Именно на этом самолете 55 лет назад были открыты регулярные рейсы из нового аэропорта Магадан
Самолет, о котором пойдет речь, в какой-то степени уникальная машина. Он создавался одновременно с Ту-104, Ан-10, Ту-114, однако его ровесники в лучшем случае существуют только в виде памятников, наш же винтокрылый герой продолжает бороздить просторы небесного океана. Непосредственное отношение Ил-18 имеет и к суровому колымскому краю — 55 лет назад открыты регулярные рейсы самолетов этой модели на строящемся тогда аэродроме «Магадан-56».
Подарок неба
Появление Ил-18 на трассе Магадан — Москва для северян стало настоящим праздником. До этого полеты совершались на его старших братьях Ил-14 и Ил-12, а еще раньше на Ли-2 через Берелех, Чокурдах в Тикси из аэропорта «Магадан-13». В Тикси пассажиры пересаживались в Ил-18 и следовали до Москвы. Время рейса без 6 часов составляло около двух суток, а с приходом Ил-18 в столицу Колымы оно сократилось почти в три раза.
- Вскоре трассу проложили через Красноярск, и, хотя пассажиры должны были ожидать там вылета еще 4 часа, мы воспринимали полет на Ил-18 как подарок судьбы, — вспоминает старожил Магадана Владимир Кукарин, которому в те годы по долгу службы приходилось часто бывать в Первопрестольной.
Помешала грунтовка
Регулярные рейсы, соединяющие Колыму с Большой землей, могли начаться тремя годами раньше, нежели это указано в официальных документах — самый первый самолет Ил-18 из столицы СССР приземлился на аэродроме «Магадан-47» в конце 1960-го, а с января следующего года из окрестностей Уптара стали выполняться полеты в Москву через Андерму и Тикси. Однако в этом же году рейсы пришлось свернуть из-за неудовлетворительного состояния взлетно-посадочной полосы. Весной и осенью она проседала из-за грунтовых вод и не могла принимать самолеты. Аэропорт перестал отвечать требованиям стабильной и бесперебойной работы.
Вскоре по этим причинам в 10 км от Уптара началось строительство нового порта. И уже через два года, 15 июня 1963-го, приказом № 393 Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете министров СССР были открыты регулярные полеты Ил-18 с аэродрома на 56-м км от Магадана. Тогда он еще строился, но уже имел практическую возможность обслуживать взлеты и посадки воздушных судов.
Фруктовые рейсы
Кроме Москвы, пусть с пересадками, полеты совершались в Екатеринбург, Братск, Краснодар, Симферополь, много рейсов было на Украину — в Киев, Донецк и Кривой Рог. Самым длинным был маршрут Магадан — Иркутск — Новокузнецк — Алма-Аты и обратно.
По воспоминаниям ветерана авиации Леонида Мельникова, работавшего в начале 1970-х вторым пилотом, а затем командиром экипажа Ил-18 в Магадане, рейсы на этом самолете не только обеспечивали транспортную связь крайних точек нашей страны с центральными регионами, но и практически полностью закрывали потребность пассажирских и грузовых перевозок на Колыме.
- Мы летали в Среднюю Азию — Ташкент, Самарканд, Андижан — за овощами-фруктами. Для этого были отдельные рейсы, которые выполнял специальный «фруктовый» отряд, — рассказывает Леонид Дмитриевич. — Все было настолько четко организовано, что задержка на 15 минут считалась грубым нарушением, потому что расписание полетов воздушных судов было возведено в статус закона. Аэропорт Магадан работал круглые сутки, ежедневно, помимо грузовых, на Ил-18 выполнялось 6 пассажирских рейсов. Если говорить о транспортной системе в целом, то она, безусловно, во много раз превосходила нынешнюю, даже в таких отдаленных регионах, как Чукотка, Камчатка или Колыма. Только представьте: билет практически в любой город СССР можно было купить непосредственно перед вылетом!
Ласточка из металла
Магаданские пилоты, которым волею судьбы довелось управлять Ил-18, называют его одним из наиболее удачных конструкторских решений авиационной промышленности Советского Союза.
- Это был прекрасный экономичный самолет с коротким взлетным пробегом до 1500 метров и большой дальностью. Мы его ласково называли Ласточкой, — вспоминает в недавнем прошлом летчик, а сейчас эксперт отдела летной деятельности Северо-Восточного управления воздушного транспорта и авиации Константин Енютин.
- Лайнер имел отличные летные характеристики, летать на нем было нетрудно даже пилоту средней квалификации. Переучивание на Ил-18 проводилось как стандартным путем, после Ли-2, Ил-14 и Ан-24, так и сразу с Ан-2 и даже с вертолетов Ми-4, — рассказывает другой бывший командир Ил-18 Петр Клюев.
«Он стал одним из самых популярных самолетов в Советском Союзе. Ил-18 знают теперь на всех континентах земного шара. На машинах этого типа, весьма экономичных, надежных, обладающих большой дальностью полета и хорошими взлетно-посадочными качествами, летчики «Аэрофлота» многие годы выполняли значительную часть плана пассажирских перевозок на магистральных линиях большой и средней протяженности». (Из книги «Самолеты Страны Советов», 1974 год.)
Борт № 1 с… икрой
Кроме прочих положительных характеристик, Ил-18 долгое время был основным самолетом правительственного авиаотряда. На нем летал генсек Никита Хрущев, на нем же летом 1966-го доставили президента Франции Шарля де Голля из Новосибирска на космодром Байконур. В 1996 и 2000 годах визиты президентов России Бориса Ельцина и Владимира Путина в сибирскую столицу в качестве вспомогательных самолетов также обслуживали лайнеры Ил-18.
Забавно, конечно, но в звездной биографии этого самолета был даже такой эпизод, когда в 1982 году два новосибирских Ил-18 были удостоены чести в течение двух недель возить в Москву на очередной съезд КПСС рыбные деликатесы из Охотска.
Самолетное счастье
На смену Ил-18 пришел пассажирский самолет второго поколения Ил-62М — он стал первым советским реактивным воздушным судном, способным совершать беспосадочные межконтинентальные перелеты. На Ил-62М было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полета. Кстати, на нем же в 1980 году был совершен первый беспосадочный перелет по маршруту Москва — Магадан продолжительностью всего 7 часов 30 минут. В столицу Колымы лайнер тогда доставил 170 пассажиров.
Но это уже совсем другая история и другой период воздушной эпохи Севера. Что же касается нашего героя, то, как и было сказано выше, он до сих пор в строю. Теперь уже не в «гражданке» — самолет с честью несет боевую вахту в военной и экспериментальной авиации. Но главное — он в небе, легенда советского авиапрома — Ил-18.
ДОСТИЖЕНИЯ
На Всемирной выставке в 1958 году в Брюсселе самолет Ил-18 получил Гран-при и золотую медаль от международной авиационной федерации, а в 1960-м Ленинской премии удостоен его главный конструктор Сергей Илюшин. В 1958 — 1969 годах на этом самолете установлено 14 мировых рекордов, включая дальность полета по прямой — 7660 км и скорость 727 км/ч. С 1961 года советские лайнеры Ил-18 неоднократно совершали полеты в Антарктиду.
ДОСТОИНСТВА
Долговечность лайнера объясняется его отличными даже по современным меркам экономическими характеристиками — расход топлива на час полета на Ил-18 составляет 2 — 2,2 тонны, в то время как сравнимый с ним по классу Ту-104 потреблял в два с лишним раза больше — 4,5 тонны.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Первый полет Ил-18 длительностью 1 час 57 минут состоялся в 1957 году. Результатом испытаний стал запуск серии авиалайнеров «Ильюшин-18». За весь период производства с 1958 по 1970 год выпущено 719 самолетов Ил-18 различных модификаций. Из них более 100 машин для зарубежных авиакомпаний. Для повышения надежности важнейшие навигационные приборы, агрегаты радио- и высотного оборудования на Ил-18 дублированы. Состав пилотажно-навигационного оборудования позволял выполнять полет днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
Автор: Елена СИДОРОВА.