Самая длинная улица мира



Проспект Ленина в шутку, но вполне обоснованно называют самой длинной улицей мира. От венчающей ее телевышки начинается отсчет Колымской трассы продолжительностью более тысячи километров.

Как два поселка «родили» Ленина



Задолго до того, как столица Колымы получила официальный статус города, она состояла из двух поселков. Более 70 лет назад вдоль речки Магаданки разместился поселок Магадан, а первые деревянные домики на побережье бухты называли поселком Нагаево. К слову, наш город сейчас вполне мог значиться на картах как Нагаев. Но так случилось, что поселение вдоль речки Магаданки первые жители почти сразу стали называть городком. Слова превратились в дело 14 июля 1939 года, когда Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Магадан был переведен в ранг городов Российской Федерации. А глядя сейчас на Нагаевский район Магадана, состоящий наполовину из частного сектора, к сожалению, констатируешь: как был поселком, так и остался.

Самая длинная улица мира


Но вернемся к рождению проспекта Ленина. В самом начале 1930-х годов поселения Нагаево и Магадан уже имели транспортное сообщение– полноценную грунтовую дорогу. Постепенно ее удлиняли: до 33 км, до 90 км. И к ноябрю 1933 года автомобили уже могли доставлять грузы в глубь области на 200 км! Межпоселковую грунтовку назвали Колымским шоссе. От нее и начинался отсчет самой длинной улицы мира???– за речкой Магаданкой шоссе переходило в Колымскую трассу, которую ежегодно удлиняли на сотни километров. Как и город, тракт строили заключенные, отдавая стройке свои жизни.

Звание «самой длинной улицы» в 1951 году поменяло своего хозяина: начало Колымского шоссе переименовали в проспект Ленина. Это событие было данью «политической моде», так как в то время почти в каждом городе СССР уже существовала улица имени вождя советского народа.

Автовокзальная фанера



Почетный № 1 на проспекте Ленина сейчас принадлежит зданию автовокзала. В архиве управления архитектуры и градостроительства области сейчас хранится фотография первого, деревянного автовокзала Магадана???– построен он был в начале 1950-х годов, причем из фанеры! Каждый день этот небольшой павильон принимал 10 междугородных автобусов и два маршрутных такси. За год фанерный вокзал обслуживал до 80 тысяч пассажиров. Пассажирские перевозки в Магадане росли с каждым годом, но при этом в автовокзале не было зала ожидания, камеры хранения и даже водопровода и туалета.



Чтобы исправить такое удручающее положение, в те годы управляющий автотрестом писал письма-просьбы во все инстанции. Главным же органом управления, который мог бы изменить ситуацию, был облисполком. Его председатель Г. Иваненко в июне 1960 года написал письмо в Госстрой РСФСР и получил из Москвы разрешение на строительство новенького городского автовокзала. И уже через год Дальстройпроект предложил местным властям свой проект, автором которого был архитектор Александр Лепковский. К сожалению, первому проекту такого занятного вокзала (Г-образной формы) не суждено было материализоваться. По распоряжению начальника главного управления автохозяйства Сибири и Дальнего Востока автовокзал был построен не Г-образной формы, а единым, компактным зданием. При этом площадь здания стала на 30% меньше, чем было в проекте А. Лепковского. И еще одна деталь: вокзал планировали построить из кирпича, а потом его оштукатурить и покрасить. Как сейчас видно, этого не произошло. Может быть, строителям понравился «голый» кирпичный вид вокзала, а может, так они сэкономили, ведь общая стоимость строительства составила более полумиллиона рублей (по старым, дореформенным советским ценам).

По правилам нумерации домов, напротив автовокзала должен располагаться дом № 2. Но здания по проспекту Ленина с таким номером сейчас нет. Снесли его совсем недавно. А между тем, это было первое в городе общественное каменное здание???– телеграф. Построили его в 1935 году (проектировал М. Булычев, строил инженер А. Орлянкин). Причем возводили строители телеграф без учета местной специфики– колымской мерзлоты, применяя «материковскую» технологию фундамента. От этого с годами дом буквально перекосило. Поэтому его снос, пожалуй, был верным решением городских властей для улучшения облика центральной улицы.

Поточно-скоростной проспект



На месте здания телеграфа сейчас разбит уютный небольшой сквер. К слову, его появление в Магадане так же стало историческим, как и его предшественника–снесенного здания телеграфа. Именно здесь всего несколько лет назад выложили первую в городе брусчатку. Это было экспериментом: чиновники и строители испытывали брусчатку на прочность перед колымскими морозами. Она, к счастью, успешно перезимовала без трещин, расколов, и поэтому ее сейчас активно используют в городском благоустройстве.



Напротив сквера стоит еще одно из первых каменных зданий Магадана– корпус Магаданского политехникума (раньше– комендатура 61-го Нагаево-Магаданского морского погранотряда). Под ним нет линзы (какая была под телеграфом), поэтому здание хорошо сохранилось до наших дней. А жилые дома, которые расположены напротив него и выше, начали строить с 1945 года. Как вспоминает в книге «Первостроители» Иван Лукин, в январе 1945 года проектный отдел Дальстроя разработал схему застройки улицы Ленина???– от улицы Пролетарской до проспекта К. Маркса. Уникальным обликом этой части центра Магадана горожане обязаны авторам проекта: Е. Симову, А. Козлову и А. Лепковскому.



