Лесная полоса вблизи города – где есть проезд, там обязательно помойка. По составу мусора иногда можно определить его владельца. Хотя все очень тонко.
За собой не убрали
Например, на 18-м км Арманской трассы, в 2015–2016???гг. дорожники расширяли дорожное полотно, демонтировали трубы и т. д. Осенью прошлого года работы были закончены, но убирать за собой срубленные деревья, грунт, бетон, железные конструкции дорожная компания не стала???– просто свалила десятки кубометров мусора недалеко от дороги.
«К нам в общественную организацию обратились граждане, обеспокоенные тем, что в истоках реки Магаданки растет несанкционированная свалка. В природоохранную прокуратуру по этому факту было направлено обращение. Но с декабря 2016 года по настоящее время вопрос не решен,???– рассказывает представитель общественной организации «Магаданский центр окружающей среды» Ольга МОСКВИНА. – Для наказания виновных требуется доказать, кому этот мусор принадлежит, хотя это очевидно – сам характер мусора свидетельствует о том, в результате каких работ он был образован. Достаточно затребовать проект на строительство и отчеты о его выполнении. Рассмотреть разделы, касающиеся объемов выполненных работ. Рассчитать объем образованных отходов по нормативу и запросить документы об их передаче спецорганизации. Пока что доказать, кто собственник этого мусора, ни мэрия (отходы находятся на территории муниципального образования «Город Магадан»), ни прокуратура не могут, а если хозяин отходов не найден, значит они переходят в собственность того, на чьей территории находятся. То есть у мэрии появляется обязанность за собственный счет ликвидировать еще и эту свалку. На данный момент природоохранной прокуратурой проводится проверка по данной свалке, мы ждем результатов», – поясняет Ольга Москвина.
Все сложно
Поодиночке магаданцы мусорят повсеместно и постоянно, но предприниматели и организации – масштабнее. Для того чтобы доказать принадлежность несанкционированной свалки к какому-либо предприятию, нужно специалисту сесть и «перелопатить» кучу бухгалтерской документации, просчитать тот объем мусора, который реально должен образовываться в ходе производства или торговли.
«В процессе этой работы выяснится: соответствие объема поступающих в бюджет (в том числе и муниципальный) платежей за негативное воздействие на окружающую среду объему реально захороненных на полигоне отходов. Например, кто-то заявляет о том, что захоронил на свалке 5 кубов мусора. Подтверждает это соответствующими документами и вносит плату за указанный объем в бюджет, а если реально оценить его деятельность, то выйдет в пять раз больше. И тогда надо спросить, куда еще 20 кубов делись? Это нудная и медленная работа, на которую, опять же, требуются люди, время и санкция прокурора, – рассказывает Ольга Москвина. – С момента ликвидации в 2000-м году экофондов плата промышленных предприятий за загрязнение растворяется в консолидированном бюджете, а ежегодные расходы государства «на экологию» составляют всего 0,2–0,4%.
Нет контроля – нет ответственности...
Природоохранная система России методически разрушается, начиная с 2000 года. Государственный комитет по экологии был ликвидирован как самостоятельное ведомство, и все его природоохранные полномочия перешли к Министерству природных ресурсов, чья первейшая задача – не ждать милостей от природы, а извлечь и освоить все ее ресурсы, которые могут принести прибыль. Более пятнадцати лет длятся перманентные реорганизации природоохранных структур, сокращения штатов, передача и перераспределение надзорных функций. В таком состоянии эффективно исполнять свою работу не может ни одно ведомство. Охрана природы сегодня фактически сводится к надзору над исполнением природопользователями обязанностей по уплате сборов и штрафов. Для оперативного реагирования на нарушения и защиты наших экологических прав у государственного природоохранного ведомства не достает ни ресурсов, ни полномочий.
Что касается муниципального экологического контроля, то он фактически был ликвидирован в 2005 году, когда из Федерального закона «Об охране окружающей среды» была исключена соответствующая статья. Сегодня у органов муниципального управления есть право выдавать или не выдавать разрешения на различные виды деятельности на территории муниципального образования. Есть и обязанности организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. А также заниматься благоустройством, организовывать мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды и еще ряд почетных, но не всегда обеспеченных финансированием обязанностей.
Есть даже закрепленные в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» полномочия по охране, защите, воспроизводству городских лесов и лесов особо охраняемых природных территорий, но нет инструментов и полномочий административного воздействия на нарушителей.
...а раз нет контроля, можно не бояться
Предприятия, расположенные на территории города Магадана, преимущественно относятся к категории малых и средних (со штатом до 100 человек и выручкой меньше 800 миллионов рублей в год), но не относятся к объектам 1-й или 2-й категории опасности. На проведение плановых проверок этих предприятий до 2018 года наложен мораторий. А ведь именно они образуют львиную долю непроизводственных отходов, которые захораниваются на наших необорудованных свалках, а порой оказываются в местах, для размещения отходов вовсе не предназначенных, – в лесополосе или на морском побережье.
Объем выбросов и отходов, поступающих от них в окружающую среду, вполне сопоставим с воздействием на природу немногочисленными крупными производствами. При этом возможности внезапного внепланового контроля нет ни у одного ведомства, – все через согласование с прокурором. А раз нет контроля, то и бояться нечего – «можно» продолжать мусорить?
Накопленный экологический ущерб (свалки, нарушенные земли, загрязненные реки, выжженные леса)???– это ведь не просто некрасиво и вредно для здоровья. В первую очередь, это «наши» деньги, которые завтра вынуждено будет потратить государство, если сегодня не заставить виновников загрязнения убирать за собой.
В 2016 году в 68-ю статью Федерального закона «Об охране окружающей среды» введены новые положения, восстанавливающие понятие «общественный инспектор по охране окружающей среды». Согласно ему, граждане на добровольной и безвозмездной основе могут осуществлять контроль в области охраны окружающей среды в качестве общественных инспекторов. Правда, порядок организации деятельности общественных инспекторов должен быть установлен уполномоченным федеральным органом. Пока такой документ не утвержден.
Но все же хочется, чтобы Год экологии был отмечен не только отчетами о проведенных субботниках и масштабных экологических шествиях, но и реальными изменениями и укреплением всей системы охраны природы в России.