Сергей Федоричев напоминает древнегреческого философа-аскета, который мог бы о себе сказать: «Все свое ношу с собой». Сегодня он здесь, а завтра там, и ничто не ограничивает его творческой свободы. Наверное, такова привычка театральных художников – жить и мыслить большими масштабами…
Сел и приехал в Магадан
По специальности Сергей Александрович – инженер-строитель, учился на кафедре архитектуры. В театр попал почти случайно: «Пригласили – и пошел». Начинал простым декоратором в Омском ТЮЗе, а потом где только судьба ни носила: были Березняки, Димитровград, Великие Луки, Барнаул, Тара. И снова возвращение в родной ТЮЗ – уже главным художником. Последнее место работы Сергея – детский театр «А-Я» в Москве, из столицы он и прилетел прямо в магаданский аэропорт – на смену покинувшему нас известному магаданскому художнику Юрию Галдину.
– Сергей Александрович, а вы так просто взяли и переехали в Магадан?
– А что там переезжать? Взял рюкзак да и все. Главное, чтобы было где жить, что делать, а больше ничего и не надо.
– Но все-таки: вы после таких культурно насыщенных мест попали в такой маленький отдаленный город…
– А как же я работал в Димитровграде? А в Омской области? В Таре, например, всего 26 тысяч жителей и 300 км от центра! Когда приезжаешь туда, у тебя только театр и магазин. Правда, там еще есть рыбалка, охота…
– Ну, этого добра и у нас хватает… Вы любите отдых на природе?
– Не то слово! Когда в театре отпуск, мы с друзьями едем в тайгу, сплавляемся по реке на лодках и по ходу дела ловим рыбу и стреляем себе дичи немного. Вот так проводим время… Я когда товарищу рассказал, что еду в Магадан, он говорит: ты, главное, знакомься с рыбаками, театр подождет (смеется). Я сюда приезжаю – здесь скульптор Юрий Степанович Руденко. И не про театр мы говорили, а сразу про рыбалку!
– А до этого вы что-нибудь знали о Магадане?
– Мой сводный брат родился здесь, в 16 лет он уехал, потом вернулся уже врачом-гинекологом и работал на трассе. Он всегда очень тепло отзывался о вашем городе. А еще моя одноклассница, по специальности океанограф, летнюю практику проходила в Магадане. Ей запомнились три главные особенности: льдины в бухте летом, белые ночи и еще – хорошие люди…
Что нам стоит дом построить!
Театральный художник отличается от обычного тем, что его фантазия не ограничена листком бумаги или холстом. Он создает на сцене целые миры, в которых можно остаться и даже прожить за несколько часов чью-то жизнь.
Передо мной несколько акварельных эскизов – здесь не только декорации, но и костюмы для актеров: тут уже намечена цветовая гамма, длина и фасон платья. Но самое удивительное – каждый наряд у Сергея имеет свое лицо???– в буквальном смысле. Это практически готовые иллюстрации персонажей, которые хоть сейчас можно публиковать на страницах пьесы.
– Это не эскизы, а произведения искусства! Неужели все художники так подробно прорисовывают своих героев?
– Это необязательно, но мне прорисовка помогает представить образ в целом, придумать к нему подходящий костюм. Любая работа начинается с почеркушки (Сергей достает пачку черновиков и показывает свои рабочие наброски). Ты зарисовываешь какие-то свои мысли о спектакле. Этот набросок может даже не войти в спектакль. Но бывает, проходят годы, и ты снова к ним возвращаешься…
– У вас такой изящный, прямо-таки «сказочный» стиль…
– А мне и нравится больше всего делать сказки, не зря ведь я работал в детском театре! А еще в качестве побочного занятия люблю вырезать из дерева кукол. Последней моей работой был приз в виде куклы на фестиваль памяти режиссера Владимира Рубанова в Димитровграде.
– А много художникутребуется времени, чтобы полностью оформить один спектакль?
– Если по-хорошему, то месяц нужен только на эскизы, неделю на чертежи, ну и если в театре все есть и режиссер невредный, то еще месяц, чтобы построить декорации.
Приехав в Магадан, Сергей Александрович охотно передал часть своих работ на выставку магаданских художников в СК «Металлист». К сожалению, эта выставка проработала всего два часа и до сих пор закрыта для посетителей.
Главное – договориться друг с другом…
– Сергей Александрович, когда будет нарисован ваш первый магаданский спектакль?
– Хороший вопрос. Я бы и сам хотел это знать… Первое, что необходимо сделать, – это поработать с главным режиссером, а сейчас он в отпуске до конца марта. Хорошо, когда у художника и режиссера есть понимание с полуслова, один взгляд на вещи. Если не удается договориться, то лучше разойтись сразу???– насильно здесь не сработаешься!
– Бывает такое, что работа над спектаклем ну никак не получается?
– Еще как бывает. Однажды в Омском ТЮЗе сочинили спектакль и дали мне задание сделать декорации. А оформлять кем-то сочиненный актерский спектакль – это хуже не придумаешь! И вот мы приносим наработки директору, что-то ей объясняем, а она говорит: «Нет! Идите, думайте!». Спрашиваем: «Почему?» А она: «У вас глаза не горят, у обоих!». В конце концов мы домучили все-таки этот спектакль, сыграли раза 2–3, и он рассыпался, потому что изначально был придуман без художника, одним режиссером, а они с пространством очень мало работают. Не то, что не умеют, – у них другая задача. Известный режиссер Николай Акимов, будучи еще и художником, решил как-то сам оформлять свои спектакли, но очень быстро понял, что быть и режиссером, и художником одновременно в одном спектакле невозможно, потери получаются колоссальные!
– А современные тенденции вас не смущают? Некоторые молодые режиссеры так и норовят воткнуть в классику что-нибудь шокирующее, эпатажное: например, актеры голышом по сцене бегают…
– Бегают, да. В Барнауле, например, в конце 90-х появился такой Театр пластики человека – работали все обнаженными. Народ поначалу туда валом повалил. Я смотрел там два спектакля, включая «Мастер и Маргарита». Ну минута, ну полторы от силы это интересно, а дальше что? Получается, как в фильме «Служили два товарища»: «Семен, иди сюды!». А там женщина разделась, идет купаться в море. «Дивись!» – «Тююю… Если б ты мне показал сало или колбасу, а такого добра я богато бачил»… Потому что на тело зритель не будет смотреть долго, не так много там есть чего разглядывать. Меня научили сразу: если ты попал в пьесу, если ты автора понял, он тебе открывается. Самое главное – это материал, источник, а потом уже то, что задумал режиссер и какие возможности есть у артистов. Бывает, задумки много, а актеры не тянут.
– В ожидании режиссера вам не приходится сейчас сидеть без дела?
– Да вот, немного помогал в постановке «Волшебного колечка», интермедий. Занимаемся сейчас концертом «CINEMA», который будет в эту пятницу. Уже полностью придумали оформление для «Бала-маскарада», но представление перенесли на конец марта. Думаю, что в будущем надо бы заняться театральным фойе, привести в порядок фотогалерею. Но лучше бы этим заниматься параллельно с большой работой в драме и музыкальном театре – это главное, ради чего я приехал!
Досье «ВМ»
Сергей Александрович Федоричев – художник-постановщик, сценограф. Родился в 1957 году в г.???Омске. Женат, двое детей. Имеет дипломы победителя различных театральных фестивалей в Москве, Вышнем Волочке, Липецке, Томске.