У меня дом в рюкзаке


В городе новый человек – главный художник нашего музыкального и драматического театра

Сергей Федоричев напоминает древнегреческого философа-аскета, который мог бы о себе сказать: «Все свое ношу с собой». Сегодня он здесь, а завтра там, и ничто не ограничивает его творческой свободы. Наверное, такова привычка театральных художников – жить и мыслить большими масштабами…

Сел и приехал в Магадан

По специальности Сергей Александрович – инженер-строитель, учился на кафедре архитектуры. В театр попал почти случайно: «Пригласили – и пошел». Начинал простым декоратором в Омском ТЮЗе, а потом где только судьба ни носила: были Березняки, Димитровград, Великие Луки, Барнаул, Тара. И снова возвращение в родной ТЮЗ – уже главным художником. Последнее место работы Сергея – детский театр «А-Я» в Москве, из столицы он и прилетел прямо в магаданский аэропорт – на смену покинувшему нас известному магаданскому художнику Юрию Галдину.

– Сергей Александрович, а вы так просто взяли и переехали в Магадан?

– А что там переезжать? Взял рюкзак да и все. Главное, чтобы было где жить, что делать, а больше ничего и не надо.

– Но все-таки: вы после таких культурно насыщенных мест попали в такой маленький отдаленный город…

– А как же я работал в Димитровграде? А в Омской области? В Таре, например, всего 26 тысяч жителей и 300 км от центра! Когда приезжаешь туда, у тебя только театр и магазин. Правда, там еще есть рыбалка, охота…

– Ну, этого добра и у нас хватает… Вы любите отдых на природе?

– Не то слово! Когда в театре отпуск, мы с друзьями едем в тайгу, сплавляемся по реке на лодках и по ходу дела ловим рыбу и стреляем себе дичи немного. Вот так проводим время… Я когда товарищу рассказал, что еду в Магадан, он говорит: ты, главное, знакомься с рыбаками, театр подождет (смеется). Я сюда приезжаю – здесь скульптор Юрий Степанович Руденко. И не про театр мы говорили, а сразу про рыбалку!

– А до этого вы что-нибудь знали о Магадане?

– Мой сводный брат родился здесь, в 16 лет он уехал, потом вернулся уже врачом-гинекологом и работал на трассе. Он всегда очень тепло отзывался о вашем городе. А еще моя одноклассница, по специальности океанограф, летнюю практику проходила в Магадане. Ей запомнились три главные особенности: льдины в бухте летом, белые ночи и еще – хорошие люди…

Что нам стоит дом построить!

Театральный художник отличается от обычного тем, что его фантазия не ограничена листком бумаги или холстом. Он создает на сцене целые миры, в которых можно остаться и даже прожить за несколько часов чью-то жизнь.

Передо мной несколько акварельных эскизов – здесь не только декорации, но и костюмы для актеров: тут уже намечена цветовая гамма, длина и фасон платья. Но самое удивительное – каждый наряд у Сергея имеет свое лицо???– в буквальном смысле. Это практически готовые иллюстрации персонажей, которые хоть сейчас можно публиковать на страницах пьесы.

– Это не эскизы, а произведения искусства! Неужели все художники так подробно прорисовывают своих героев?

– Это необязательно, но мне прорисовка помогает представить образ в целом, придумать к нему подходящий костюм. Любая работа начинается с почеркушки (Сергей достает пачку черновиков и показывает свои рабочие наброски). Ты зарисовываешь какие-то свои мысли о спектакле. Этот набросок может даже не войти в спектакль. Но бывает, проходят годы, и ты снова к ним возвращаешься…

– У вас такой изящный, прямо-таки «сказочный» стиль…

– А мне и нравится больше всего делать сказки, не зря ведь я работал в детском театре! А еще в качестве побочного занятия люблю вырезать из дерева кукол. Последней моей работой был приз в виде куклы на фестиваль памяти режиссера Владимира Рубанова в Димитровграде.

– А много художникутребуется времени, чтобы полностью оформить один спектакль?

– Если по-хорошему, то месяц нужен только на эскизы, неделю на чертежи, ну и если в театре все есть и режиссер невредный, то еще месяц, чтобы построить декорации.

Приехав в Магадан, Сергей Александрович охотно передал часть своих работ на выставку магаданских художников в СК «Металлист». К сожалению, эта выставка проработала всего два часа и до сих пор закрыта для посетителей.

Главное – договориться друг с другом…

– Сергей Александрович, когда будет нарисован ваш первый магаданский спектакль?

– Хороший вопрос. Я бы и сам хотел это знать… Первое, что необходимо сделать, – это поработать с главным режиссером, а сейчас он в отпуске до конца марта. Хорошо, когда у художника и режиссера есть понимание с полуслова, один взгляд на вещи. Если не удается договориться, то лучше разойтись сразу???– насильно здесь не сработаешься!

– Бывает такое, что работа над спектаклем ну никак не получается?

– Еще как бывает. Однажды в Омском ТЮЗе сочинили спектакль и дали мне задание сделать декорации. А оформлять кем-то сочиненный актерский спектакль – это хуже не придумаешь! И вот мы приносим наработки директору, что-то ей объясняем, а она говорит: «Нет! Идите, думайте!». Спрашиваем: «Почему?» А она: «У вас глаза не горят, у обоих!». В конце концов мы домучили все-таки этот спектакль, сыграли раза 2–3, и он рассыпался, потому что изначально был придуман без художника, одним режиссером, а они с пространством очень мало работают. Не то, что не умеют, – у них другая задача. Известный режиссер Николай Акимов, будучи еще и художником, решил как-то сам оформлять свои спектакли, но очень быстро понял, что быть и режиссером, и художником одновременно в одном спектакле невозможно, потери получаются колоссальные!

– А современные тенденции вас не смущают? Некоторые молодые режиссеры так и норовят воткнуть в классику что-нибудь шокирующее, эпатажное: например, актеры голышом по сцене бегают…

– Бегают, да. В Барнауле, например, в конце 90-х появился такой Театр пластики человека – работали все обнаженными. Народ поначалу туда валом повалил. Я смотрел там два спектакля, включая «Мастер и Маргарита». Ну минута, ну полторы от силы это интересно, а дальше что? Получается, как в фильме «Служили два товарища»: «Семен, иди сюды!». А там женщина разделась, идет купаться в море. «Дивись!» – «Тююю… Если б ты мне показал сало или колбасу, а такого добра я богато бачил»… Потому что на тело зритель не будет смотреть долго, не так много там есть чего разглядывать. Меня научили сразу: если ты попал в пьесу, если ты автора понял, он тебе открывается. Самое главное – это материал, источник, а потом уже то, что задумал режиссер и какие возможности есть у артистов. Бывает, задумки много, а актеры не тянут.

– В ожидании режиссера вам не приходится сейчас сидеть без дела?

– Да вот, немного помогал в постановке «Волшебного колечка», интермедий. Занимаемся сейчас концертом «CINEMA», который будет в эту пятницу. Уже полностью придумали оформление для «Бала-маскарада», но представление перенесли на конец марта. Думаю, что в будущем надо бы заняться театральным фойе, привести в порядок фотогалерею. Но лучше бы этим заниматься параллельно с большой работой в драме и музыкальном театре – это главное, ради чего я приехал!

Досье «ВМ»



Сергей Александрович Федоричев – художник-постановщик, сценограф. Родился в 1957 году в г.???Омске. Женат, двое детей. Имеет дипломы победителя различных театральных фестивалей в Москве, Вышнем Волочке, Липецке, Томске.
У меня дом в рюкзаке

Автор:  Надежда Порхун "Вечерний Магадан"




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки