Самый свободный человек Колымы


Магаданский художник Александр Пилипенко известен далеко за пределами Колымы. Но даже творческие люди сталкиваются с бытом и проблемами, знакомыми всем нам, например, в отношении с государством

– Александр Васильевич, что сегодня происходит в Магаданской сфере искусства? Нет ли ощущения, будто что-то просто выталкивает отсюда творческих людей? Вот художник Юрий Галдин уехал недавно, до него Валерий Цирценс.

– Я бы не сказал, что это выталкивание. Просто, при всей любви к Магадану, не забываем, что это провинциальный город. И наши дети уезжают в центральную часть и не возвращаются, оседают, у них рождаются внуки. А родителям просто хочется быть ближе к следующему поколению, ведь здесь бабушками-дедушками люди становятся номинально, находясь на большом расстоянии от внуков.

– Но все-таки поколение, которое идет за вами, существует?

– Вы полагаете, это поколение есть? Дело в том, что я себя считаю не совсем нормальным, и те 2–3 человека, кто пишет кроме меня, тоже не совсем нормальны. Не могу назвать это поколением, в течение двух лет в 80-е здесь появилось 5–6 человек, которые занимались только искусством. Но много лет в городе не появляется молодых художников из других городов. А расстояние здесь – это не только пространство, но еще и время. Поэтому переписка с уехавшими близкими людьми – что-то вроде общения с потусторонним миром, ведь понимаешь, что скорее всего вы больше не увидитесь. Такова специфика Магадана.

– А что сегодня с культурным слоем города? Люди вообще интересуются искусством?

– Я бы не хотел скатываться к позиции «Когда я был молодым и небо было голубее…». К примеру, по количеству членов Союза художников мы выросли многократно. Но какое-то растворение все же ощущается. Ведь прожить сегодня, занимаясь только искусством, практически невозможно. Одно время членство в Союзе художников не позволяло считать нас тунеядцами, это была броня, да и уверенность хотя бы в пенсии. А сейчас членство в Союзе ничего не дает. Более того, заслуженные художники ничего не значат, не получают никаких льгот, защит и т. д. Когда недавно в России заговорили о законе о тунеядстве, я стал судорожно искать свой членский билет Союза (смеется).

Что касается талантливых людей с профессиональным образованием, то они, конечно, есть. Только я не знаю, чем они занимаются вместо того, чтобы писать. Хотя предположу, что работают дизайнерами или печатают портреты Путина на майках – словом, тем, что приносит доход. Но мне ближе магаданцы, которые не имеют художественного образования, но степень их влюбленности в свое занятие таково, что я ценю их гораздо больше, чем профессионалов, пусть и с регалиями. Может быть, в этом состоит еще одна особенность Магадана, которой можно гордиться.

У нас проходят выставки, картины регулярно выставляются, есть молодые художники, поэтому не скажу, что культурный слой истончился. Хотя бывает на открытии выставки, куда приезжают журналисты, операторы, первые лица области, задаешься вопросом: «А где обычные люди-то, где они?». Их почти не бывает на вернисаже. Поэтому общее снижение интереса к искусству, пожалуй, есть. С другой стороны, я понимаю, что людям нужно выживать, зарабатывать. Искусство по-прежнему воспринимается как роскошь, надстройка. Спросите у любого прохожего, какую последнюю книгу он прочитал для души. Я думаю, очень многие ох как задумаются над ответом. Но это нормально.

– А были ли в истории человечества лучшие условия для занятия искусством? Ведь возьмите любого родителя сегодня, который услышит от ребенка к 11-му классу «Мама-папа, я хочу стать художником и заниматься творчеством». Думаю, реакцию семьи будет легко предугадать.

– Можно проще спросить: «Хотел бы я, чтобы мой сын стал художником?» – Конечно, нет, не хотел. Я рад, что он занимается дизайном, который сегодня востребован. Но быть чистым художником???– все равно, что чистым музыкантом, это состояние души. Поэтому можно думать об этом как о компромиссе, мол, пусть рисует, но трудовую книжку и диплом заведет.

Я в некоторой степени уникален тем, что когда в 55 лет решил оформить пенсию, выяснил, что у меня нет трудового стажа. Дело в том, что когда мы вступали в Союз художников, мы точно знали, и это декларировалось: «творческий стаж приравнивается к трудовому стажу». При этом творческий стаж состоял из участия в выставках. Но потом с развалом СССР это уравнение отменили, а художников предупредить забыли.

Дальше оказалось все просто. В налоговой меня спросили, делал ли я отчисления в Пенсионный фонд? Естественно, нет. Второй вопрос???– «А вы вообще кто»? Ведь «свободного художника» в реестре профессий не существует. Магаданские налоговики, за что я их благодарю, изыскали все документы, где хоть как-то мелькали деньги, но этого не хватило на оформление пенсии. В итоге пенсии нет. Но ведь это коснулось всех художников, поэтому остальные судорожно сделали всевозможные запросы. И самое приятное в этой истории – я оказался единственным в Магадане свободным художником. Все остальные все же где-то работали. Не знаю, почему, но мне это лестно.

Есть и другие ситуации. К примеру, заходит ко мне грустный банкир, магаданец, и говорит, что ему начислили пенсию. При этом он специально несколько лет к сроку отчислял максимальные суммы, грубо говоря, с белой зарплаты. В итоге ему насчитали без северных надбавок пенсию в 8,5 тысячи рублей. Поэтому я на наше государство вовсе не обижен.

– Как вы считаете, государство вообще должно поддерживать творческих людей, свободных художников?

– Думаю, да. К примеру, есть Китай, долгое время считавшийся отсталым, но для которого каждый член Союза художников – государственная ценность. Все они получают специальную стипендию. Там понимают, что это уникальная профессия. Ведь если государство признало их профессиональными, действительными художниками, оно берет на себя за них ответственность. А у нас не так. При этом вывезти картину в советское время было практически нельзя. Да и сейчас это сделать непросто. Получается, что нашему государству здесь это не нужно, зато всем очень лестно, когда картины наших художников выставляются на зарубежных выставках и в музеях.

С другой стороны, есть Поль Сезанн, который стал известным, а значит и зарабатывать лишь к 50 годам. Как-то к нему пришел молодой художник и сказал: «Скажите, маэстро, есть ли у меня тот талант, который позволит мне заниматься только искусством?». На что Сезанн ему ответил: «Причем здесь талант? Есть у вас деньги – занимайтесь искусством, нет денег – бросайте вы это дело!».

Справка «ВМ»



Александр Пилипенко – член Союза художников РФ. Родился 5 февраля 1960 г. в Магадане. Окончил Магаданскую детскую художественную школу. В 1982 г. по окончании художественно-графического факультета Хабаровского государственного педагогического института вернулся в Магадан. С 1985 по 1991 г. работал в Магаданских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. С 1984 по 1991 г.???– член объединения молодых художников и искусствоведов при Союзе художников СССР. Участник областных и городских выставок с 1982 года. Художник создает живописные полотна в стиле метафизического историзма. Главная тема творчества – человеческие взаимоотношения, отношения между мужчиной и женщиной.

Работы художника хранятся в областном краеведческом музее, Сахалинском региональном художественном музее, областной библиотеке имени А. С. Пушкина, частных собраниях в стране и за рубежом.
Самый свободный человек Колымы

Автор:  Игорь Белов "Вечерний Магадан"




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки