С каждым годом чаек в городе становится все больше. Кроме голубей, ворон, воробьев и перелетных птиц, по весне населяющих город, постоянными его обитателями, да еще и бичом божьим, давно стали чайки.
Тихоокеанские чайки, самый распространенный вид чаек на Дальнем Востоке, гнездятся на морских побережьях в 3–4 км от воды, на скалах побережья или морских островах неподалеку от берега. Они прилетают в Магадан с зимовок из Японии в первых числах апреля и активно селятся на крышах домов. Почему они покидают берег моря и селятся в городе, понятно. В городе для чаек сплошной комфорт – легкий доступ к еде и удобные для гнездовий крыши. Чтобы они этого не делали, нужно каждый день в мае-июне подметать крыши, уничтожая кладки и гнезда. Муниципалитет обязывает делать это собственников зданий и управляющие компании. Но нынешним летом чайки вопели с каждой крыши города.
И вот к концу июля детеныши чаек – глупыши – стали покидать свои гнезда и все чаще появляться на улицах и во дворах города. И хоть глупыш – это конкретный вид семейства буревестников, обитающих на Севере, повзрослевших серо-бурых детенышей чаек в простонародье так тоже часто называют.
Первые молодые птицы (таких не более 5–8% от гнездовой популяции) поднимаются на крыло к началу августа. Самые поздние сидят в гнезде до середины сентября. Молодые птицы разительно отличаются цветом от своих родителей – тихоокеанской чайки, их оперение буровато-пестрое. Такая окраска называется защитной – она делает птенцов менее заметными для хищников. Птенцы начинают летать в полуторамесячном возрасте.
Городские чайки питаются в основном с помоек. Но даже новые закрывающиеся мусорные контейнеры не спасают от их распространения. Отбросы на свалках для них – легкодоступный источник питания. Кроме Магадана, тихоокеанские чайки живут на крышах еще в трех городах мира: Саппоро, Кусиро (Япония) и в Южно-Курильске.