В преддверии выборов в Госдуму Федерального Собрания РФ VII созыва «МП» продолжает знакомить читателей с особенностями предстоящей избирательной кампании, работой участковых комиссий и наработанными практиками. Сегодня мы с председателем Избирательной комиссии Магаданской области Владимиром ЕПИФАНОВЫМ поговорим о некоторых острых моментах, особо интересующих избирателей, - подкупе граждан кандидатами, вбросах бюллетеней и праве голоса.
Граффити на бюллетенях
- Владимир Иосифович, наверное, одним из первых вопросов должен стать тот, который возникает у многих во время предвыборного периода - а зачем нам голосовать? Некоторые считают, что их голос не способен изменить ситуацию в стране, в частности в политике, к лучшему…
- Прежде всего хочу напомнить, что согласно Конституции мы, граждане РФ, сами формируем органы власти. Это наше право, а не обязанность, но, по моему мнению, это наш долг. Я считаю, что тот, кто уклонился от использования своего права голоса, фактически доверив свой голос соседу, не имеет морального права критиковать власть. Мы делаем свой выбор и спустя 5 лет оцениваем, правильным ли он был. Критерий всегда один - улучшилась ли наша жизнь хоть на йоту. Стали жить лучше - верно власть сформировали, хуже - можно пойти и проголосовать за другого. Тут, конечно, каждый и сам должен задуматься, а точно ли дело во власти, нет ли его собственной вины в том, что его материальное или общественное положение ухудшилось. Удивляет, что неголосующих на выборах многие эксперты и политологи стабильно причисляют к протестному электорату. В чем же их протест? Кто не идет на выборы - это тот электорат, которого стабильно все устраивает. Люди вместо того, чтобы идти голосовать, блины, может, пекут! Кто недоволен положением дел - идет и ставит галочку, кто хочет выразить протест - тоже.
- Кстати, после дня голосования в Сети часто выкладывают фото изрисованных чуть ли не граффити бюллетеней. Некоторые же ограничиваются надписью «против всех» на бланке, в дань памяти некогда существовавшей графе, ликвидацией которой многие были недовольны. Скажите, пожалуйста, как считаете, есть ли резон возвращать эту графу?
- Хочу обратить особое внимание - во всем мире графы «против всех» нет, так почему мы должны чем-то отличаться? Эта графа бессмысленна. Если ты не хочешь ни за кого голосовать - не ходи на выборы, не доверяешь кандидатам - сам баллотируйся, друзей выдвигай! А иначе что, анархия? Какой результат хотят увидеть голосующие «против всех»?
- Меняется ли в последние годы на Колыме количество граждан, все-таки дошедших до избирательной урны и отдавших свой голос за одного из кандидатов, и их возрастная принадлежность? И сразу второй вопрос - возрастает ли электоральная активность молодежи?
- Знаете, обычно люди неверно полагают, что наиболее электорально активны пенсионеры. Это не так! Молодежь - вот кто чаще всех ходит на выборы! Хотя за последние годы на Колыме активность этой категории граждан несколько снизилась. После выборов 2008 года избирком совместно с СВГУ провел социологический опрос, изучали процент явки молодежи. Тогда анализировали выборку до 30 лет, результат показал более 60 %.
Сейчас возрастной ценз увеличен до 35 лет, оттого показатели несколько сдвинулись в меньшую сторону. Со своей стороны избирком проводит активную работу по повышению правовой грамотности и интереса к избирательному процессу среди молодых людей - в феврале прошел месячник молодого избирателя, стабильно организуем лекции, викторины, встречи, конкурсы. В среднем общая явка в регионе составляет порядка 35 - 45 %, ее обычно оценивают как невысокую. Это не совсем корректно, здесь, на Колыме, явка в 35 % на бумаге фактически равна всем 50 %. Мы-то считаем явку от де-юре, а надо от де-факто! Все 100 % избирателей в день голосования в своих населенных пунктах не находятся. Кто-то в отпуске, другие в Магадане, третьи переехали, не выписавшись.
- Дата выборов, 18 сентября, - время золотой страды, в самом разгаре промывочный сезон. Как могут отдать голос те, кто на вахте?
- Горнодобывающая отрасль основная для Колымы, разумеется, в своей работе мы это учитываем. Работодатели по закону обязаны поставить избирком в известность, заранее предоставив списки, где указано, сколько избирателей в день голосования у них будет находиться на вахте. Территориальная комиссия совместно с участковой организуют досрочное голосование (за 20 дней до дня выборов). Таким образом, насколько можем, мы охватываем избирателей в артелях, выезжаем на полигоны. Но небольшие предприятия, разбросанные по всей тайге, где работает по 15 - 20 человек, зачастую даже не заявляют о своих избирателях. Со своей стороны мы обеспечиваем возможность проголосовать всем желающим. Особая работа ведется и с людьми с ограниченными возможностями. Есть спецмашины с подъемником, которые приезжают к инвалиду на дом, забирают его, привозят на избирательный участок и потом отвозят обратно. Ведется и информационная работа через общественные организации и работников соцзащиты с этой категорией избирателей, на сайте избиркома существует ресурс для слабовидящих. Инвалиды также становятся членами участковых комиссий.
Право голоса
- Владимир Иосифович, давайте поговорим на тему, которая после выборов активно муссируется в соцсетях и СМИ - о подкупе избирателей. Как вы считаете, если ли цена у голоса?
- Я считаю, что сама процедура гипотетического подкупа бессмысленна. Предположим, кандидат пообещал избирателю подарок, машину, дачу, что угодно, или уже подарил. Но в кабинку для голосования избиратель же заходит один! И не узнает этот кандидат, за него тот галочку поставил или нет! Потому ни о каком подкупе не может идти и речи - тайну голосования, как и право голоса, у нас никто не отнимет. Более того, я считаю, что, несмотря на то что избирательная кампания еще даже не началась, кандидаты не продемонстрировали себя «во всей красе», основная доля жителей определилась, за кого будет голосовать. И вы, и я уже знаем, какой выбор сделаем. Часть избирателей, конечно, колеблется, на некоторых может повлиять мнение семьи или друзей, но это единичные случаи. Кстати, возвращаясь к вопросу подкупа, хочу обратить внимание, что со старта избирательной кампании подарки от кандидатов учреждениям и гражданам являются грубейшим нарушением избирательного законодательства.
5 лет срока. Уголовного и депутатского
- Не могу не упомянуть о высказываемых людьми сомнениях касательно процедуры подсчета голосов. Возможны ли подтасовка результатов и вброс бюллетеней?
- Когда говорят, что комиссию купили, мне становится непонятно, как можно купить человека, чтобы он за твою победу - получение мандата - согласился пойти на преступление, которое грозит лишением свободы (сроком до 5 лет. - Прим. авт.). Голословные утверждения о подтасовке результатов на участках в первую очередь оскорбляют людей, работающих в участковых избирательных комиссиях! Давайте уточним, кто в них входит. Каждая комиссия на участке состоит из 10 - 13 человек. Это представители политических партий, педагоги, врачи, члены общественных организаций, деятели культуры и спорта. Разве может быть тайна среди, предположим, 11 человек? Состав формируется путем выдвижения от профсоюзов, трудовых коллективов, собраний по месту жительства... Вот вы мне скажите, как можно сфальсифицировать результат или нарушить избирательное законодательство, когда такие разные люди считают голоса, а за подтасовку им светит реальный уголовный срок и потеря репутации? Кто на это пойдет? Тем более вся процедура подсчета голосов абсолютно прозрачна. Как может произойти вброс бюллетеней? Судите сами: бланк бюллетеня, не оформленный в соответствии с законодательством, не является бюллетенем, по которому можно проголосовать. Силу ему придает печать и две подписи членов участковой комиссии, тогда он становится документом. Кроме того, все бюллетени идут по счету.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, как обеспечивается прозрачность процедуры.
- Прозрачна не только процедура, но и ящики для бюллетеней. Кроме того, в Магадане на 7 участках устанавливаются комплексы обработки избирательных бюллетеней. Их использование обеспечивает нулевой человеческий фактор при подведении итогов голосования. В стандартной же процедуре при подсчете голосов каждый бюллетень поднимается на всеобщее обозрение членов комиссии в присутствии наблюдателей, журналистов. Протокол участковой комиссии, в который внесено, сколько голосов какой кандидат получил, подписывают все члены, он же дублируется в увеличенной форме протокола. Партии внимательно отслеживают каждую цифру. Подписанный бумажный вариант протокола раздается наблюдателям еще до того, как результат вобьют в систему «ГАС выборы». Скажите, как можно подтасовать результаты, ввести другие цифры, если протоколы у всех уже на руках? Особо недоверчивым всегда предлагаем поработать в участковой комиссии. Обычно так - выборы прошли, спрашиваешь у человека, ну как, все ли было законно? Ответ всегда один, и он утвердительный. Проверив на практике, как происходит работа в участковых комиссиях, все понимают, что строгий контроль обеспечен, и избиратель может быть уверен в том, что его голос учтен за его кандидатом.
- Владимир Иосифович, спасибо вам за то, что говорите о сложном так просто!