативе Фатыхова имам.

Это совсем небольшая группа людей, наших сограждан-мусульман, исповедающих одну из традиционных религий России, конечно, имеет право на строительство своего молитвенного дома. Но, опять же, согласитесь – должна существовать некая адекватность, соразмерность, пропорциональность, основанная на понятиях справедливости и взаимоуважения, значимости того или иного объединения в общественной жизни.

Мы ведь не можем, например, представить, чтобы в каком-нибудь «областном центре» Саудовской Аравии небольшая группа русских и нерусских православных христиан построила огромный храм, архитектурно доминирующий над городом. В Грозном, есть (восстановлен) православный храм, небольшой, соразмерный количеству христиан, и есть большой мусульманский комплекс (крупнейший в Европе), тут все ясно и бесспорно, и ни у кого никаких претензий.

Мы же только недавно с изумлением узнали, что нашей мусульманской организации выделено в итоге под строительство мечети и культурно - просветительского центра (это целый комплекс) очень значимое место – нагаевская «стрелка», мощный транспортный узел, где проходят дороги в порт и город (Портовая, 18), под самым боком у института биопроблем Севера и рядом с СВКНИИ. Если там, на возвышении, встанет этот архитектурный ансамбль, то входящие в бухту Магадана корабли будут встречать «нависающие» над панорамой побережья мечеть и высокая башня минарета. Не исключено, что моряки будут удивляться: Магадан – мусульманский город?

Это с одной стороны. С другой, это жилой район, «спальный», и можно представить, как будут реагировать его жители на звучащие через динамики ранним утром призывы муэдзина на молитву. Здесь же рядом находятся общежитие СВГУ, медицинский колледж, школа. Поразительно, но получается что прямо посредине крупнейшего северо-восточного научного комплекса – стоящих рядом ИБПС и СВКНИИ – возвысится мечеть!.. Кроме того, существует проблема и другого характера: многоэтажка ИБПС стоит на склоне, здание терпит деформации, то здесь, то там появляются трещины, и если начнутся работы по возведению мечети, начнется вибрация, не известно, какие это может иметь последствия. Станет затруднительно в течение года вести и научные работы по электронному микроскопированию.

(Кстати, несколько лет назад учёные-биологи ходатайствовали о разрешении разбить на этом пустыре сквер…)

То есть фактически получается, что в конце концов площадь под мечеть выделили в месте, равнозначном по масштабам тому прежнему, на котором настаивал бывший полпред. Что тут сказать? Во-первых, наверное, надо напомнить г-ну Фатыхову, человеку энергичному и пробивному, что как депутат, избранный народом, он обязан не только прислушиваться, но и исполнять волю и наказы своих избирателей. Мы сильно сомневаемся, что они согласятся с этим решением, которое уже взволновало многих горожан - буквально всех, кто узнает с запозданием о намерении построить на «стрелке» исламский центр, и может спровоцировать среди магаданского населения акции протеста, взбудоражить все общество. Разве можно такое допускать?..
Напомним: 91% верующих у нас в области относят себя к православному христианству, 2,8% – к католицизму, примерно 1,7-1,9% – к протестантам (в основном пятидесятники и баптисты). Есть и еще менее малочисленные сообщества (мормоны, кришнаиты и др.).

Сложите все и вычтите 0,8% – арифметика получается очень ясная. Что это – недомыслие или сознательная провокация?.. В нашем небольшом, очень своеобразном и компактном городе всегда надо помнить о сложившемся общественном балансе, в том числе в плане ментальности, духовной атмосферы.
Ведь у нас в связи с этой ситуацией невольно возникает вопрос: зачем небольшой горстке людей, вполне нами уважаемых, строить такой большой, несоразмерный комплекс, вероятно, со школой или училищем? Известно, что мечеть – место, закрытое для общественного взора, кто сюда будет приезжать и откуда, какие миссионеры или эмиссары?..

Этот всем понятный сегодня вопрос мы ставим и в связи с проблемой безопасности…. Не заострится ли она, приняв форму соответствующей религиозности?..
Мы хотели бы – и вправе! – получить ответ от наших властей. И мы требуем категорически выделить другое, подобающее место под строительство мечети в Магадане. Адекватное и бесспорное для всех.

С уважением, Т.И. АЛЕКСЕЕНКО, геолог, Г.К. ШИМАНСКАЯ, Г.И. БЕСЕДНЫХ, педагог, З.М. ЛИСКОВА, юрист, М.С. ЧЕРНОВА, педагог, И.И. МУРЗАЕВ, С.В. ПЕЦУХ, М.В. АНТОНИШИН, докер, В.П. ПРОКОФЬЕВ, Т.Е. МИГУКИНА, политехнический институт СВГУ, Н.В. СОКОЛОВА, профессор СВГУ, кандидаты педагогических наук В.А. ТУКИШ, О.Н. КУДИНА, Э.А. ЧУРСИНА, О.И. БАБИНА (СВГУ), В.А. ТИХМЕНЕВА, Т.Т. ИВАЩЕНКО, С. МАЦОКИН, Ж.Ю. КУЛИКОВА, А.И. БОРОДИЙ, Т.Т. ШАХРАЙ, Л.И. ОСТАПЕНКО, Е.Н. САПЕЦКАЯ, педагог и другие.
"Вечерний Магадан"









Колымские колонки