12 февраля в Магадане состоялось пленарное заседание X Рождественских образовательных чтений, а котором приняли участие школьные и вузовские преподаватели, медицинские специалисты, священнослужители, студенты и все те, кто пожелал прийти.
Открыл Чтения епископ Магаданский и Синегорский Гурий, после чего с приветственным словом выступили заместитель губернатора В.Н. Соболева и мэр Магадана &.П. Печеный. Формат публикации не позволяет нам рассказать обо всех выступлениях, поэтому остановимся на самых основных вопросах, затронутых докладчиками.
В этом году Чтения были посвящены теме "Православная культура в региональном образовании: сотрудничество церкви и государства" В среде педагогического сообщества всей страны эта тема сегодня, наверное, одна из самых обсуждаемых. Еще не остыли горячие головы, ожесточенно протестующие против введения в школах основ православной культуры, как уже свое веское слово в пользу такого предмета сказал сам Президент России. Вернее в пользу комплексного учебного курса под названием "Основы религиозных культур и светской этики" - организовать его глава государства поручил Правительству России.
Курс будет состоять из шести модулей - основ православной, исламской, буддийской, иудейской культур, истории мировых религиозных культур и основ светской этики. Уже с 1 апреля 2010 года школьники 4-х классов (именно 4-х) будут изучать один из предметов по выбору.
Правда, пока это только эксперимент, который затронет всего 19 регионов России. Не исключено, что с 2012 года этот учебный курс будет введен в качестве обязательного для всех школьников.
Светское государство - это...
Сотрудничество церкви и государства в вопросах преподавания религиозных культур непереносимо прежде всего для граждан, чье мировоззрение отягощено безбожным наследием советской эпохи. Именно эти люди пытаются всячески дискредитировать самую идею нововведения, организуют акции протеста. В качестве незыблемого выдвигается аргумент о светскости нашего государства, и, соответственно, образования. Никто и не отрицает этого факта. Вопрос в том, как светскость понимать. Многие, не рассуждая, приравнивают это понятие к атеизму. Насколько такое толкование справедливо?
В правовом и научно-педагогическом аспекте этот вопрос постарался раскрыть гость Рождественских чтений из Москвы, заведующий лабораторией мировоззренческих основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования, доктор педагогических наук И.В. Метлик (доклад "Взаимодействие государства, семьи и Церкви в духовно-нравственном воспитании учащихся российской школы").
Игорь Витальевич того мнения, что имеет место быть искажение и путаница понятий, что явилось результатом многолетнего отношения советского государства к церкви как к идеологическому противнику. Представления, сформированные в эпоху воинствующего атеизма, люди переносят и на реалии дня сегодняшнего.
"В прошлом светскость и атеизм отождествлялись, но теперь для этого нет никаких правовых оснований. - говорит докладчик. -Но и сейчас, через 20 лет после кардинальных изменений правовой системы, многие еще говорят о том, что государство и школа у нас отделены от религии, и что эта норма закреплена в Конституции РФ.
Такие высказывания не соответствуют действительности. Светскость Российской Федерации определена в Конституции так: "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". И это все. Ни о каком отделении государства от религии в Конституции не говорится.
В других светских государствах есть и иные модели. Например, в Аргентине, Германии, Италии, Польше распространена модель с рядом преимущественных религий. Есть модель с государственной или официальной религией: в Англии, Греции, Дании, Египте, Израиле, Норвегии.
В этих моделях определенные конфессии (или несколько) в отношениях с государством имеют особый статус. Центральным положением для светского государства любой модели остается положение о разделении полномочий и функций государства и религии. Разделение полномочий оформляется системой правил и процедур, где выделяется сфера совместной компетенции государства и конфессий".
Подытоживая сказанное, Метлик дал следующее определение светскости. Это характеристика, выражающая наличие установленного в правовой системе разделения функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и управленческих структур религиозных конфессий - с другой. Сам принцип разделения власти земной и власти духовной - принцип христианский, и сегодня он, по словам Метлика, исторически утвержден в политико-правовой культуре европейской цивилизации.
Для России это вовсе не чуждое понятие: православное учение о "симфонии" властей (симфония в переводе с греческого - созвучие, согласие) - древнее учение. Его выразителем на Руси в XV веке стал преподобный Иосиф Волоцкий. И, кстати, патриарх Кирилл, о чем поведала на Чтениях преподаватель кафедры истории СВГУ И.П. Широкова (доклад 'Что выше: священство или царство?"), считает, что идеальной моделью отношений между церковью и государством должна стать именно симфония, которая предполагает равноправие и взаимную поддержку. Но никак не отчужденность или, наоборот, слияние.
Сказал Игорь Витальевич и о светском характере образования. Такая норма, действительно, присутствует в законодательстве, но содержательно она не раскрыта, что дает простор для разных толкований.
- В любом случае, - полагает гость Чтений, - не существует законодательных норм, устанавливающих отделение государственной и муниципальной школы от религиозных конфессий, в том числе от Русской Православной Церкви. Такая норма была в советском праве, но она не отвечала демократическим принципам, потому была исключена.
Светскость образования, как ее сформулировал Игорь Витальевич, включает три основных характеристики. Во-первых, организационно-правовую независимость образовательных учреждений от религиозных организаций. Во-вторых, необязательность изучения нерелигиозной идеологии всеми школьниками. В-третьих, право школьников, учителей, всех участников образовательного процесса на свободу совести и вероисповедания, свободу выбора и выражения взглядов и убеждений.
Третий пункт хотелось бы подчеркнуть особо. Он вполне согласуется с законодательными нормами, согласно которым, по определению ректора Института повышения квалификации педагогических кадров Департамента образования Магаданской области Т.Д. Храмцовой (доклад "Духовно-нравственное воспитание в современной светской школе"), "в светском государстве в определении содержания образования участвуют сами граждане и их законные представители. Система образования должна обеспечивать условия для удовлетворения образовательного запроса граждан, общества, государства".
Прислушаемся и к мнению другого гостя Рождественских чтений - заведующего межвузовской кафедрой православной педагоги и психологии при Самарской православной духовной семинарии,
доктора педагогических наук, академика РАЕН, профессора игумена Георгия Шесту на. Его доклад назывался "Православная культура - культура православной цивилизации", но понятию "светскость" он тоже уделил внимание, рассмотрев его в философском аспекте.
Отец Георгий заметил, что не нужно противопоставлять светскости религиозность. Светский предмет тоже может быть религиозным, а религиозный - светским.
Разница в целях. Если цель -просветить, научить, дать знания - это цель светская. Если цель -изменить мировоззрение - это цель вероучительная. К вопросу о том, что религиозный предмет может быть подан и как светский, и как вероучительный, был приведен такой пример. Если лекция, допустим, о молитве читается студентам светских вузов, то на зачете преподаватель-игумен оценивает только то, насколько хорошо студент усвоил материал. Применяет ли он его на практике, молится ли - личное дело самого молодого человека.
Но если экзамен сдает студент семинарии, от него требуются не только знания, но и воплощение их в жизни. В таком случае для преподавателя важно, молится ли он, живет ли по-христиански. И пусть он знает весь материал на "отлично", но если в храм не ходит месяцами - пятерки ему не видать.
Вроде бы далекий от религии предмет марксизм-ленинизм на самом деле был вероучительным
- он, как и вся советская система образования, имел своей целью изменить сознание, мировоззрение. Можно было сдать марксизм на "отлично", но носи ты при этом крестик и ходи в храм - тебя еще могли из института отчислить.
Эти примеры к тому, что некоторые люди опасаются, как бы на уроках по основам религиозной культуры детей не стали воцерковлять, учить молиться, в общем, делать активными верующими.
На самом деле "Основы религиозных культур и светской этики" - курс культуроведческий, преподавать его будут обычные учителя. Новый предмет призван помочь нашим школьникам не только лучше узнать и понять свою родную отечественную культуру, но и укрепить их духовно-нравственные ценности.
Культура цивилизации
Основы православной культуры в качестве факультатива уже давно заняли свою нишу в российском образовании. И все-таки не будет преувеличением сказать, что пока нет единого понимания, что такое этот предмет, шире - что такое православная культура.
Интересен взгляд академика и профессора отца Георгия Шевкуна, который в соавторстве со своими самарскими коллегами православную культуру определил как культуру православной цивилизации.
В науке существует два воззрения на цивилизацию: как на стадию и как на тип. Отцу Георгию ближе второе толкование, основанное на открытии русским историком-мыслителем Н. Данилевским закона дискретности мира. Согласно этому закону, все человеческое общество разбито на культур-
но-исторические типы, каждый из которых (его быт, культура) порожден религиозными воззрениями народа. Данилевский ввел и такое понятие как всечеловеческие ценности - это ценности, сотворенные конкретным этносом, ставшие достижением всего человечества. Именно всечеловеческие, а не общечеловеческие - таких ценностей просто не существует в природе.
Выходит, православной цивилизации уже две тысячи лет. Раньше носительницей этой цивилизации была Византия, но уже многие столетия - Россия. Для крупнейших зарубежных мыслителей такая миссия является непреложным фактом. Для таких, как А. Той-нби или С. Хантингтона, труд которого "Столкновение цивилизаций" увидел свет в самом начале XXI века. Хантингтон, друг печально известного Бжезинского, указывает на те необходимые признаки, при наличии которых цивилизация становится геополитической силой. Весь ареол государств, которые по религиозным воззрениям относятся к данному типу цивилизации, должны признать одно из государств сердцевиной цивилизации. Очевидно, что весь православный мир (Греция, Болгария, Румыния, Сербия) признает таковой Россию. Только в самой России, с сожалением констатирует докладчик, эта очевидность оспаривается.
- В каждом из нас течет кровь некоего этноса: славянская, мордовская, татарская и так далее, -о.Георгий переводит разговор на значение православной культуры для всех народов России. - Но тот этнос, которым мы порождены, находится в некоей большой общности, которую мы называем цивилизацией. Следовательно, роль культуры, которая объединяет всех нас, - цивилизационная. И если этническая культура может быть у всех нас разная, то цивилизационная культура объединяет нас в единую общую семью. Поэтому православная культура есть культура цивилизации, которую должны знать все этносы России.
Кто будет преподавать?
Курс "Основы религиозных культур и светской этики" предполагает разделение не по религиозному признаку, а по интересам. Впрочем, уместно предположить, что большинство остановит свой выбор именно на основах православной культуры. В Магадане опыт преподавания этого предмета имеется в школах №4, 14, 24 и в некоторых детских садах. Практика показывает заинтересованность самих родителей.
Интересен пример детского сада №55, имеющего статус городской экспериментальной площадки по теме "Интеграция православной культуры в образовательный процесс детского сада". Заведующая детсадом №55 Э.В Илларионова (доклад "Основы православной культуры в дошкольном воспитании") рассказала о результатах предварительного анкетирования 77-ми семей, 84% которых считают необходимым введение курса ОПК.
Напрашивается, однако, вопрос: кто будет вести этот предмет в будущем?
О том, что делается в этом направлении, рассказала Т.Д. Храмцова. На месячных курсах в Институте повышения квалификации для учителей-предметников читается курс лекций "Православие и русская классическая литература". В 2009 году разработан и включен в учебно-тематический план спецкурс "Культурологический аспект изучения основ православной культуры в школе".
Постоянный консультант и лектор этих курсов - священник Евгений Беляков. Сейчас в Институте формируется временная творческая группа, призванная разработать модули по основам духовной культуры для учителей-предметников, а также изучать опыт работы школ и отдельных педагогов, разработать методические рекомендации.
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ
Северная надбавка