Психолог-сексолог Центра охраны здоровья семьи и репродукции Ирина Юрченко рассказала «ВМ» о критериях психического здоровья.
Термин «психическое здоровье личности» имеет отношение не к отдельным психическим процессам и механизмам, означающим отсутствие психических расстройств, а относится к личности в целом, определяя «красоту равновесия души и тела, гармоничное согласие противоположностей». Можно выделить несколько таких критериев, отражающих «личностное психическое здоровье»:
1. Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться другому человеку. Любить без идеализации и оценивания. Это способность отдавать, а не брать.
2. Способность работать – это не то же самое, что способность найти работу, которая дает возможность обеспечить материальное существование, и ходить на нее. Речь идет о способности найти и выбрать дело, которому человек посвящает себя, получать удовлетворение от выполнения этой работы, опираться на тот смысл, который в это дело вкладывает человек и который из этого дела извлекает для себя. Способность привносить в мир что-то новое, иметь и использовать творческий потенциал.
3. Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о способности взрослых людей играть словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания и юмор.
4. Способность к безопасной привязанности. Способность уходить из зависимых, угрожающих отношений и быть в «здоровой», полноценной связи с другими.
5. Способность к автономии. Опирается на чувство собственной силы и независимости.
6. Постоянство себя, собственной идентичности. Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими «личной радости». Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я сумел в себе развить.
7. Способность отвечать на стресс адекватными способами (без алкоголя и наркотиков) и восстанавливаться после него.
8. Реалистичная надежная и крепкая самооценка. Такой человек способен видеть свои недостатки, но относится к себе в целом хорошо, он способен учиться на ошибках, потому что может признавать их и не подвергать себя жестокой критике, он может требовать от себя работы по самосовершенствованию, но не требует невозможного совершенства.
9. Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им (без фанатических устремлений).
10. Способность выносить весь спектр своих эмоций и их накал. Выносить эмоции?– значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действовать под их влиянием.
11. «Ментализация». Способность «различать себя и другого» – понимание, что Другие – это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой.
12. Рефлексия. Способность посмотреть на себя как бы со стороны. Видеть свои проблемы, отделять их от Другого и находить эффективные способы решения именно для своего случая.
13. Гибкость в использовании механизмов психологической защиты в соответствии с обстоятельствами. Патология заметна, когда на все случаи и в различных ситуациях у человека срабатывает только один тип защиты.
14. Баланс между ориентированностью на себя и ориентированностью на социум, на близких. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом интересы партнера.
15. Чувство витальности. Способность быть и чувствовать себя живым. Способность к энтузиазму, к производству смыслов. Без этой способности человек может быть «нормальным», но не быть «живым».
16. Принятие того, что мы не можем изменить. Способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, что хотелось бы иметь, но его у нас нет. Способность пережить скорбь и продолжать жизнь.
У каждого человека эти «критерии» могут быть выражены в разной степени, в своеобразном их сочетании создавая уникальность и неповторимость каждой личности. Здесь правил и определений не существует, все очень субъективно, на тонком личном восприятии. Возможно понимание и ощущение яркой выраженности одних качеств и сглаженности других, что может затруднять собственную реализацию, нарушать гармоничность «чувствования себя» с самим собой, себя среди других, что будет некой «подсказкой» к тому, что есть вероятность необходимости помощи, поддержки, коррекции. В этом случае можно использовать собственные ресурсы – быть помощником самому себе, можно опереться на отзывчивость родных и близких, но также не стоит пренебрегать и профессиональной помощью специалистов. Обращение к психологу в случае возможной или реальной проблемы не означает наличие психического расстройства или заболевания, а говорит о том, что человек внимателен к себе, к своему состоянию, не только адекватно и «грамотно» разрешает возникшие вопросы, но и предотвращает, таким образом, появление реальных проблем со своим здоровьем.