Престиж горняцкой профессии возрождается


ОАО "Карьер Челбанья" - это одна из основных подрядных организаций ОАО "Сусуманзолото". Предприятие достаточно большое, списочный состав - около ста человек. Добычу ведет на речке Челбанья, полигон расположен километрах в 15-ти от Сусумана. Недалеко, поэтому все работы проходят в обычном режиме, утром вахтовки - а это два больших КАМАЗа и два микроавтобуса УАЗ - привозят людей на работу, вечером - отвозят назад.

О том, как начался для предприятия нынешний промсезон, мы говорили с его главным инженером А. Ю. Дудченко.

- Дела идут неплохо, по нарастающей, - рассказывает Александр Юрьевич, -так же, как и в нашем головном предприятии "Сусуманзолото". Главное - постоянно обновляется техника, только за последние пару лет мы получили в аренду от ГОКа два новых бульдозера Д-65, и теперь у нас 4 единицы, приобрели погрузчики WA420, WA 700,2 карьерных самосвала БелАЗ, 2 бульдозера Д -375. Так что техникой мы укомплектованы нормально. А значит, есть возможность увеличивать объемы переработки горной массы, наращивать добычу.

- Какой у вашего предприятия план добычи на этот год?

- 250 кг, но с учетом того, насколько обновился парк техники, мы рассчитываем на увеличение в пределах 350 кг.

- Конечно, обновление парка - безусловный показатель развития. Еще один - приток молодежи. У вас он наблюдается?

- Да, и я отмечаю это с огромным удовольствием. Значит, возрастает престиж горняцкой профессии, поднимается, встает с колен отрасль. Молодые - люди иной формации, они не пойдут работать туда, где их что-то не устраивает, где мало платят. А у нас около трети штата - в возрасте от 20 до 30 лет. И постоянно приходят новые, причем не приезжие, как это было еще совсем недавно, а преимущественно жители нашего района, в том числе после окончания Сусуманского горного лицея, после курсовой подготовки.

- Оплату труда на вашем предприятии сегодня можно назвать достойной?

- По прошлому году средний заработок за день составлял около 2 тысяч 300 рублей.

- Но ведь у вас сезонная работа, значит, его нужно еще делить?

- Сезонная, но, повторюсь, мы постепенно возвращаемся к старым добрым временам, и сейчас, с введением буровзрывных работ, отдыхаем не больше двух месяцев в году, а это тот же отпуск, что и у среднестатистического северянина. Взрывное рыхление вот уже 4 года как начинаем в зимнее время и ведем его в течение 3-4 месяцев: февраль март, апрель, май. Ну а после вскрытия мерзлых массивов считайте, все, добрались до песков. Второй этап - подготовительный, идут монтажные работы, а с появлением тепла и воды приступаем к промывке, сразу, как только чуть оттают пески.

- И в каких числах, как правило, начинается для вас собственно промывочный сезон?

- Уже традиционно - в конце апреля. В нынешнем году, несмотря на суровую зиму, для этого были все условия, затопленная выработка с водой, и 26 апреля мы уже запустили первый прибор. Наверное, одними из первых в области, не считая дражников, флот которых может начинать работы и раньше. Сейчас промывка идет полным ходом, полигоны обрабатываются, зачищаются, главное на этом этапе - добраться до песков и начать добычу.

О технике безопасности

- Александр Юрьевич, труд в горнодобывающей отрасли, как известно, не только тяжелый, но и один из самых опасных. Что делается для того, чтобы снизить риски, обеспечить сохранность жизни и здоровья работников?

- Да, действительно, горная промышленность всегда считалась очень опасной, после подземки - на 2 месте, поэтому вопросам техники безопасности всегда уделялось большое внимание. Существует целая система ее обеспечения. В частности, каждый работник должен изучить инструкции по эксплуатации всех видов оборудования, которые он использует в производстве, и только после этого человек может быть допущен к работе.

Весь процесс регистрируется в определенных журналах, а на каждый механизм существует свой паспорт ведения горных работ, где приведено полное описание технологии работ со схемами, всеми параметрами и так далее. Расписано все - как формируются отвалы, роются траншеи, как регулируются вопросы техники безопасности при выполнении тех или иных работ, на какое расстояние и как именно можно подъезжать и т. д., и т. п.

Паспорта есть на все виды техники - бульдозеры, погрузчики, самосвалы, любые другие механизмы. Кому-то это может показаться излишним, но практика показывает, что такая скрупулезность себя оправдывает, и халатности здесь не место, слишком высокой может оказаться ее цена.

- Вы ведете добычу в структуре ОАО "Сусуманзолото", Почему несамостоятельно, в чем преимущество работы по подряду?