Проект жилых домов был разработан в кратчайшие сроки. И уже в том же 1945 году на проспекте Ленина (между улицами Пролетарской и Пушкина) одновременно строили шесть четырехэтажных домов! В областном Госархиве сейчас хранится технический проект этой стремительной стройки. И что интересно, фасады зданий на чертежах значительно разнятся с тем, что было построено. Сохранена этажность, общий вид, но убрана значительная часть декоративной лепнины. Так, на одном из зданий (перекресток улиц Ленина и Пушкина) хотели построить еще одну красивую башенку. Но она так и осталась на чертежах. Можно предположить, что строители торопились и экономили средства, поэтому не гнались за красотой зданий. Застройка проспекта Ленина, как написано в техническом проекте, велась поточно-скоростным методом, и от этого внешнее архитектурное оформление домов сведено к максимальной стандартизации. Тем не менее здания на проспекте Ленина, спроектированные разными архитекторами, получились уникальными в своем облике.



Гостиница «Магадан» появилась на проспекте Ленина в 1959 году. А раньше на ее месте располагалась фабрика-кухня. С кухней магаданцев не «разлучили»: на первом этаже гостиницы открыли ресторан. На месте жилого дома, примыкающего к первому «колымскому отелю», располагался деревянный домик связи, а чуть выше– такое же деревянное зданьице Госбанка. Кирпичные многоэтажки на их месте построили тоже в конце 1950-х годов. Там, где сейчас стоят четырехэтажки со встроенным гастрономом и «Домом одежды» (ныне–ЦУМ), раньше размещались одноэтажные деревянные бараки. Один из них использовался до ноября 1948 года как городской кинотеатр на 140 зрителей. А в декабре этого же года чуть выше по проспекту торжественно открыли новый кинотеатр???– «Горняк». Новые сталинки на проспекте Ленина, как вспоминает И. Лукин, «создали живописный силуэт проспекта, отвечающего естественному рельефу местности, объединив все здания в стремлении их к геометрическому центру».

Первая прописка местного кирпича



Центральная улица Магадана стала проявлять свой «каменный» облик не с речки Магаданки, а буквально из своей «сердцевины»???– от перекрестков с проспектом К. Маркса (до 1961 г.– ул. Сталина) и улицей Пушкина (до 1949 г.– ул. Ново-Магаданская). Именно на этой стороне проспекта с 1936 по 1939 год появились первые многоэтажные жилые дома. Причем строили эти «сталинки» из местного кирпича!



В 1932 году на левом берегу Магаданки построили кирпичный завод. В 1933 году он выдал первостроителям 3 миллиона штук кирпича. А спустя год первую партию кирпичей выдал Колыме уже второй завод (сооруженный на Марчекане). Перед началом войны в окрестностях города (6-й км основной трассы) соорудили третий завод, а чуть дальше???– на 23-м км– пятый! Все они стояли близко от месторождений суглинков и проработали до тех пор, пока не исчерпали их запасы.

К слову, красными местные кирпичи становились после обжига от большого содержания в глине окиси железа. Кирпичики получались красивыми, но некачественными. Виной тому–специфический химический состав суглинков, который «подарила» Колыме природа. И технологи не в силах были что-то изменить. Поэтому сейчас кирпич первых «сталинок» на Ленина крошится в руках. Но 70 лет назад, как и сегодня, доставлять стройматериалы с «материка» было дорогостоящим делом. Вариант же выхода из такого положения был очевидным и простым: дешевую рабсилу– заключенных ГУЛАГа– тысячами согнали на стройку заводов и жилых домов. Брак кирпича они легко скрывали толстым слоем штукатурки.

Первый генплан



Со временем появления «сердца» центральной улицы– 1939 годом– связано одно историческое событие, которое, по словам архитекторов, дало вторую жизнь нашему городу. В этот год технический совет одобрил и утвердил первый план генеральной застройки Магадана. Он был рассчитан на 45 тысяч жителей и увеличивал ширину улиц с перспективой на рост движения городского автотранспорта. А чтобы населенный пункт можно было назвать полноценным городом, Генплан предусматривал его озеленение, благоустройство скверов и принимал за основу застройки многоэтажные дома. Впоследствии Генплан не раз изменяли, но главное – Магадан с конца 1939 года благоустраивали уже по-городскому: озеленяли, возводили жилые пятиэтажки, магазины и детсады.



Но, несмотря на соблюдение всех основ градостроительства, наш областной центр, пожалуй, еще десятилетия не был похож ни на один город СССР. Вот как подмечает эту «непохожесть» инженер-строитель Николай Гассельгрен: «…Магадан продолжал строиться. Открылись в нем парк, стадион, театр. Если бы убрать лагеря и заключенных,– неоднократно думал я,– то Магадан был бы похож на обыкновенный город... Если бы... Но были и лагеря, и колючая проволока, и заключенные. Была и обстановка подозрительности, поисков «саботажников», вредителей. Все это проникало в строящийся город, расползалось по нему, как паутина».

Два дня рождения «Горняка»



Если угловой 57-квартирный дом (со встроенным магазином «Полярный») уже в начале 1940-х годов дал прописку первым своим жильцам, то прямо напротив него, через дорогу, еще 25 лет располагались деревянные дома, трансформаторная подстанция и… сарай. Универмаг на этом месте и не думали даже строить! Долгие годы в чертежах у архитекторов здесь красовалось обычное многоэтажное жилое здание. Имея угловую вставку (как все дома на перекрестках Ленина), оно прекрасно вписывалось в ансамбль с кинотеатром «Горняк».



Первый кинотеатр Магадана размещался в небольшом бараке. Стоял он в районе, где сейчас располагаются Центральный гастроном и магазин «Дом одежды». Однако к концу 1940-х годов «кинобарак» уже не мог вместить всех желающих. И поэтому руководство Дальстроя в 1947 году дало задание строителям разработать проект полноценного кинотеатра. Разрабатывать его поручили ведущему инженеру Дальстроя Ивану Лукину. Как он вспоминает в книге «Первостроители», следуя заказу, кинотеатр был запланирован и уже начерчен из расчета на 600 зрителей, но при первом его «пилотном» изучении начальник Дальстроя Иван Никишов зачеркнул половину чертежа. В итоге в августе 1947-го состоялась торжественная закладка кинотеатра из расчета на 300 мест (архитектор здания Е. Симов). А 26 сентября 1948 года строители стали первыми зрителями кинотеатра, который в то время был назван «Дальстрой». При этом спустя всего несколько лет на очередную премьеру новый кинозал не вмещал всех желающих магаданцев. И только в конце 1959 года его расширили до 650 кресел (экран кинотеатра стал широкоформатным, единственным на то время в регионе).

Вообще эти годы можно назвать золотыми для горожан-кинолюбителей. К концу 1950-х киносеансы проводили уже во всех концах города, где можно было только поставить кинопроектор, повесить экран и посадить зрителей. А с 7 ноября 1957 года в Магадане вступила в строй любительская студия телевидения. За несколько месяцев до этого события горожане были буквально поражены, когда, выйдя утром на улицу, увидели возвышающуюся над городом «Эйфелеву башню». Удивили всех проектировщики Дальстройпроекта:
Н. Бабашинский, В. Андреев и конструктор М. Колесниченко. Это их телевизионную мачту смонтировали на Комсомольской площади за одну ночь! У ажурного сооружения, венчающего улицу Ленина, есть еще один рекорд– конструкцию мачты дружно изготовили коллективы городских заводов всего за две недели (к сведению, в 1980-х годов магаданскую телемачту удлинили еще на несколько метров).

Магаданский привет космонавтам?



Для товарища Викторовой– директора кинотеатра «Горняк»– конец 1959 года был переполнен приятными хлопотами. Наблюдая, как строители расширяют ее каменное «детище», она писала главному архитектору совсем по другому поводу. «Из некоторых соображений по кассовому залу кинотеатра» от тов. Викторовой: кассовые окна должны быть на уровне среднего роста человека и оборудованы железобетонной ступенькой для детей…». Директор уже знала, что рядом с «Горняком» собираются строить жилое здание со встроенным универмагом, а главное – в его юго-западном торце запроектирован кассовый зал для городского кинотеатра.

Универмаг на улице Ленина и отдельный кассовый зал для «Горняка» у городских властей заказали горторг и дирекция кинотеатра. В архиве областного управления архитектуры и градостроительства сейчас хранятся два чертежа этого одного из центральных зданий проспекта Ленина и, пожалуй, всего Магадана. Оказывается, архитекторы планировали сделать центральный вход в универмаг в торцевой вставке, а в жилых квартирах здания???– установить балконы. Этот проект от 1959 г. через два года изменили: балконы убрали, а входы в универмаг запроектировали с противоположных сторон, отказавшись от варианта «входа с угла». Как записано в проектном задании, новый вариант дверей магазина создаст более равномерную загрузку торговых залов и выход покупателей. Такое масштабное и полезное здание для города (включая 46 жилых квартир) стоило Магадану более 12 миллионов рублей (по старым, дореформенным советским ценам).

Почему первый на Колыме универмаг назвали «Восходом»?





У меня есть свое, вполне веское предположение. В первой половине 1960-х СССР стал активно покорять космос. На всю страну и весь мир наравне с именами космонавтов гремели названия первых космических кораблей: «Восток», «Восход», «Восход-2». В марте 1965 года из корабля-спутника «Восход-2» Алексей Леонов первым в мире осуществил выход в открытый космос. И в этот же месяц и год в здание со встроенным универмагом заселились первые квартиранты, а чуть позже– 22 января 1966 года???– наш «Восход» принял первых покупателей. Не исключено, что так оригинально магаданцы послали привет первым космонавтам мира– своим соотечественникам.

Автор:  Николай Добротворский (Из книги автора «О бухте Нагаева, Магаданском парке и мамонтенке Диме»)



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки