Опубликованный недавно одним из федеральных издательств рейтинг выставил Колыму на всеобщий позор - мы, оказывается, больше всех потребляем спиртного. Неужели мы такие пьяницы?
АБОРИГЕНЫ СПИВАЮТСЯ?
Официальная статистика тоже не щадит нашего самолюбия. «Самый высокий уровень алкоголизма - на Чукотке, на втором месте Магаданская область, за нами следуют Камчатка и Сахалин, - говорит главный врач магаданского областного наркологического диспансера Галина ТКАЧЕНКО. - На моей памяти, а в этой сфере я работаю почти 40 лет, так было всегда - и в советское время эти дальневосточные регионы были самыми пьющими».
Корень зол наркологи видят в алкоголизации национальных сел - высокие показатели, что «портят» нам статистику, на Дальнем Востоке дают именно местные аборигены. В Магаданской области особое неблагополучие царит в Ольском и Северо-Эвенском районах, где проживает большая часть коренных народностей.
«В развитии алкоголизма играют роль такие факторы, как наследственность и социальная среда, - продолжает мысль Галина Ткаченко, - а также доступность и обилие спиртных напитков. В национальных селах эти факторы проявляются особенно ярко. У аборигенов в организме отсутствует фермент, расщепляющий алкоголь, поэтому, если европейскому человеку, чтобы сформировалась зависимость, надо злоупотреблять два года, то аборигенам достаточно пары месяцев. Питейные традиции в их среде сложились издавна, отношение к этому более терпимое - у нас были пациенты, которые с 10 лет выпивали дома вместе с родителями. Еще и алкоголь сегодня легко купить - населения у нас мало, а водки много».
ЖИЗНЬ - ЖЕСТЯНКА
Бедность, отсутствие работы и надежды на достойную жизнь, наверное, только крепкого духом человека не повлекут к рюмке - водка дурманит мозг, но и скрашивает горести никчемного бытия. И вполне закономерно, что национальные села спиваются. Массово оторванные от своих вековых традиций еще в советское время, сегодня местные жители влачат бедственное существование.
«Алкоголизм - это больше не медицинский, а социальный вопрос, - говорит главный врач северо-эвенской районной больницы Леонид ВАСИЛЬЕВ, - и решать его надо социальными мерами, надо поднимать уровень жизни в районе. Наша молодежь, я считаю, пьет от безысходности - работы нет, получить профессию трудно. Люди живут бедно, спасаются рыбалкой, охотой, сбором грибов и ягод. Ассортимент продуктов питания в магазинах очень скуден и очень дорог - буханка магаданского хлеба стоит 100 рублей, кило гречки - 125-140 рублей. Зато спиртных напитков - большое разнообразие и по доступной цене».
До революции аборигенов, в обмен на пушнину, спаивали ушлые искатели приключений, сегодня им вторят ушлые коммерсанты - сверхприбыль им дороже жизни человеческой. Это ничего, что от пьянства раньше времени умирают, главное, чтобы в кармане звенели монеты…
ЭФФЕКТ ИСЦЕЛЕНИЯ
Если в районах народ стабильно пьянствует, то магаданцы, кажется, почувствовали вкус к трезвой жизни - людей с алкогольной зависимостью в городе стало заметно меньше. В 2008 году на учете их было 5648 человек, в 2014-м осталось 2314. За шесть лет снизились показатели и в целом по региону - с 9226 до 4479 человек. Кто-то, конечно, покинул Колыму, кто-то сгинул в пьяном угаре, но кого-то ведь и на трезвый путь удалось наставить. По-строят через год так нужный нам Реабилитационный центр для больных алкоголизмом, эффект исцеления будет еще более вероятным.
«Отрезвление пошло, это очевидно, - подытоживает Галина Ткаченко. - Меньше стало в регионе и алкогольных психозов, а это самый объективный показатель: 184 в 2014 году против 419 в 2008-м».
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