- У нас вся техника -арендованная, а если приобретать все самостоятельно, в собственность, то это выльется в огромные деньги, такие затраты посильны только очень крупным предприятиям. Второе не менее значимое преимущество - централизованное снабжение запасными частями, топливом, всеми остальными расходными материалами.

- Все ваши заявки удовлетворяются?

- В основном да, иначе мы не смогли бы работать, а это грозит потерей денег в том числе для самого ГОКа. Тем более что потребности обсчитываются не только на основании наших заявок, но и от предполагаемых объемов переработки горной массы. Вскрытие торфов, промывка песков, выполнение мероприятий по охране природы - все известно заранее, поэтому никаких неожиданностей тут ни для кого нет.

- Сколько горной массы надо переработать для выполнения ваших проектных объемов, этих самых 250 килограммов?

- Около 2,5 миллиона.

- То есть разница между переработанными объемами и добытыми - на порядки?

- Да, а в текущем году нам предстоит отработать еще и на предельных кондициях, и в этом отношении сезон будет тяжелым.

- А каково вообще содержание золота на ваших полигонах?

- Если в прошлом - позапрошлом годах было 0,2-0,13 на горную массу, то в этом году - только 0,1-0,11. На практике это означает, что переработка самой горной массы должна быть больше, и это тенденция имеет развитие.

-А как характеризуется такое содержание, насколько оно далеко от прошлых показателей?

- Это достаточно низкий процент, близкий к минимальному, но парадокс в том, что по современным меркам кондиция характеризуется как нормальная.

- Что было время руками собирали?

- Да нет, конечно, но раньше, в 70-80 годах, я тогда только начинал работать на прииске Фрунзе, среднее содержание на пласт было 1,5 грамма на кубический метр. В 90-х годах - 0,8 грамма считалось хорошим показателем, а сейчас и 0,5 -норма.

- Ну, если это процесс закономерный, значит, надо, наверное, искать другие технологии промывки, может быть, внедрять иные механизмы?

- Без использования новой современной техники о сколько-нибудь серьезных объемах добычи просто не приходится говорить. Проблема в том, что начиная с 90-х в отрасли был настоящий провал длиною в несколько лет, его последствия еще очень ощутимы, ту же технику мы только-только начали получать и эксплуатировать.

- Но мы пока говорили только о традиционно используемых механизмах, пусть и новых.

-Да, но и они имеют неоспоримые и безусловные преимущества. Основное -в том, что их эксплуатация обходится в разы дешевле. Хоть изначально они и стоят больших денег, но это возвратные вложения, причем затраты окупаются очень быстро. А старая техника, и это подтвердит любой экономист, работает в убыток, потому что такова цена ее эксплуатации. Значит, увеличивается себестоимость добычи, а возможная прибыль пропорционально падает.

- Понятно, тем более должна быть заинтересованность в модернизации парка. А какие-либо собственные ноу-хау используете в работе?

- Конечно, без этого нельзя, все должно работать на снижение себестоимости работ. Вот, например, погрузчики, осуществляющие подачу песков на промприбор. Сейчас мы используем их и для выемочно-транспортных работ, они работают как бульдозеры, вывозят массу в отвал. Часть из них, те, что поменьше, даже приспособили под погрузку БЕЛАЗов. И результат получили замечательный, с гордостью могу сказать, что больше ни у кого такого нет. Используем эти малые погрузчики и для подвоза песков с отдаленных блоков, поскольку полигоны у нас очень большие, только длина за счет конфигураций доходит до 350-400 метров, и переваливать пески бульдозерами - далеко и дорого, лучше погрузить их на БЕПАЗы и подвезти к промприборам. С прошлого года используем для этих целей погрузчики, и эффект - замечательный.

Новые технологии

-Александр Юрьевич, вы же наверняка отслеживаете новые технологии добычи в других странах, той же Канаде, Америке, сравниваете с тем, как это происходит у нас. К каким выводам приходите?

- К сожалению, у нас пока все идет по старинке, особенно в части обогащения - какие были приборы 20-30 лет назад, такие и работают, и в одночасье их не поменяешь, слишком дорого. Но, надеемся, постепенно, с возрождением отрасли, ситуация все-таки начнет меняться, предпосылки для этого уже наметились.

-А какие технологические процессы, с вашей точки зрения, требуют модернизации в первую очередь?

- Для нас особенно актуальна проблема промывки мелких песков. Сейчас практически повсеместно по области распространена именно она, и наши полигоны - не исключение, у нас появились целые участки с мелким золотом. А это требует особого подхода. Пока с прошлого года внедрили только виниловые ковры, которые по сравнению с прежними технологиями эффективнее улавливают мелкое золото, оно на них лучше оседает. Возможно, появятся и иные наработки. Главное - не стоять на месте, двигаться вперед.

Елена ВОДОЛАЖСКАЯ-КОЛЕСНИКОВА
"Колымский тракт"









Колымские колонки