О панике в соцсетях и традициях КМНС.
Сегодня наткнулась на рассылку во всем известном «Вотсапе»:
«ВОЛОНТЕРСКОЕ движение "ЗООСПАС" ОБРАЩАЕТСЯ К ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА МАГАДАНА!!!! 02. 11. 2016 нам стало известно, что сегодня прошли похороны молодого человека малочисленных народов севера – эвена. Чтобы упокоить душу умершего, родственники, согласно обычаям, завтра либо на второй день после похорон принесут на месте захоронения в жертву рыжую (а возможно и нет) собаку!!!! Будьте очень бдительны не оставляйте своих питомцев без присмотра!!!!»
Тут впору испугаться любому собачнику. По словам знакомой покойного, о жертвоприношении собаки, услышали на поминках. Ну, а потом волна – интернет штука хорошая, есть теперь у всех. И уже через полдня все собачники города были предупреждены о «кровожадных эвенах», которые могут украсть вашу собаку.
По словам эвенской сказительницы Чины Моторовой, у эвенов никогда не было такой традиции. Во время погребального обряда забивался олень умершего или умершей, а его мясом угощались все присутствующие, кроме близких родственников покойного.
Стоит отметить, что обряд умерщвления собак и оленей практиковали коряки. Также у них был обычай умерщвления собаки покойного, но никак «уличной» и чужой.
Как сообщили «ВМ» знакомые покойного, он был похоронен по христианским обычаям и они недоумевают – откуда взялась информация о собаке, тем более – о рыжей.
Вот текст обращения:
«Уважаемые земляки!
Про «рыжую собаку» информация, по всей видимости, вымышлена. Пожалуйста, не волнуйтесь! Чужую собаку в жертву мы не приносим никогда. Да и никогда не приносили. В давние времена народы палеоазиатской языковой группы – чукчи и коряки — провожая в дальний путь (иной мир), по обычаю, отправляли с умершим его личную собаку. Ведь собака все равно без хозяина не нашла бы покоя в этом мире.
Такие обычаи существуют у многих народов мира, так у якутов забивали коня умершего покойника. А у эвенов забивали личного оленя.
К чужим животным мы относимся с уважением. Хотелось бы, чтобы не распространяли слухи и злые сказки о нас. Как раз мы, аборигены Севера, спасем в беде любого из вас и сохраним жизнь человеку, к которому не каждый подойдет из брезгливости. Спасем любое животное, даже чужое.
С уважением ко всем людям и всему живому, ваши земляки из числа коренных малочисленных народов Севера.
"ЗООСПАС" просим вас не распространять непроверенную информацию. Этот ваш текст можно назвать байками. Ребята, это несерьезно. О рыжей собаке: из рыжих собак любят шить шапки, причем далеко не представители корякского и эвенского народа. Не будоражьте дружный народ Магаданской области!"
Мы живем в гармонии с Матерью-Природой!»
Надеемся, что после публичного опровержения, все активисты, собачники и неравнодушные люди прекратят тиражировать и обсуждать тему. Рядом с нами живут образованные и культурные люди – представители коренных народностей севера. И давайте сами будем такими же.
P.S.
От редактора «ВМ» Андрей Гришина
Дважды сегодня мне пересылали эту возмутительную информацию. Я сам являюсь наполовину эвеном, поэтому особенно остро воспринял сообщение, которое уже разошлось по всему городу.
Я даже не хочу представлять, что чувствуют родственники покойного, вынужденные писать опровержение в этот скорбный для них день. И я не нахожу оправдания для автора этого творения, кроме как устроить панику на ровном месте. Очень грустно все это наблюдать.
Я с уважением отношусь ко всему, что делает волонтерская организация «Зооспас», сюда входят действительно неравнодушные, милосердные люди. Но не нужно перегибать палку и поднимать волну возмущения по поводу непроверенных слухов и домыслов. Жизнь животного не ценней человеческой жизни. И никто не отменял уважение к чужому горю.