Православная культура - культура цивилизации


12 февраля в Магадане состоялось пленарное заседание X Рождественских образовательных чтений, а котором приняли участие школьные и вузовские преподаватели, медицинские специалисты, священнослужители, студенты и все те, кто пожелал прийти.

Открыл Чтения епископ Магаданский и Синегорский Гурий, после чего с приветственным словом выступили заместитель губернатора В.Н. Соболева и мэр Магадана &.П. Печеный. Формат публикации не позволяет нам рассказать обо всех выступлениях, поэтому остановимся на самых основных вопросах, затронутых докладчиками.

В этом году Чтения были посвящены теме "Православная культура в региональном образовании: сотрудничество церкви и государства" В среде педагогического сообщества всей страны эта тема сегодня, наверное, одна из самых обсуждаемых. Еще не остыли горячие головы, ожесточенно протестующие против введения в школах основ православной культуры, как уже свое веское слово в пользу такого предмета сказал сам Президент России. Вернее в пользу комплексного учебного курса под названием "Основы религиозных культур и светской этики" - организовать его глава государства поручил Правительству России.

Курс будет состоять из шести модулей - основ православной, исламской, буддийской, иудейской культур, истории мировых религиозных культур и основ светской этики. Уже с 1 апреля 2010 года школьники 4-х классов (именно 4-х) будут изучать один из предметов по выбору.

Правда, пока это только эксперимент, который затронет всего 19 регионов России. Не исключено, что с 2012 года этот учебный курс будет введен в качестве обязательного для всех школьников.

Светское государство - это...

Сотрудничество церкви и государства в вопросах преподавания религиозных культур непереносимо прежде всего для граждан, чье мировоззрение отягощено безбожным наследием советской эпохи. Именно эти люди пытаются всячески дискредитировать самую идею нововведения, организуют акции протеста. В качестве незыблемого выдвигается аргумент о светскости нашего государства, и, соответственно, образования. Никто и не отрицает этого факта. Вопрос в том, как светскость понимать. Многие, не рассуждая, приравнивают это понятие к атеизму. Насколько такое толкование справедливо?

В правовом и научно-педагогическом аспекте этот вопрос постарался раскрыть гость Рождественских чтений из Москвы, заведующий лабораторией мировоззренческих основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования, доктор педагогических наук И.В. Метлик (доклад "Взаимодействие государства, семьи и Церкви в духовно-нравственном воспитании учащихся российской школы").

Игорь Витальевич того мнения, что имеет место быть искажение и путаница понятий, что явилось результатом многолетнего отношения советского государства к церкви как к идеологическому противнику. Представления, сформированные в эпоху воинствующего атеизма, люди переносят и на реалии дня сегодняшнего.

"В прошлом светскость и атеизм отождествлялись, но теперь для этого нет никаких правовых оснований. - говорит докладчик. -Но и сейчас, через 20 лет после кардинальных изменений правовой системы, многие еще говорят о том, что государство и школа у нас отделены от религии, и что эта норма закреплена в Конституции РФ.

Такие высказывания не соответствуют действительности. Светскость Российской Федерации определена в Конституции так: "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". И это все. Ни о каком отделении государства от религии в Конституции не говорится.

В других светских государствах есть и иные модели. Например, в Аргентине, Германии, Италии, Польше распространена модель с рядом преимущественных религий. Есть модель с государственной или официальной религией: в Англии, Греции, Дании, Египте, Израиле, Норвегии.

В этих моделях определенные конфессии (или несколько) в отношениях с государством имеют особый статус. Центральным положением для светского государства любой модели остается положение о разделении полномочий и функций государства и религии. Разделение полномочий оформляется системой правил и процедур, где выделяется сфера совместной компетенции государства и конфессий".

Подытоживая сказанное, Метлик дал следующее определение светскости. Это характеристика, выражающая наличие установленного в правовой системе разделения функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и управленческих структур религиозных конфессий - с другой. Сам принцип разделения власти земной и власти духовной - принцип христианский, и сегодня он, по словам Метлика, исторически утвержден в политико-правовой культуре европейской цивилизации.

Для России это вовсе не чуждое понятие: православное учение о "симфонии" властей (симфония в переводе с греческого - созвучие, согласие) - древнее учение. Его выразителем на Руси в XV веке стал преподобный Иосиф Волоцкий. И, кстати, патриарх Кирилл, о чем поведала на Чтениях преподаватель кафедры истории СВГУ И.П. Широкова (доклад 'Что выше: священство или царство?"), считает, что идеальной моделью отношений между церковью и государством должна стать именно симфония, которая предполагает равноправие и взаимную поддержку. Но никак не отчужденность или, наоборот, слияние.

Сказал Игорь Витальевич и о светском характере образования. Такая норма, действительно, присутствует в законодательстве, но содержательно она не раскрыта, что дает простор для разных толкований.

- В любом случае, - полагает гость Чтений, - не существует законодательных норм, устанавливающих отделение государственной и муниципальной школы от религиозных конфессий, в том числе от Русской Православной Церкви. Такая норма была в советском праве, но она не отвечала демократическим принципам, потому была исключена.

Светскость образования, как ее сформулировал Игорь Витальевич, включает три основных характеристики. Во-первых, организационно-правовую независимость образовательных учреждений от религиозных организаций. Во-вторых, необязательность изучения нерелигиозной идеологии всеми школьниками. В-третьих, право школьников, учителей, всех участников образовательного процесса на свободу совести и вероисповедания, свободу выбора и выражения взглядов и убеждений.
Третий пункт хотелось бы подчеркнуть особо. Он вполне согласуется с законодательными нормами, согласно которым, по определению ректора Института повышения квалификации педагогических кадров Департамента образования Магаданской области Т.Д. Храмцовой (доклад "Духовно-нравственное воспитание в современной светской школе"), "в светском государстве в определении содержания образования участвуют сами граждане и их законные представители. Система образования должна обеспечивать условия для удовлетворения образовательного запроса граждан, общества, государства".

Прислушаемся и к мнению другого гостя Рождественских чтений - заведующего межвузовской кафедрой православной педагоги и психологии при Самарской православной духовной семинарии,
доктора педагогических наук, академика РАЕН, профессора игумена Георгия Шесту на. Его доклад назывался "Православная культура - культура православной цивилизации", но понятию "светскость" он тоже уделил внимание, рассмотрев его в философском аспекте.

Отец Георгий заметил, что не нужно противопоставлять светскости религиозность. Светский предмет тоже может быть религиозным, а религиозный - светским.

Разница в целях. Если цель -просветить, научить, дать знания - это цель светская. Если цель -изменить мировоззрение - это цель вероучительная. К вопросу о том, что религиозный предмет может быть подан и как светский, и как вероучительный, был приведен такой пример. Если лекция, допустим, о молитве читается студентам светских вузов, то на зачете преподаватель-игумен оценивает только то, насколько хорошо студент усвоил материал. Применяет ли он его на практике, молится ли - личное дело самого молодого человека.

Но если экзамен сдает студент семинарии, от него требуются не только знания, но и воплощение их в жизни. В таком случае для преподавателя важно, молится ли он, живет ли по-христиански. И пусть он знает весь материал на "отлично", но если в храм не ходит месяцами - пятерки ему не видать.

Вроде бы далекий от религии предмет марксизм-ленинизм на самом деле был вероучительным
- он, как и вся советская система образования, имел своей целью изменить сознание, мировоззрение. Можно было сдать марксизм на "отлично", но носи ты при этом крестик и ходи в храм - тебя еще могли из института отчислить.

Эти примеры к тому, что некоторые люди опасаются, как бы на уроках по основам религиозной культуры детей не стали воцерковлять, учить молиться, в общем, делать активными верующими.

На самом деле "Основы религиозных культур и светской этики" - курс культуроведческий, преподавать его будут обычные учителя. Новый предмет призван помочь нашим школьникам не только лучше узнать и понять свою родную отечественную культуру, но и укрепить их духовно-нравственные ценности.

Культура цивилизации

Основы православной культуры в качестве факультатива уже давно заняли свою нишу в российском образовании. И все-таки не будет преувеличением сказать, что пока нет единого понимания, что такое этот предмет, шире - что такое православная культура.

Интересен взгляд академика и профессора отца Георгия Шевкуна, который в соавторстве со своими самарскими коллегами православную культуру определил как культуру православной цивилизации.

В науке существует два воззрения на цивилизацию: как на стадию и как на тип. Отцу Георгию ближе второе толкование, основанное на открытии русским историком-мыслителем Н. Данилевским закона дискретности мира. Согласно этому закону, все человеческое общество разбито на культур-
но-исторические типы, каждый из которых (его быт, культура) порожден религиозными воззрениями народа. Данилевский ввел и такое понятие как всечеловеческие ценности - это ценности, сотворенные конкретным этносом, ставшие достижением всего человечества. Именно всечеловеческие, а не общечеловеческие - таких ценностей просто не существует в природе.

Выходит, православной цивилизации уже две тысячи лет. Раньше носительницей этой цивилизации была Византия, но уже многие столетия - Россия. Для крупнейших зарубежных мыслителей такая миссия является непреложным фактом. Для таких, как А. Той-нби или С. Хантингтона, труд которого "Столкновение цивилизаций" увидел свет в самом начале XXI века. Хантингтон, друг печально известного Бжезинского, указывает на те необходимые признаки, при наличии которых цивилизация становится геополитической силой. Весь ареол государств, которые по религиозным воззрениям относятся к данному типу цивилизации, должны признать одно из государств сердцевиной цивилизации. Очевидно, что весь православный мир (Греция, Болгария, Румыния, Сербия) признает таковой Россию. Только в самой России, с сожалением констатирует докладчик, эта очевидность оспаривается.

- В каждом из нас течет кровь некоего этноса: славянская, мордовская, татарская и так далее, -о.Георгий переводит разговор на значение православной культуры для всех народов России. - Но тот этнос, которым мы порождены, находится в некоей большой общности, которую мы называем цивилизацией. Следовательно, роль культуры, которая объединяет всех нас, - цивилизационная. И если этническая культура может быть у всех нас разная, то цивилизационная культура объединяет нас в единую общую семью. Поэтому православная культура есть культура цивилизации, которую должны знать все этносы России.

Кто будет преподавать?

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" предполагает разделение не по религиозному признаку, а по интересам. Впрочем, уместно предположить, что большинство остановит свой выбор именно на основах православной культуры. В Магадане опыт преподавания этого предмета имеется в школах №4, 14, 24 и в некоторых детских садах. Практика показывает заинтересованность самих родителей.

Интересен пример детского сада №55, имеющего статус городской экспериментальной площадки по теме "Интеграция православной культуры в образовательный процесс детского сада". Заведующая детсадом №55 Э.В Илларионова (доклад "Основы православной культуры в дошкольном воспитании") рассказала о результатах предварительного анкетирования 77-ми семей, 84% которых считают необходимым введение курса ОПК.

Напрашивается, однако, вопрос: кто будет вести этот предмет в будущем?

О том, что делается в этом направлении, рассказала Т.Д. Храмцова. На месячных курсах в Институте повышения квалификации для учителей-предметников читается курс лекций "Православие и русская классическая литература". В 2009 году разработан и включен в учебно-тематический план спецкурс "Культурологический аспект изучения основ православной культуры в школе".

Постоянный консультант и лектор этих курсов - священник Евгений Беляков. Сейчас в Институте формируется временная творческая группа, призванная разработать модули по основам духовной культуры для учителей-предметников, а также изучать опыт работы школ и отдельных педагогов, разработать методические рекомендации.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ

Северная надбавка
"Северная надбавка"




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки