Как вечная мерзлота влияет на состояние колымской трассы?
В этом году в мае, как всегда, неожиданно пришла весна и принесла с собой проблемы для дальнобойщиков и просто любителей путешествовать по трассе. Например, на автодороге Герба– Омсукчан (20–46-й км) из-за размытия дорожного полотна застрявшие машины приходилось вытаскивать из грязи с помощью тяжелой техники.
Высказать свое мнение о том, что происходит с дорогами в суровых условиях нашего климата, мы попросили кандидата технических наук, начальника Северо-Восточной Научно-исследовательской мерзлотной станции института мерзлотоведения СО РАН Сергея ГУЛОГО.
– Как влияет потепление на разрушение дорожного полотна?
– Дело не только в потеплении. Этот год вообще был достаточно странный; снега выпало мало, и были сильные морозы. А когда снега мало и сильные морозы, то происходит процесс наледеобразования. Грунты, которые обычно пропускают воду в верхних слоях до трех метров, перемерзают, у воды нет выхода, она начинает выдавливаться на поверхность. Когда наледь оттаивает, она интенсивно вымывает поверхностный слой грунта. И если там есть сверху линза мерзлоты, то она начинает быстрее протаивать.
– Техническая сторона вопроса: как таяние линз мерзлоты влияет на дорожное покрытие?
– Оно влияет локально. При этом идет просадка грунта. Провал будет в одном или нескольких местах. Отдельные участки по 5–10, ну пусть 20 метров. Пример влияния линз вечной мерзлоты на 32-м км Магаданской трассы. Когда проезжаем перевал Хабля, спускаемся в долину к Уптару, и начинаются «волны» на дороге. Вот это характерно для линз мерзлоты – волнообразное проседание грунта или асфальтового покрытия.
– Что при этом происходит с грунтовым покрытием?
– На само покрытие линзы мерзлоты не оказывают сильного воздействия. В основном они влияют на просадку грунта, но при этом влажность у него не увеличивается, он не меняет своих свойств. Если свойства и меняются, то под покрытием – асфальтовым или грунтовым. Поэтому, если дорога растаяла и превратилась в «кашу», – в первую очередь, нужно изучить свойства грунта покрытия дороги, возможно, он не соответствует по норме влажности. Было бы интересно провести детальные исследования таких участков.
– Как часто на колымской трассе встречаются линзы вечной мерзлоты, и как можно справиться с этим явлением?
– На федеральной трассе «Колыма» много таких участков. 64–70-й км около поселка Стекольный, там постоянно проседает дорога. Я уже сказал про 32–38й км. Потом 120–130-й км. Есть мнение делать дорогу в этих местах поднятую на эстакадах. Потому что, сколько бы на проблемном участке ее ни ремонтировали и ни отсыпали, линза все время будет протаивать и проседать.
– Насколько экономически выгодна дорога на эстакадах?
– Считается, что это слишком дорого, и дешевле каждый год делать отсыпку. Для грунтовой дороги это экономически целесообразно, ее можно грейдеровать и выравнивать каждый год. Но если ее покрыли асфальтом, ситуация гораздо сложнее – линза будет вытаивать, и «волны» на асфальте будут все глубже. Поэтому у нас в институте было решено, что выгоднее будет делать свайный фундамент для эстакады. Пусть она будет 100 или 200 метров, но зато уже не просядет.