Еще в апреле на совещании по реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на Дальнем Востоке, которое провел премьер-министр Дмитрий Медведев в Хабаровске, были озвучены 35 конкретных мер по развитию ДВ. Среди них - восстановление ранее предусмотренных на 2015 г. бюджетных средств на финансирование реконструкции аэропортовых комплексов, в том числе и аэропорта Магадан, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 гг.)».
Но финансирование работ это одно, а их невыполнение - другое. Начиная с 2006 г. ЗАО «МДС-групп» выиграло несколько госконтрактов на модернизацию магаданского аэропорта общей стоимостью более 5 млрд. рублей. Начался июль, но ни одного работника со стороны подрядчика в аэропорту нет. Последний сданный объект - стоянки для самолетов, правда, и эта сдача длилась эпически долго, тогда как стоянки аэропорту нужны как воздух.
Ситуация с реконструкцией находится на постоянном контроле губернатора Владимира Печеного. Глава территории провел очередное рабочее совещание в аэропорту. Цель - ознакомиться с тем, что происходит в главной воздушной гавани региона сегодня и с ближайшей перспективой выполнения работ по реконструкции. Уже предваряя совещание, губернатор сказал о намерении направить письмо в адрес руководителя Росавиации Александра Нерадько с просьбой провести совещание, чтобы поставить окончательную точку в недобросовестно выполняемых работах, искоренить причину затяжной реконструкции.
Так как же сегодня обстоят дела? Как сказал генеральный директор ОАО «Аэропорт Магадан» Сергей Замараев, работы по следующему этапу реконструкции в 2015 г. так и не начинались. Причина - проект не получил положительного заключения государственной экспертизы, поэтому и средств на этот год не выделено. Зато остались незавершенные работы по предыдущим контрактам, которые также не выполняются.
- Планировалось по настойчивому требованию заказчика и застройщика-подрядчика ввести в декабре в эксплуатацию светосигнальное оборудование (ССО), в связи с чем аэропорт выделил средства на облет в размере
2,5 млн. рублей. До настоящего времени облета не было, как не было и попыток сдать уже, по сути, установленную светосигнальную систему, - комментирует ход реконструкции Сергей Замараев. - Что касается невыполненных работ по водосточно-дренажной системе, о чем уже говорится в течение 6 лет: в конце прошлого года подрядчик попытался приступить к устранению недоделок. Но, поскольку уже была осень, ничего хорошего из этой затеи не вышло, кроме испорченной спланированной части летного поля.На сегодня сданы два объекта - покрытие взлетно-посадочной полосы и стоянки № 17 и 19.
Кратко о состоянии летного поля. По сравнению с 2014 г. увеличилось количество дефектных мест на асфальтобетонном покрытии искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП), их число возросло на 26,5 %. Таким образом, получается следующее: в рамках гарантийных обязательств подрядчик должен устранять дефекты, но в течение строительного сезона не успевает этого сделать, поскольку интенсивность образования дефектов превышает скорость выполнения гарантийных работ практически в два раза.
Бетонное покрытие недавно сданных мест стоянок самолетов имеет такие дефекты, как продольно-поперечные и усадочные трещины, шелушение поверхности плит, сколы углов и кромок плит, уступы между смежными плитами высотой до 12 мм. Общее количество плит с дефектами составляет 178, или 45 % от общего их количества. Это с учетом того, что в прошлом году практически две трети было заменено подрядчиком за свой счет.
На асфальтобетонном покрытии стоянок № 34 и 35 (они эксплуатировались до этого) выявлено наличие двух участков просадки вдоль северного края покрытия. Несмотря на то что эти стоянки находятся во временной эксплуатации, работы по ним также должны в дальнейшем проводиться.
Не так давно инспекционная комиссия межгосударственного авиационного комитета проводила сертификацию аэродрома (выполняется раз в 5 лет), по результатам деятельности подрядчика сделано не очень хорошее заключение, где указан ряд недостатков. В частности, на грунтовой поверхности спланированного участка взлетной полосы отмечены колейность от большегрузной строительной техники, наличие уступов высотой более 150 мм в местах сопряжения грунтовой поверхности спланированной части летной полосы с фундаментом глиссадных огней, наличие уступов до 100 мм в местах установки входных огней ИВПП между грунтовой поверхностью спланированной части летной полосы и крышками кабельных колодцев в местах установки боковых посадочных огней новой светосигнальной системы ИВПП.
Эти отступления явились результатом несоблюдения подрядчиком правил производства работ по монтажу элементов ССО искусственной взлетно-посадочной полосы в условиях действующего аэродрома. Более того, на спланированной части летного поля некоторые колодцы водосточно-дренажной системы оказались заглубленными, что влечет за собой угрозу безопасности полетов в случае скатывания воздушного судна с полосы. Присутствуют там и которые, наоборот, возвышаются, что также вызывает причины для беспокойства с точки зрения обеспечения безопасности полетов.
Мы работаем с этим подрядчиком почти 10 лет и всякий раз в начале строительного сезона слышим оптимистичные заявления по поводу дальнейшего хода работ, но на этом все и заканчивается. У подрядчика отмечается низкий уровень организации работ. Об этом свидетельствует прошлогодняя замена плит, выполненная с нарушением технологий приготовления бетона, и только наше вмешательство, то, что аэропорт вынужден был за свой счет делать независимую экспертизу, привело к тому, что заставили-таки переделывать 122 плиты из 180. Это колоссальный объем. Практически весь прошлый год подрядчиком был потрачен на исправление брака предыдущих лет. И в этот строительный сезон все браковые работы он не устранит.
- Кредит доверия, которым должен обладать любой партнер застройщика, становится все меньше. Хотя в сложившихся условиях надо совместно пытаться эту ситуацию исправить, - заключил Сергей Замараев.
В свою очередь, руководитель проекта ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» заказчик работ по реконструкции Сергей Буднев также отметил, что проблема заключается в слабой работе подрядной организации.
- Мы как заказчик в рамках договора строительного подряда принимаем все меры воздействия, в том числе выставляем штрафные санкции. Штрафы на сумму 11,5 млн. рублей подрядчиком уже оплачены, на 48,3 млн. еще выставлено действующих претензий. Несмотря на то что количество претензий ежегодно растет, к адекватным действиям, направленным на ускорение работ и повышение качества, подрядчика это не побуждает. В связи с этим в ФГУ «Гражданские аэродромы» принято предварительное, но принципиальное решение о расторжении договора с данным подрядчиком. Мы понимаем все риски и просим Владимира Печеного поднять этот вопрос на встрече с Александром Нерадько. Мы замучились работать с таким подрядчиком, - говорит представитель заказчика.
В то же время предприятие-заказчик продолжает планировать реконструкцию. Так, по словам Сергея Буднева, на 2015 год намечено завершение работ по вводу в эксплуатацию светосигнальной системы ИВПП и рулежной дорожки № 4, по исправлению дефектов водосточно-дренажной системы.
Согласно последней информации через две недели подрядчик приступит к работам со сроком их исполнения два месяца.
- Генеральный директор ЗАО «МДС-групп» Сергей Солодовников гарантирует, в очередной раз перенося срок графика выполнения работ, что через две недели уладит все финансовые вопросы и приступит к исполнению незавершенных работ, - говорит представитель ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». - Что касается второго этапа реконструкции аэропорта Магадан - уже второй раз получено отрицательное заключение главгосэкспертизы. Здесь также не секрет, что гендиректором проектной организации МТПИ-3 является Сергей Солодовников. По последней информации, через месяц заканчивается доработка проекта и он повторно направляется на экспертизу. Если и до апреля следующего года не будет получено положительное заключение, то и строительства в 2016 году не будет. Напомню, средства из федеральной адресной инвестиционной программы уже перенесены с 2015 года, поскольку проекта нет. Поэтому на нашем предприятии также прорабатывается вопрос о расторжении контракта с организацией, разрабатывающей проектную документацию.
Ознакомившись с текущей ситуацией по реконструкции аэродромного комплекса, губернатор Владимир Печеный констатировал, что картина безрадостная:
- Это недопустимая ситуация, и мы не позволим, чтобы она развивалась таким образом в дальнейшем. Аэропорт - важнейший для территории объект! Поэтому вопрос о продолжении реконструкции будет подниматься мной на федеральном уровне. Есть установленные взаимоотношения заказчика и подрядчика, где одним из главных условий является исполнение контракта. Правительство Магаданской области при возникающих проблемах также будет вмешиваться в эти отношения. Аэропорт должен работать и развиваться.